«УТВЕРЖДАЮ». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). РАЗВИТИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Министерство образования и науки Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
|
|
|
|
|
|
|
| ________________________________________________________________
|
|
|
| подразделение
|
|
|
| ________________________________________________________________
|
|
|
| должность
|
|
|
| ________________________________________________________________
|
|
|
| подпись ФИО
|
|
|
| «___»_________________ 20__г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
|
|
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
|
|
|
|
|
|
|
|
| Код плана
|
|
| 380403. 68-2016-О-ПП-2г00м-01
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки (специальности)
|
|
| 38. 04. 03 Управление персоналом
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профиль (специализация, программа)
|
|
| Управление персоналом организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Квалификация
|
|
| Магистр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Блок, в рамках которого происходит освоение модуля (дисциплины)
|
|
| Б1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шифр дисциплины (модуля)
|
|
| Б1. В. ОД. 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Институт (факультет)
|
|
| Институт экономики и управления
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кафедра
|
|
| управления человеческими ресурсами
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма обучения
|
|
| очная
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курс, семестр
|
|
| 1 курс, 2 семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации
|
|
| экзамен
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки (специальности)
|
|
| 38. 04. 03 Управление персоналом утвержденного приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 года № 367 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38. 04. 03 Управление персоналом (уровень магистратуры)». Зарегистрированного в Минюсте России от 29. 04. 2015 г. № 37058.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Составители:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кандидат исторических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами
| С. А. Иванушкина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заведующий кафедрой
| управления человеческими ресурсами
| Н. В. Соловова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры управления человеческими ресурсами. Протокол №1 от 30. 08. 2017.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Руководитель основной профессиональной образовательной программы высшего образования: уровень магистратуры
|
|
| 38. 04. 03 Управление персоналом (Управление персоналом организации) Н. В. Соловова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 1. Цели и задачи изучения дисциплины (модуля)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дисциплина «Развитие систем менеджмента качества» предполагает формирование и развитие у студентов специальных умений и навыков в области реализации методов всеобщего управления качеством (TQM): владеть современными методами оценки функционирования систем менеджмента качества; проявлять интерес к изучению международного опыта в области управления качеством; понимать необходимость инновационной ориентации в теории и практике развития отечественного управления качеством.
Задачи: - приобретение в рамках освоения теоретического и практического материала знаний в области теоретических основ обеспечения качества и управления качеством продукции и технологических процессов, - формирование умений и навыков применять полученные знания к разработке и внедрению систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО, характеризующих определенный уровень сформированности целевых компетенций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 2 Перечень формируемых компетенций и требования к уровню подготовки обучающегося, завершившего изучение данной дисциплины (модуля)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции обучающихся) определяются требованиями стандарта по направлению подготовки (специальности) и формируются в соответствии с матрицей компетенций образовательной программы. Планируемые результаты обучения по дисциплине – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, формируются в соответствии с картами компетенций образовательной программы (таблица 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 1
|
|
|
| Шифр компетенции
| Наименование компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
|
|
| ОПК-4
| способностью всесторонне рассматривать и оценивать задачи повышения эффективности использования и развития персонала
| знать: теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации на основе управления качеством продукции, технологических процессов и повышения эффективности системы управления персоналом; уметь: применять на практике принципы и методы менеджмента в области качества для эффективности управления человеческими ресурсами; владеть: навыками разработки и реализации программ в области качества и навыками оценки возможности применения систем менеджмента качества в организации
|
|
|
| ПК-10
| умением разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом
| знать: нормативно-правовое обеспечение деятельности организации и локальные нормативные акты организации в области управления персоналом; уметь: выбирать направления развития системы управления персоналом, исходя из задач организации по применению профессиональных стандартов и систематизации информации; владеть: навыками разработки программ, принципов стандартизации, унификации, автоматизации процессов управления персоналом и обеспечения безопасных условий труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (таблица 2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 2
|
|
| №
| Наименование компетенции
| Предшествующие дисциплины (модули)
| Последующие дисциплины (модули)
|
|
|
| ПК-10
| Нормативно-правовое обеспечение образования
| Нормативно-правовое обеспечение образования,
Преддипломная практика, Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена,
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты,
|
|
|
| ОПК-4
|
| Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала,
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена,
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты,
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) С УКАЗАНИЕМ ОБЪЕМА КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И ОБЪЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, А ТАКЖЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОБЪЕМА ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 3
|
| Объем дисциплины 3 ЗЕТ
|
|
| Второй семестр
|
|
| Объем контактной работы: 72 час.
|
|
| Лекционная нагрузка: 8 час.
|
|
| Активные и интерактивные
|
|
| Основные требования к системе менеджмента качества. Требования к документации системы менеджмента качества (2 час. )
|
|
| Оценка системы менеджмента качества. Аудит как неотъемлемая часть системы менеджмента качества организации (2 час. )
|
|
| Система управления качеством. Качество как объект управления (2 час. )
|
|
| Управление качеством на основе стандартов ISO 9000 (2 час. )
|
|
| Практические занятия: 16 час.
|
|
| Активные и интерактивные
|
|
| Практическая работа аудитора по СМК. Диаграмма процесса проведения аудита системы менеджмента качества. Анализ данных. Разработка корректирующих и предупреждающих действий и устранение несоответствий. Подготовка к сертификации и сертификация (2 час. )
|
|
| Планирование и проведение аудита качества. Цели и задачи аудита. Виды аудита. Классификация аудитов по назначению. Принципы проведения аудита качества (2 час. )
|
|
| Методология и практика проведения аудита СМК (2 час. )
|
|
| Традиционные
|
|
| Документация системы менеджмента качества. Обязательные документированные процедуры. Руководство по качеству. Анализ, актуализация и переутверждение документов (4 час. )
|
|
| Оценка удовлетворенности потребителей. Роль, задачи и методы оценки удовлетворенности потребителей. Источники информации об удовлетворенности потребителей, методы ее сбора (2 час. )
|
|
| Характеристика и содержание стандартов серии ISO 9000 (4 час. )
|
|
| Самостоятельная работа: 36 час.
|
|
| Активные и интерактивные
|
|
| Основные этапы развития систем качества. Российский и зарубежный опыт управления качеством (4 час. )
|
|
| Комплексная система управления качеством продукции/услуги. Проблема внедрения систем менеджмента качества на российских предприятиях (6 час. )
|
|
| Традиционные
|
|
| Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях. Место аудита в оценке эффективности системы менеджмента качества (10 час. )
|
|
| Понятие и обоснование необходимости системы менеджмента качества. Выгода от внедрения системы менеджмента качества. Область применения стандартов ISO. Общие требования к системе менеджмента качества. Технология внедрения системы менеджмента качества (10 час. )
|
|
| Структурная модель процесса. Виды ресурсов. Критерии целей. Понятия «эффективность» и «результативность». Документирование систем менеджмента качества. Основные виды документов по качеству. Совершенствование системы управления предприятием на основе (6 час. )
|
|
| Контролируемая аудиторная самостоятельная работа: 12 час.
|
|
| Традиционные
|
|
| Документирование систем менеджмента качества. Основные виды документов по качеству. Совершенствование системы управления предприятием на основе описания и оптимизации бизнес-процессов (4 час. )
|
|
| Классики «менеджмента качества»: Уолтер Шухарт, Эдвардс Деминг. Циклическая модель управления качеством PDSA (4 час. )
|
|
| Комплексная система управления качеством продукции/услуги. Проблема внедрения систем менеджмента качества на российских предприятиях (4 час. )
|
|
| Контроль: 36 час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Интерактивные обучающие технологии реализуются в форме: проблемной лекции (лекционные занятия) новое знание вводится через проблемность вопросов, лекция беседа, групповое обсуждение обзоров научных статей, групповое решение творческих задач, анализ кейсов (обсуждение), представление и обсуждение докладов, эвристическая беседа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. 1 Описание материально-технической базы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Лекционные занятия: • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук); • аудитория, оснащенная учебной мебелью: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя. 2. Практические занятия: • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук), программное обеспечение; • аудитория, оснащенная учебной мебелью: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя. 3. Контролируемая аудиторная самостоятельная работа: • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук); • аудитория, оснащенная учебной мебелью: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя. 4. Текущий контроль и промежуточная аттестация: • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук), программное обеспечение; • аудитория, оснащенная учебной мебелью: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя. 5. Самостоятельная работа: • компьютерный класс, оснащенный компьютерами с доступом в Интернет и в электронно-информационную образовательную среду Самарского университета; • презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), учебно-наглядные пособия (презентационные материалы).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. 2 Перечень лицензионного программного обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 4
|
|
| № п/п
| Наименование
| Тип ресурса
|
|
|
| Office 2007 (Microsoft)
| Microsoft Open License №42482325 от 19. 07. 2007, Microsoft Open License №42738852 от 19. 09. 2007, Microsoft Open License №42755106 от 21. 09. 2007, Microsoft Open License №44370551 от 06. 08. 2008, Microsoft Open License №44571906 от 24. 09. 2008, Microsoft Open License №44804572 от 15. 11. 2008, Microsoft Open License №44938732 от 17. 12. 2008, Microsoft Open License №45714907 от 21. 07. 2009, Microsoft Open License №45936857 от 25. 09. 2009, Microsoft Open License №45980114 от 07. 10. 2009
|
|
|
| Windows 7 (Microsoft)
| Microsoft Open License №45936857 от 25. 09. 2009, Microsoft Open License №45980114 от 07. 10. 2009, Microsoft Open License №47598352 от 28. 10. 2010, Microsoft Open License №49037081 от 15. 09. 2011, Microsoft Open License №60511497 от 15. 06. 2012, Выдано из ранее закупленного ПО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. 3 Перечень свободно распространяемого программного обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Apache Open Office org v. 3
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. 1. Основная литература
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Тепман Л. Н. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) /Л. М. Тепман; под ред. В. А. Швандора. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 352 с. – ISBN 978-5-238-01274-2 – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book_view_red& book_id=446450
|
|
| 2. Управление качеством: краткий курс. - Москва: РИПОЛ классик, 2013. - 145 с. - (Скорая помощь студенту. Краткий курс). - ISBN 978-5-409-00346-3 – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=480912
|
|
| 3. Управление качеством: учебник / ред. С. Д. Ильенковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-238-02344-1 – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=118966
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. 2. Дополнительная литература. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Мишин, В. М. Управление качеством: Учебник для вузов. - М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463с.
|
|
| 2. Эванс, Д. Управление качеством: учебное пособие / Д. Эванс. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 671 с. - (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-01062-1 – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=436700
|
|
| 3. Николаев, М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством / М. И. Николаев. - 2-е изд., испр. - Москва: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 116 с. – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=429090
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. 3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 5
|
|
| № п/п
| Наименование ресурса
| Адрес
| Тип доступа
|
|
|
| http: //cyberleninka. ru
| Открытая электронная библиотека «Киберленинка»
| Открытый ресурс
|
|
|
| http: //e-library. ru
| Национальная электронная библиотека российского индекса научного цитирования НЭБ «E-library»
| Открытый ресурс
|
|
|
| http: //www. rfbr. ru/rffi/ru
| Электронная библиотека РФФИ
| Открытый ресурс
|
|
|
| http: //www. rvb. ru
| Русская виртуальная библиотека
| Открытый ресурс
|
|
|
| http: //dic. academic. ru
| Словари и энциклопедии онлайн
| Открытый ресурс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. 4 Перечень информационных справочных систем и профессиональных баз данных, необходимых для освоения дисциплины (модуля)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 6
|
|
| № п/п
| Адрес сайта
| Тип дополнительного информационного ресурса
|
|
|
| Аналитическая база данных «SciVal» издательства Elsevier
| Профессиональные БД №1-12394318889 от 04. 11. 2016
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекция представляет собой систематическое устное изложение учебного материала. С учетом целей и места в учебном процессе различают лекции вводные, установочные, текущие, обзорные и заключительные. В зависимости от способа проведения выделяют лекции: информационные; проблемные; визуальные; лекции-конференции; лекции-консультации; лекции-беседы; лекция с эвристическими элементами; лекция с элементами обратной связи. По дисциплине «Развитие систем менеджмента качества» применяются следующие виды лекций: Информационные - проводятся с использованием объяснительно иллюстративного метода изложения; это традиционный для высшей школы тип лекций; Проблемные - в них при изложении материала используются проблемные вопросы, задачи, ситуации. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.; Лекции-беседы. В названном виде занятий планируется диалог с аудиторией, это наиболее простой способ индивидуального общения, построенный на непосредственном контакте преподавателя и студента, который позволяет привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия, менять темп изложения с учетом особенности аудитории. В начале лекции и по ходу ее преподаватель задает слушателям вопросы не для контроля усвоения знаний, а для выяснения уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме. Вопросы могут быть элементарными: для того, чтобы сосредоточить внимание, как на отдельных нюансах темы, так и на проблемах. Продумывая ответ, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые хочет сообщить преподаватель в качестве новых знаний. Необходимо следить, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе лекция будет носить риторический характер. Лекция с элементами обратной связи. В данном случае подразумевается изложение учебного материала и использование знаний по смежным предметам (межпредметные связи) или по изученному ранее учебному материалу. Обратная связь устанавливается посредством ответов студентов на вопросы преподавателя по ходу лекции. Чтобы определить осведомленность студентов по излагаемой проблеме, в начале какого-либо раздела лекции задаются необходимые вопросы. Если студенты правильно отвечают на вводный вопрос, преподаватель может ограничиться кратким тезисом или выводом и перейти к следующему вопросу. Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении заданий, производстве расчетов, разработке и оформлении документов, практического овладения иностранными языками и компьютерными технологиями. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента. Подготовка студентов к практическому занятию и его выполнение, осуществляется на основе задания, которое разрабатывается преподавателем и доводится до обучающихся перед проведением и в начале занятия. Практические занятия составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Выполняемые задания могут подразделяться на несколько групп: 1. иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории; 2. образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения; 3. вид заданий, содержащий элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений; 4. может применяться выдача индивидуальных или опережающих заданий на различный срок, определяемый преподавателем, с последующим представлением их для проверки в указанный срок. Вопросы, выносимые на обсуждение на практические занятия по дисциплине «Развитие систем менеджмента качества», представлены «Фонде оценочных средств». Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего магистра. Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления. Для успешного осуществления самостоятельной работы необходимы: 1. Комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы; 2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой; 3. Обеспечение контроля за качеством усвоения. Методические материалы по самостоятельной работе студентов содержат целевую установку изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые магистрант может выполнять определенные виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), методические указания для студентов. Виды самостоятельной работы Рабочей программой дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к текущим аудиторным занятиям: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); аналитическая работа с фактическим материалом (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и схем для систематизации фактического материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др. ); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.; - -для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов). Проработка теоретического материала (учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой); При изучении нового материала, освещаются наиболее важные и сложные вопросы учебной дисциплины, вводится новый фактический материал. Поэтому к каждому последующему занятию студенты готовятся по следующей схеме: - разобраться с основными положениями предшествующего занятия; - изучить соответствующие темы в учебных пособиях. Работа с дополнительной учебной и научной литературой. Включает в себя составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; конспектирование научных статей заданной тематики. Перечень тем, выносимых для самостоятельной работы студентов Одним из видов самостоятельной работы, позволяющей студенту более полно освоить учебный материал, является подготовка сообщений (докладов). Доклад - это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции. Виды СРС, предусмотренные по дисциплине «Развитие систем менеджмента качества», содержатся «Фонде оценочных средств». Следует выделить подготовку к зачету как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов самостоятельной работы состоит в том, что обучающиеся решают задачу актуализации и систематизации учебного материала, применения приобретенных знаний и умений в качестве структурных элементов компетенций, формирование которых выступает целью и результатом освоения образовательной программы.
|
|
|