Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«по горизонтали»



 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

__________________________________________________________________________

 

Тема: «Этика делового общения. Речевой этикет».

 

План

 

1. Понятие этики делового общения.

2. Речевой этикет, его основные требования и правила. Значение речи в жизни

человека вообще и в деловом поведении в частности.

3. Культура речи.

4. Психологические аспекты речевого поведения.

5. Правила речевого поведения в отдельных сложных ситуациях.

 

Этика есть философия доброй воли,

а не только доброго действия.

Иммануил Кант

    1. В современном мире интерес к этике усилился в связи с проблемой психологического климата в коллективе, влияющего на успех в деятельности предприятий и в бизнесе.

Этика – это наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Этика (ë thicá от ē thos – обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

Мораль(от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.

Основные категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д.

Этика делового общения – совокупность нравственных норм, правил и взглядов, регулирующих поведение и отношения людей в ходе осуществления их производственной деятельности. Она является частным случаем этики вообще и содержит её основополагающие свойства и характеристики. В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Соблюдение этических норм в деловом общении является важным и необходимым правилом для эффективности производства, способствует укреплению деловых связей, улучшению делового общения, помогает увеличить рентабельность производства.

Роль этики в бизнесе: чем более удачной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

Правила делового общения, включают в себя следующие пункты:

• в морали нет абсолютной истины и арбитра среди людей;

• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;

• при этических промахах других не следует акцентировать на них повышенное внимание;

• при практическом применении норм морали необходимо начать с себя.

Секретарь находится в постоянном общении: в непосредственном диалоге (с руководителем, сослуживцами, посетителями офиса) и опосредованном (телефон, факс, электронная почта).

Самое главное и трудное в речевом этикете – это умение слушать других людей. Нельзя перебивать собеседника, следует дослушать его до конца, особенно если он чем-то раздражен. «Дайте партнеру возможность  выговориться» – это один из методов, помогающих погасить конфликт или не допустить его.

Умение слушать – важнейшее условие любого общения, тем более оно важно для секретаря. Зачастую люди не умеют слушать другого и, даже сосредоточившись на предмете, многое упускают. Происходит это оттого, что человек очень быстро переключается на собственные мысли.

В процессе общения следует помнить о том, кто ваш собеседник, и свое поведение соотносить с его характеристиками. Это поможет подобрать интересную тему для беседы, выбрать нужный тон, вести себя непринужденно или сохранять дистанцию.

Воспитанный секретарь не допускает в своей речи жаргонные выражения, используемый не к месту профессиональный сленг, заимствования из иностранных языков.

Секретарь, как и любой другой работник, должен владеть культурой речи, которая определяется объемом активного словаря, дикцией, а также владением речью.

Если человек никак не может подобрать нужно слово, закончить фразу, не следует делать это за него, подчеркивая, что вы более сообразительны.

Большое значение имеет умение заинтересовать собой и заинтересоваться тем, с кем общаешься. Для этого также существуют некоторые правила: выбор общеинтересной темы, использование шуток и острот, не обидных для участников диалога, замена односложных ответов «да – нет» на обороты: «К сожалению, это невозможно».

Говорить следует правильно, т. е. в соответствии с нормами литературного языка.

Речь должна быть точной. Важно, чтобы слушатели (или посетители) поняли именно то, что вы хотели сказать.

Речь должна быть и выразительной.

2. Три вида требований к речевому поведению: поведение собеседников при разговоре, культура речи, содержание высказываний и эмоциональная окраска речи.

Значение речи в жизни человека:

·  средство общения;

· средство мышления;

· средство познания мира и самопознания.

Значение речи в деловом этикете связано с тремя функциями этикета:

· деловой;

· межличностной;

· представительской.

Требования, предъявляемые к речи, касаются трех сторон речевого поведения:

1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи.

2. Характеристики культуры речи.

3. Содержание речи.

Требования к поведению собеседников связаны с представлениями о вежливости и уважении. Некоторые из них можно сформулировать в определенных правилах для слушающего и говорящего.

Для слушающего – рекомендуется принимать любую речь и отдавать ей предпочтение перед любым действием, т. е. всегда быть готовым к приему речи. Если человек занят своим делом, то ему рекомендуется оставить свое занятие, выслушать обращенную к нему речь и постараться понять сказанное. Если в тот момент, когда к нему обращена чья-то речь, человек сам говорит, то правильнее будет замолчать и выслушать, чем продолжать говорить. То есть основные правила:

1) отдавать предпочтение беседе перед неречевым занятием;

2) выслушиванию собеседника перед своей речью.

Для говорящего – запрещено наносить ущерб слушающему содержанием или формой высказывания. Для этого следует быть осторожным и предвидеть возможность такого ущерба. Для создания позитивной атмосферы общения большую роль играют существующие у собеседников установки: доброжелательность, терпеливость, готовность к сотрудничеству, внимательность, уважение к собеседнику. Таким образом, любая форма проявления вежливости связана с тем, что на какой-то момент времени свои интересы и потребности отходят на второй план, а предпочтение отдается интересам и потребностям собеседника, т. е. вежливое поведение – это всегда поведение в интересах собеседника. В этом плане в деловом поведении для подчиненного совпадают норма субординации и норма вежливости, и невежливое поведение разрушает также и систему отношений подчинения. При построении поведения со старшими по статусу (руководителями) не следует: опровергать критику со стороны начальника, повышать голос, стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту, стремиться –доказать начальнику, что он ошибается, ставить начальника в неловкое положение.

 

3. Следует заботиться о доступности речи, использовать разнообразные речевые средства: сравнения, примеры.

Содержание высказываний ни в коем случае не должно наносить ущерб собеседнику.  

Цель делового общения состоит не просто в обмене информацией, но и в выработке общего смысла, в совместном постижении предмета. Эффективность делового общения в немалой степени определяется речевой культурой партнеров.

  Культура речи – это совокупность ее коммуникативных качеств: богатство словаря; чистота речи, отсутствие слов-паразитов и слов, не несущих смысловой нагрузки, ненормативной лексики; выразительность, точность, ясность и понятность, правильность. Она проявляется в тоне и содержании разговора, в такте и умении спорить.

Тон разговора. В общении особенно результативна доверительная интонация. Она позволяет партнерам чувствовать себя равными, даже если один из них значительно превосходит другого по знаниям и опыту. Если вопрос надо решить незамедлительно, а времени для объяснения в доверительном тоне нет, тональность должна быть более сдержанной и четкой. Важно в любой ситуации не обидеть человека и дать ему возможность понять, чего от него хотят.

Тема разговора. Четкое определение содержания беседы − это проявление вежливости. Избыточная информация отвлекает внимание от предмета разговора. Главное правило беседы − говорить не вообще, а в соответствии с ситуацией и конкретным предметом разговора.

Такт. Вежливые люди во время беседы не говорят о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника, и не обсуждают чужие проблемы, если не намереваются их решить.

Спор. Если вы хотите убедить в чем-то тех, кто вас слушает, необходимо позаботиться об аргументах и способах доказательства правоты вашей позиции. Не говорите того, что считаете ложным, чего не знаете или не имеете достаточных оснований. Следует помнить, что обмен взглядами и впечатлениями часто помогает прояснить нечто для себя самого. Поэтому плодотворность беседы зависит от умения собеседников слушать друг друга.

Деловой разговор – это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела. Он создает необходимые условия для сотрудничества, способствует установлению и развитию отношений между конкурентами, клиентами, партнерами и т. д. Такая речь имеет свою специфику и должна отвечать следующим требования:

Первое и непременное требование к деловому разговору – правильность речи говорящих. Надо следить за правильным произношением и ударением (валовой, оптовый, эксперт).

К недостаткам речи относится наличие слов-паразитов (так, так сказать, понимаете, значит, вот, это самое и т. д. ) и повторение одних и тех же слов. Первые вызывают раздражение, вторые создают впечатление бедности и монотонности речи.

Известно, что «каждый слышит то, что понимает», поэтому следует максимально заботиться о доступности речи. В деловой разговорной практике используется большое количество выдержек из документации, особые стандарты профессионального лексикона.

Для усиления эффекта речи важен подбор первых фраз, содержащих интригующую информацию или интересные, приковывающие внимание аудитории факты. Также рекомендуется использовать определения, сравнения, примеры. Сравнения делают мысли более ясными и убедительными. Аналогии – сравнения двух явлений из различных областей, разного порядка. Цель примера − приближение предмета к слушателю, поэтому пример должен быть конкретным.

 

4. Рассмотрим некоторые психологические закономерности, которые следует учитывать при построении речевого поведения, и сформулируем рекомендации для отдельных сложных случаев.

4. 1. Оценочные и безоценочные высказывания.

В нашей речевой культуре широко представлен стереотип оценочных высказываний, когда мы формулируем свое отношение к тому или иному факту или действию в форме оценки. Такие формулировки настолько привычны, что их не замечаем и с трудом можем найти другие способы выражения своих мыслей. В быту, при общении с хорошо знакомыми и дружественно настроенными по отношению к нам людьми, которые к тому же сами привыкли так строить свою речь, это обычно не вызывает осложнений. Но в деловой обстановке, особенно при наличии некоторого уровня эмоционального напряжения, использование оценочных высказываний может неблагоприятно повлиять на ситуацию, повысить эмоциональное напряжение и спровоцировать агрессивное поведение собеседника. Это связано с тем, что тот из собеседников, кто дает оценку другому, на мгновение как бы занимает позицию чуть выше собеседника, превосходя его по уровню компетентности, квалификации, интеллекта и т. д. (Кто может себе позволить давать оценку? – более умный, знающий, опытный). Бессознательно собеседник стремится выровнять положение, защищается, и эта защита может принимать самые непредсказуемые формы.  

Оценочные высказывания содержат формулировку собственного отношения к тому или иному факту или действию в форме оценки. Безоценочные высказывания либо содержат описание ситуации языком фактов, либо отражают собственные эмоции по поводу случившегося.

 

Оценочные высказывания Безоценочные высказывания  
Описание фактов.   «Я-высказывание» о своих чувствах.  
Этот отчет никуда не годится.   В отчете допущены фактические ошибки, используемые данные устарели. Меня возмущает ваше отношение к порученной работе и беспокоит, что я не могу на вас положиться.
Ваш отдел плохо поработал в прошедшем квартале.   Ваши показатели по продажам снизились почти в три раза.   Я не доволен тем, как организована работа в отделе, боюсь, что придется самому вмешаться в эту ситуацию.

 

4. 2. Позитивные и негативные формулировки.  

Позитивный язык – это не просто грамматическая форма, но определенная позиция, стремление во всем находить здравое зерно и приемлемый вариант. Чтобы создать у собеседника оптимистичный и конструктивный настрой и избежать нежелательных ассоциаций, рекомендуется избегать негативных формулировок, содержащих отрицание, и заменять их позитивными. Например, вместо «Нас не устраивают некоторые пункты контракта» – «Нас устраивает в контракте все, за исключением отдельных пунктов».

4. 3. Использование открытых и закрытых вопросов.  

Постановка вопроса является одним из ключевых моментов ведения беседы, причем вопросы различны по форме, по-разному воздействуют на собеседника и выполняют различные функции. Особое внимание следует обратить на использование открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы предоставляют больше свободы собеседнику при определении содержания ответа, он чувствует себя более свободно. Такие вопросы полезно использовать в начале беседы, когда важно получить как можно больше информации. Закрытые вопросы ограничивают собеседника, дают меньше информации, но она более определенна, такие вопросы повышают напряжение в разговоре, их желательно использовать ближе к концу беседы и только в том случае, когда повышение напряжения допустимо.

 

5. Правила речевого поведения в отдельных сложных ситуациях:

1. Принесение извинений – совершенно необходимо для снижения напряжения, если произошло что-то неприятное для собеседника по вашей вине или при вашем участии. Одна из наиболее приемлемых форм извинения включает Я – высказывание о чувствах (вины, сожаления, раскаяния и т. д. ): «Я очень сожалею, что из-за меня.... ». Многие люди испытывают трудности в ситуациях, когда следует принести извинения. Это связано с тем, что недовольство своим поступком, негативная оценка этого поступка бессознательно распространяется ими на оценку всей своей личности, что совершенно неправомерно. Все мы время от времени вольно или невольно совершаем поступки, о которых потом сожалеем, но это не уничтожает ценность каждой личности.

2. Умение критиковать и принимать критику. Критические высказывания являются неизбежным элементом делового общения, и при этом многие люди указывают на то, что именно критика со стороны других портит им настроение. Для того, чтобы научиться критиковать корректно, не вызывая негативной реакции, следует прежде всего определить цель конструктивной критики: критическое высказывание служит для улучшения положения дел и касается существа вопроса. (Неконструктивная критика имеет своей целью обвинить собеседника, показать ему, что он не прав и направлена против его личности, что никак не может способствовать взаимопониманию). Можно рекомендовать следующую структуру критического высказывания:

1) позитивное высказывание в адрес собеседника, подчеркивающее вашу общую заинтересованность в хорошем результате;

 2) описание на языке фактов того, что вас не устраивает в его действиях и почему; к каким негативным последствиям это приводит;

 3) изложение желаемого образа его действий и те позитивные последствия, к которым это приведет.

В случае критики особенно важно использовать безоценочные высказывания и позитивный язык, чтобы критика не задевала личность собеседника. В противном случае его первой реакцией может стать защита, что приводит к игнорированию содержания критического замечания и осложнению отношений. При выслушивании критики старайтесь отделять существо дела от переживаний, связанных с колебаниями самооценки, и находить в замечании, высказанном в любой, даже не волне корректной форме, здравое зерно.

3. Обращение с просьбой. В современном мире принято обращаться с просьбами о помощи по неформальным каналам. Для того, чтобы подобное обращение не отягощало ваших отношений с собеседником, следует соблюдать определенный баланс в получении и отдаче. Это отражено в народной мудрости в виде поговорок: «Всякие подарки требуют отдарки». В любом случае просьба не должна приобретать форму приказа, требования или указания. Чтобы этого избежать, можно использовать следующую схему высказывания:

 1) попросить разрешение обратиться к собеседнику с просьбой;

 2) в случае положительного ответа четко и конкретно изложить существо просьбы на языке фактов;

 3) объяснить, почему вы не можете обойтись без помощи;

 4) объяснить, с чем связано обращение именно к этому человеку;

 5) мотивировать собеседника (помощь по дружбе, в расчете на будущую помощь со стороны просящего, чтобы продемонстрировать и подтвердить компетентность и профессионализм помогающего);

 6) благодарность, выражаемая заранее.

4. Корректная форма отказа. Бывают случаи, когда вы вынуждены ответить отказом на обращенную к вам просьбу. Возможны два варианта отказа – категорический и условный. Выбор между этими вариантами не следует делать опрометчиво, учитывая современную тенденцию к построению конструктивных отношений, сглаживанию противоречий и поиску взаимовыгодных вариантов.

Категорический вариант допустим в том случае, если вам не важно, как отказ повлияет на ваши отношения. В этом случае можно использовать следующую структуру высказывания:

 1) выражение понимания того, как для собеседника важно то, о чем он просит;

 2) выражение сожаления о том, что вы не можете ему помочь и объяснение обстоятельств, обусловивших отказ.

 В тех случаях, когда важно не испортить отношений, лучше использовать схему условного отказа:

 1) выражение понимания того, как для собеседника важно то, о чем он просит;

 2) выражение условного согласия, то есть согласия помочь ему при выполнении определенных условий, которые должны быть аргументированы.  

 На этом этапе возможно обсуждение выдвинутых вами условий, их корректировка, или видоизменение просьбы вашим собеседником. Если удалось найти взаимоприемлемый вариант, то условность согласия снимается, если не удалось, то

 3) выражение сожаления о том, что вы не можете ему помочь. В этом случае объяснение обстоятельств, обусловивших отказ излишне, это ясно и так;

 4) заверение в своей готовности в будущем помочь ему, если у вас будет такая возможность.

5. Выражение своего несогласия строится в том же ключе, что и критическое замечание, и отказ в просьбе. При этом важно, чтобы несогласие с собеседником не было воспринято им как проявление враждебности или игнорирования. В ряде случаев можно использовать прием аргументации типа «Да, .... но.... ».

6. Выражение одобрения и комплимент (положительное высказывание в адрес собеседника) также является важным элементом делового общения, помогая расположить к себе собеседника, снизить напряженность в разговоре, проявить свое уважение и благодарность. Для того, чтобы подобные – высказывания были корректными и лучше воспринимались собеседником, они

1) не должны носить характер лести;

2) не должны выглядеть как оценки (что нарушает равенство и позволяет одному на некоторое мгновение подняться над другим).

Лучше всего использовать форму «Я – послания»: я много о Вас слышал, для меня большая честь..., я очень рад..., и т. д.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

 

1. Сущность понятия речевой этикет.

2. Значение культуры речи как составляющей культуры делового общения и

показатель личностных качеств.

 

 

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕНИИ КОНФУЦИЯ

 

 

Конфуций (в лите­ратуре часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический импера­тив поведения, имеющий универсальное значение и применимый, в том числе и в деловом общении: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». Положительная форма этой классической форму­лировки дана И. Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового обще­ния. Прежде всего, они относятся к принципам поведения между

руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов об­щения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них:

Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а      сын — сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Благовейно относись к делу и честно поступай с другими. Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует талан­ты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей — значит бросать их.

Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии: у ма­лых же людей гармонии не может быть и при согласии.

Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты: когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тра­тите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время    говорить, — это опрометчивость; не говорить, ког­да настало время говорить, — это скрытость; и говорить, не заме­чая его мимики, — это слепота.

Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит — думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицатель­ных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о спра­ведливости.

       Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебес­ной пять достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей дове­рие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает воз­можность повелевать людьми.

Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посиль­ный труд, то у кого из них возникает злоба?

Казнить тех, кого не наставляли, — значит быть жестоким; требо­вать исполнения, не предупредив заранее, — значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности — значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, — значит поступать казенно.

Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

Когда не можешь сам себя исправить, то, как же будешь исправ­лять других?

 

Изречения великого философа, касающиеся этических норм обще­ния, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несом­ненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаи­модействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле, разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины», — путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «Держать два конца, но использовать сере­дину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом. Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус другого, и т. д.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Благородный муж («цзюнь цзы») – понятие религиозно-философского учения Конфуция (VI-V век до н. э. ), обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.

 

 

 

 

 

 

 


ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

в морали нет абсолютной истины и арбитра среди людей в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе при этических промахах других не следует акцентировать на них повышенное внимание при практическом применении норм морали необходимо начать с себя

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценочные высказывания Безоценочные высказывания  
Описание фактов.   «Я-высказывание» о своих чувствах.  
Этот отчет никуда не годится.   В отчете допущены фактические ошибки, используемые данные устарели. Меня возмущает ваше отношение к порученной работе и беспокоит, что я не могу на вас положиться.
Ваш отдел плохо поработал в прошедшем квартале.   Ваши показатели по продажам снизились почти в три раза.   Я не доволен тем, как организована работа в отделе, боюсь, что придется самому вмешаться в эту ситуацию.

 

 

 


ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

принесение извинений умение критиковать и принимать критику обращение с просьбой корректная форма отказа выражение своего несогласия   выражение одобрения и комплимент 

 

СТРУКТУРА КРИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

позитивное высказывание в адрес собеседника, подчеркивающее вашу общую заинтересованность в хорошем результате описание на языке фактов того, что вас не устраивает в его действиях и почему; к каким негативным последствиям это приводит изложение желаемого образа его действий и те позитивные последствия, к которым это приведет

 

СХЕМА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ

попросить разрешение обратиться к собеседнику с просьбой в случае положительного ответа четко и конкретно изложить существо просьбы на языке фактов объяснить, почему вы не можете обойтись без помощи объяснить, с чем связано обращение именно к этому человеку мотивировать собеседника благодарность, выражаемая заранее

 

КОРРЕКТНАЯ ФОРМА ОТКАЗА

СТРУКТУРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

выражение понимания того, как для собеседника важно то, о чем он просит

выражение сожаления о том, что вы не можете ему помочь и объяснение обстоятельств, обусловивших отказ

СХЕМА УСЛОВНОГО ОТКАЗА

выражение понимания того, как для собеседника важно то, о чем он просит выражение условного согласия, то есть согласия помочь ему при выполнении определенных условий, которые должны быть аргументированы выражение сожаления о том, что вы не можете ему помочь заверение в своей готовности в будущем помочь ему, если у вас будет такая возможность
       

 

 

 

 


ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

«сверху-вниз» «сни­зу-вверх»
«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам и носился руководитель». «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный кол­лектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении спра­ведливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждает­ся в этом в первую очередь.  
При возникновении проблем и трудностей, связанных с недо­бросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попре­кать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опи­райтесь при этом на сильные стороны его личности. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или заме­чания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...? » и т. д.  
Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходи­мо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необ­ходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей ста­райтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нор­мам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить при­чину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.  
Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет ус­тойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите раз­говор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренеб­режение к мнению начальника или как сомнение в его компе­тентности. В любом случае ваш непосредственный руководи­тель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

 

Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите воп­рос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достиг­нут главным образом благодаря успехам самого руководителя.  
Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материаль­ного, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз по­хвалить сотрудника.  
Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространять­ся и на других членов коллектива.  
Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.  
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.  
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, преж­де всего два фактора: ситуацию, наличие времени для нюансов, личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.  

 

Формы распоряжения

приказ просьба запрос и так называемый «доброволец»
чаще всего используют в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросо­вестных сотрудников используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности «Кто хочет это сделать? »

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

«по горизонтали»

«В деловом общении относитесь к своему кол­леге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особен­ных привилегий со стороны другого. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообра­зие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к со­беседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.
Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственно­сти в выполнении общей работы. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязан­ностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управ­ляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных. Старайтесь слушать не себя, а другого.
Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифи­цированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько воз­можно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними. Посылайте импульсы ваших симпатий — словом, взглядом, же­стом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

БЛОК ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

Вариант 1

       «Нравственность как общечеловеческая ценность».

Цель: формирование понимания значимости нравственных качеств.

Ход работы: в подгруппах по пять-шесть человек проанализируйте высказывания с точки зрения понимания нравственности (каждая подгруппа выбирает одно из приведенных высказываний и анализирует его).

Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность (Ж. Гюйо).

Давая обещанье, не шути, дал обещанье — нет назад пути (Джами).

Терпимость — очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма… Наш первый порыв и даже последующий — это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы   (Ф. Леметр).

Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Гегель).

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Б. Паскаль).

Подведение итогов. Каждой подгруппе необходимо представить свое мнение по одному из высказываний.

В качестве домашнего задания напишите эссе по одному из высказываний (сочинение-рассуждение, объемом 1–1, 5 страницы печатного текста, шрифтом типа Times 14 пунктов).

Вариант 2

       Эссе «Понятия этики, морали и нравственности».

Цель эссе: выражение собственных взглядов на вопросы морали и нравственности.

Ход работы: самостоятельно подумайте над предложенными темами и напишите эссе на одну из них:

1. Нравственный человек — это…

2. Основные проблемы морали в современном обществе.

3. Значение этики как науки в современном мире.

Являются ли, на ваш взгляд, синонимами понятия «этика», «мораль», «нравственность»? Если нет, то каковы отличия?

Подведение итогов. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, объемом 1–1, 5 страницы текста, набранным шрифтом типа Times, 14 пунктов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.