№ урока
| Дата
| Тема
| Элементы содержания
| Формы контроля
| Примечание
|
Художественная культура Древнего мира.
Цель: сформировать представления об особенностях художественной культуры первобытного мира
|
1.
|
| 1. Понятие и сущность художественной культуры.
| Мировая художественная культура - единство и многообразие. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления: первообраз (мировое дерево, богиня- мать); мифологический год (число, геометрический узор, растение, зверь); полярные силы (свет-тьма, жизнь-смерть) мифологемы (хаос-сотворение-порядок, смерть-возрождение).
| Тест с пропусками по теме урока.
|
|
2.
|
| 2. Художественная культура первобытного общества: история одного открытия.
| Периодизация худ. культуры первобытного общества. М. Саутуола и история открытия первобытной культуры. Роль мифа в культуре. Древние формы религий. Первобытная магия. Понятия синкретизм, обряд и ритуал, аутентичность. Древние образы и символы. Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии).
| Конспект по теме «Худож. культурапрвобытного мира».
|
|
3.
|
| 3. Искусство первобытного мира: архитектура, скульптура, наскальная живопись.
| Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (менгиры, дольмены и кромлехи). Зарождение скульптуры (палеолитические Венеры). Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства.
| Таблица «Особенности искусства палеолита, мезолита, неолита, бронзы»
|
|
4.
|
| 4. Древний Египет: боги, гробницы, ученые.
| Периодизация худ. Культуры Древнего Египта. Древнеегипетская мифология. Заупокойный культ и его связь с искусством бальзамирования. Древнеегипетская письменность (иероглифы). Литературные памятники Др. Египта (Книга мертвых). Д. Картер и история его открытия. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Мировое значение древнеегипетской цивилизации.
|
|
|
5.
|
| 5. Древний Египет: каноны в искусстве.
| Понятие канон. Каноны в живописи и скульптуре. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне Вечной жизни. Ритм.
| Тезисный план.
|
|
6.
|
| 6. Художественная культура Древней и средневековой Индии.
| Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Индуистский – архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника «набухающая форма») во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи – модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты – энциклопедия индийской жизни. Тадж – Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра – утонченный сплав индо-мусульманского стиля.
| Индивид. доклады.
|
|
7.
|
| 7. Литература и музыка Древней Индии.
| Эпосы: «Махабхарата» и «Рамаяна». Индийская рага.
| Индивид. доклады.
|
|
8.
|
| 8. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.
| Космологизм – основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре «горы-воды». Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь «Путники в горах»); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй «Просвет после снегопада в гоах у реки»). Единство слова, знака и изображения – эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях («Луньюй» - «Суждения и беседы», «Даодэцзин» - «Книга Пути и Благодати», «Цзинь, пин, мэй» - «Цветы сливы в золотой вазе»). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов – отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.
| Конспект.
|
|
9.
|
| 9. Японская художественная культура: постижение гармонии с природой.
| Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). «Все в одном» («цивилизация сосновой иглы») – ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, КитагаваУтамаро, Кацусика Хокусай). Эстетизация мига. Образы древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре.
|
|
|
Культура мусульманского мира Цель: сформировать представления учащихся об особенностях культурных традиций Востока на основе сравнения с традициями христианского искусства.
|
|
| 10. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
| Ислам. Мекка: Коран, Кааба – главные святыни мусульман., искусство кллиграфии, арабеска, музыка. Сравнение с христианскими традициями. Иранская (прсидская) поэзия: Рудаки, рубаи Омара Хайяма, искусство книжной миниатюры. ИКТ – модуль «Ислам».
| Ассоциативный ряд. Конспект – тема №5.
|
|
11.
|
| 11. Архитектурные традиции мусульманского Востока.
| Каноны в искусстве: особенности архитектуры – мечеть.
|
|
|
Культура Древней Греции
|
12.
|
| 1. Античность: история открытия. Крито-микенская художественная культура.
| Г. Шлиман и его открытие. Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации – специфика минойской культуры. «Циклопический» характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).
| Индивид. задания- подготовка презентации.
|
|
13.
|
| 2. Классический древнегреческий храм и его ордерная структура.
| Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейнон в Афинах).
| Тест ИКТ –модуль «Виды ордерных систем»
|
|
14.
|
| 3. Этапы развития древнегреческой скульптуры.
| От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме («Персей, убивающий горгону Медузу» на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф «Гигантомахия» алтаря Зевса а Пергаме). Декоративность архаическихкорикуросов – истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопоса) классики.
| Представление индивид. работ- презентаций.
|
|
15.
|
| 4. Греческая керамика и ее роспись.
| Виды амфор. Роспись как историческая летопись.
| Представление индивид. работ- презентаций.
|
|
Культура Древнего Рима
| |
16.
|
| 1. Особенности древнеримской архитектуры.
| Римская доблесть во славу государству – кредо культуры Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Пантеон, Колизей). Архитектурная модель римского дома.
| Представление индивид. работ- презентаций.
|
|
17.
|
| 2. Древнеримская скульптура от каноп этрусков до скульптурного портрета.
| Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Фреска и мозаика – основные средства декора римского дома (вилла Мистерий). Портретная скульптура римлян – предтеча европейской скульптуры (Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия).
| Представление индивид. работ- презентаций.
|
|
История художественной культуры Европы: становление христианских традиций.
Цель: сформировать у учащихся представления об этапах зарождения и становления христианства и христианских культурных традициях, связанных с разными видами искусства.
|
18.
|
| 1. Художественная культура Византийской империи.
| Византийская империя: Периодизация - исторический аспект. Христианство: история зарождения и становления религии. Образ Христа и Богоматери в христианской художественной традиции. Архитектура – крестово-купольный храм (храм Святой Софии), мозаика, иконографический канон (цвет, сюжет, иконостас), период иконоборчества; музыка (жанры: кондак, тропарь, канон; представители: Е. Сирин, Р. Сладкопевец, И. Дамаскин, И. Кукузель.
| Творческие работы уч-ся ИКТ.
|
|
19.
|
| 2. Христианская культура: Библия в искусстве.
| Библия. История рождения и написания. Ветхий Завет и Новый Завет. Нагорная проповедь. ИКТ модуль «Роль Библии в художественной культуре» - лекция. Роль Библии в искусстве: архитектуре, живописи, иконографии, музыке, скульптуре. ИКТ - модуль «Библия в искусстве»- практическая работа.
| Представления работ-презентаций. Вопросный план.
|
|
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Цель: расширить представления учащихся о художественной культуре европейского Средневековья, основанной на христианских традициях.
|
20.
|
| 1. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.
| Особенности художественной культуры европейского Средневековья. Культ рыцарства. Литература: рыцарский средневековый роман и любовная рыцарская поэзия. Средневековые певцы и поэты: шпильманы, жонглёры, трубадуры и труверы, менестрели, миннезингеры, ваганты.
| Устный опрос.
|
|
21.
|
| 2. Романская архитектура (собор и крепость).
| Особенности романской архитектуры. Замки, монастыри и кафедральный собор. Франция – Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, Германия – Вормский собор, Италия – соборный комплекс в г. Пизе.
| ИКТ модуль «Романский стиль».
|
|
22.
|
| 3. Стиль готики в западноевропейской культуре.
| Особенности готической архитектуры: Кафедральные соборы: Франция – церковь Сен-Дени, Нотр-Дам де Пари, храм в Шартре, капелла Сент-Шапель; Англия – собор Вестминстерского аббатства; Германия – Кёльнский собор. Особенности и назначение скульптуры.
| Сравнительная таблица. ИКТ модуль «Искусство готики».
|
|
23.
|
| 4. Григорианский хорал и католическая месса.
| Музыка – обязательная часть церковных ритуалов. Григорианский хорал. Роль мессы, части мессы. Изобретение нотации: Гвидо д, Ареццо - «гвидова рука».
| Устный опрос.
|
|
Художественная культура эпохи Возрождения Цель: формирование представлений учащихся об особенностяххудожественной культуры эпохи Возрождения.
|
24.
|
| 1. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.
| Понятия «гуманизм», «возрождение». Синонимы – Ренессанс, Ринасимьенто. Связь понятия «возрождение» с идеалами античности. Периодизация эпохи Возрождения. Литература итальянского Возрождения. Поэзия Данте Алигьери, Ф. Петрарка. Сонеты. Слушание «Сонет Петрарки № 104» Ф. Листа. Проза Джованни Боккаччо - «Декамерон».
| Устный опрос.
|
|
25.
|
| 2. Музыка Возрождения: Треченто.
| Понятие «Arsnova» или музыка Треченто. Музыкальные жанры: качча, баллата, мадригал. Слушание стилизованной музыки Слонимского. Музыка представителей Высокого Возрождения Д. Палестрина, Андреа и Джованни Габриели.
| Творческие задания по группам.
|
|
26.
|
| 3. Многогранность таланта Леонардо да Винчи.
| Творчество Леонардо да Винчи. Модуль ИКТ «Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем» – лекция.
| Модуль ИКТ – практика.
|
|
27.
|
| 4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
| Творчество Рафаэля Санти и музыка Джованни Пьерлуиджи да Палестрины.
| Описание одной из картин по плану.
|
|
28.
|
| 5. Творчество Микеланджело Буонарроти.
| Творчество Микеланджело Буонарроти. Собор Святого Петра в Риме. Практика – модуль ИКТ «Творчество Микеланджело.
| Модуль ИКТ – практика.
|
|
29.
|
| 6. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.
| Понятие «гравюра». Представители Северного Возрождения. Нидерланды – Ян Ван Эйк. Гентский алтарь – Музыка О. Лассо. Символика в искусстве: «Портрет супругов Арнольфини». Германия – Альбрехт Дюрер (искусство гравюры).
| Индивидуальные доклады по теме урока.
|
|
30.
|
| 7. Тест по теме « Худож-ая культура Возрождения».
| Тест – Модуль ИКТ «Титаны Возрождения».
| Тест ИКТ.
|
|
Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей. Цель: сформировать представления о стилевых особенностях искусства Барокко.
|
31.
|
| 1. Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей.
| Понятие «барокко». Основные черты барочного искусства. Отличительные черты барочного искусства и искусства Возрождения.
| Групповые творческие работы.
|
|
32.
|
| 2. Художественная культура XVII века: барокко.
| Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского и французского барокко. Садово-парковая архитектура. Характерные черты живописи барокко. Основные темы в живописи П. П. Рубенса, Д. Веласкева и Х. Рембрандта. Особенности музыки эпохи барокко: жанры, музыкальные инструменты, персоны. И. С. Бах и полифония, А. Вивальди и цикл «Времена года». Опера.
| Групповые творческие работы
|
|
33.
|
| 3. Художественная культура XVII века: рококо.
| Понятие «рококо». Характерные черты стиля рококо. Шедевры итальянского и французского рококо.
| Презентация творческих работ
|
|
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Цель: сформировать представления о стилистических особенностях искусства рококо и классицизма.
|
34.
|
| 1. Художественная культура европейского Просвещения: особенности.
| Понятие «просвещение», «гедонизм». Философы Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо. Особенности художественной культуры эпохи Просвещения. Многообразие стилей. Особенности стиля рококо. Художники – представители стиля рококо: Ж. А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар и их творческий почерк.
| Стр. 258-261 Выписать стилистические особенности художников-представителей рококо.
|
|
35.
|
| 2. Стилистические особенности искусства классицизма.
| Понятие «классицизм». Вольтер. Характерные стилистические особенности стиля классицизм, выраженные в архитектуре и живописи европейского искусства. Художники-представители стиля классицизм: У. Хогарт, Ж. Л. Давид, Т. Гейнсборо.
| Практическая работа – ИКТ.
|
|
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции X–XVIII вв. Цель: сформировать представления о самобытности русской художественной культуры и особенностях ее развития.
|
36.
|
| 1. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции X–XVIII вв.
| Понятия: «пантеон», «капище», «синкретизм». Древнерусские языческие традиции. Пантеон древнерусских языческих богов. Основные черты древнерусского искусства в условиях двоеверия.
| Викторина. Азбука языческого искусства.
|
|
37.
|
| 2. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.
| Понятия: «зодчий», «апсида», «закомара». Крещение Руси. Архитектура Киевской Руси. Антропоморфные черты русского крестово-купольного храма. Киевский храм св. Софии. Внутреннее убранство храма и каноны киевского изобразительного искусства.
| Творческие индивидуальные задания.
|
|
38.
|
| 3. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.
| Понятие «татаро-монгольское иго», «манера письма». Особенность развития культуры данного периода. Архитектурные особенности Новгорода: шедевры белокаменного зодчества. Фрески и иконопись: монументальная и станковая живопись. Творческая самобытность иконописца Феофана Грека. Колокольный звон как символ Новгорода.
| Анализ одной из работ Феофана Грека по плану.
|
|
39.
|
| 4. Художественная культура Московской Руси.
| Понятие «третий Рим». Особенности исторического периода. Храмовая архитектура. Церковь Покрова на Нерли как символ красоты. Шатровое зодчество. Соборы московского Кремля. Собор Василия Блаженного и легенда, связанная с его строительством. Иконописные традиции Андрея Рублева, Дионисия и Даниила Черного. Модуль ИКТ «Андрей Рублев» - лекция.
| Тезисный план по Теме 15.
|
|
40.
|
| 5. Русское декоративно-прикладное искусство XI-XVII в. в.
| Понятия «декоративно-прикладное искусство», «колты», «оклад». Виды декоративно-прикладного искусства Руси: художественное оформление книги, ювелирное искусство, народные промыслы. Знаменитые образцы декоративно-прикладного искусства: «гривна В. Мономаха», крест св. Ефросинии, шлем Я. Мудрого и легенды, связанные с этими предметами.
| Определения понятиям + «шкатулка» предметов декоративно-прикладного искусства.
|
|
41.
|
| 6. Древнерусское музыкальное искусство IX - нач. XVII в. в.
| Понятия: «аутентичный фольклор», «кондак», «знаменное пение», «партесное пение». Направления развития музыкальной культуры. Особенности и жанры фольклорной музыки. Церковная музыка как основа развития профессиональной музыки. Примеры песнопений иноков Валаамского монастыря. Презентация ИКТ «Русская народная музыка». Практика модуль ИКТ по теме «Знаменный распев».
| Слушание музыкальных примеров. Устный опрос.
|
|
42.
|
| 7. Тест по теме «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры».
| Компьютерный вариант тестирования. Контрольные вопросы по теме, составленные учащимися (Темы 13-15).
| Тест ИКТ+ контрольные вопросы.
|
|
Русская художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров.
Цель: сформировать представления об особенностях развития русской художественной культурыXVII века
|
43.
|
| 1. Русская художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров.
| Понятия: «бунташный век», «старообрядчество». Русское барокко в сравнении с европейским. Особенности русского поэтического барокко и его представители (Симеон Полоцкий, Аввакум). Партесное пение и жанр хорового концерта. Изобразительное искусство. Художественные школы: годуновская и строгановская. Развитие светской живописи: парсуна. Особенности русского архитектурного барокко. «Нарышкинское» барокко в Москве.
| Таблица по теме 16
тема
| назначение
| Персоны и примеры
| Краткое содержание
|
|
|
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Цель: расширить представления о развитии художественной культуры России в эпоху Просвещения.
|
44.
|
| 1. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
| Реформаторская деятельность Петра 1 и развитие русской светской художественной культуры. Облик Санкт-Петербурга: слияние барочных традиций и классицизма. Петергоф В. В. Растрелли.
| Конспект по Теме 17.
|
|
45.
|
| 2. Искусство живописи и музыки.
| Русский классический портрет XVIII века. Художники-портретисты Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и их творчество. Музыкальное искусство Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского.
| Кроссворд.
|
|
| | | | | | |
Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека». Цель: познакомить учащихся с особенностями стиля романтизм, выявить стилевые черты на примере национальных школ Германии, Франции, Англии, Польши, Австрии и России.
| |
46.
|
| 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека».
| Романтизм: предпосылки зарождения и черты стиля. Романтический герой сквозь призму революционных событий. Немецкая философия: И. Кант, Гегель. Особенностирусского романтизма. Литература Германии, Франции, Англии.
| Устный опрос.
|
|
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Цель: познакомить учащихся с особенностями художественного стиля импрессионизм.
|
47.
|
| 1. Импрессионизм: поиск
ускользающей красоты.
| Импрессионизм: история возникновения и развития стиля. Импрессионизм в живописи: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, Э. Дега. Сравнительная характеристика двух стилей: импрессионизма и романтизма. ИКТ - модуль «Русский импрессионизм». Постимпрессионисты: Винсент ван Гог, П. Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек, П. Гоген.
| Сравнительная таблица. Описание картины Э. Дега «Голубые танцовщицы».
|
|
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. Цель: познакомить учащихся с культурным течением экспрессионизм, его новаторскими идеями и воплощениями в разных видах искусств.
|
48.
|
| 1. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.
| Предпосылки зарождения стиля экспрессионизм. Творчество художников Э. Мунка, Э. Л. Кирхнера, Э. Нольде, О. Кокошка, О. Дикса. Поэзия Г. Тракля, Г. Гейма. Театральная драматургия Г. Крайзера. Музыкальное искусство нововенских классиков: Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона фон Веберна. Понятие «додекафония».
|
|
|
Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX– начала XX в. Цель: формирование представления учащихся об особенностях традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX– начала XX в.
|
49.
|
| 1. Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX– начала XX в.
| Понятие «новая реальность». Модернизм как яркое проявление «новой реальности». Понятие «фовизм». Особенность художественного направления фовизм. Жизнь и творчество А. Матисса. Русский модерн. Творчество КС. Петрова-Водкина.
| Конспект.
|
|
50.
|
| 2. Художественные направления в живописи –кубизм, фовизм.
| Понятие «кубизм». Особенность художественного направления кубизм. Жизнь и творчество П. Пикассо.
| Устный опрос. Анализ картины.
|
|
51.
|
| 3. Художественные направления в живописи: абстракционизм.
| Понятия «абстракционизм». Особенность художественного направления абстракционизм. Творчество Пита Мондриана. Жизнь и творчество В. Кандинского. Творчество Казимира Малевича.
| Контрольные вопросы.
|
|
52.
|
| 4. Художественные направления в живописи: сюрреализм.
| Понятие «сюрреализм». Особенность художественного направления сюрреализм. Жизнь и творчество Сальвадора Дали. Авангард в музыке: алеаторика, серийная техника, сонористика. Практическое задание: модуль ИКТ«Авангардная живопись».
| Творческие работы учащихся.
|
|
Художественная культура России XIX – начала XX в. Цель: формирование представлений учащихся об особенностях художественной культуры России XIX – начала XX в.
|
53.
|
| 1. Русская художественная культура пореформенногопериода.
| Особенности русской художественной культуры пореформенной эпохи. Учительская миссия искусства. Литература: писатели-реалисты: Н. Некрасов, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Живопись: художники–передвижник
| ИКТ презентация «с пропусками».
|
|
54.
|
| 2. Русская художественная культура пореформенногопериода.
| Музыка – композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский. Архитектура – стиль эклектика (старорусский стиль). Творчество архитектора К. А. Тона. Храм Христа Спасителя.
| Устный опрос.
|
|
55.
|
| 3. Художественная культура «серебряного века»: открытия символизма.
| Понятие «серебряный век» или «русский ренессанс», «символизм». Особенности периода. Литература - поэты-символисты. Художники-символисты: М. А. Врубель, Виктор Эльпидифорович Борис-Мусатов. Особенности музыкальной жизни России. Композиторы-символисты. Музыкальность живописи МикалоюсаКонстантинасаЧюрлёниса. Цветной слух и музыка А. Н. Скрябина: «Прометей», «Божественная поэма».
| Ассоциативные ряды. Анализ одной из работ М. А. Врубеля.
|
|
56-57
|
| 4-5. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
| Понятие «авангард», «лубочная картина». Объединение художников «Бубновый валет». Примитивистская живопись художников объединения «Ослиный хвост». Русский абстракционизм. Модуль ИКТ «Творчество К. Малевича» - лекция. Русский футуризм.
| Практика Модуль ИКТ
|
|
58.
|
| 6. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное.
| Понятие «неоклассицизм». Объединение «Цех поэтов». Акмеизм в литературе и его представители: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам. Особенности развития романтизма в России. Особенности архитектурного стиля модерн. Работы Ф. О. Шехтеля.
| Викторина по произведениям поэтов-акмеистов.
|
|
59.
|
| 7. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное.
| Художественное объединение «Мир искусства» и его представители. Дягилевские сезоны в Париже. Музыка С. В. Рахманинова и творчество художников-пейзвжистов: И. О. Левитан, К. А. Коровин.
| Индивидуальные доклады учащихся.
|
|
60.
|
| 8. Тест по теме «Художественная культура России XIX – начала XX в. »
| Компьютерный вариант тестирования.
| Тест ИКТ.
|
|
Европа и Америка: художественная культура XX век. Цель: расширить представления учащихся об особенностях развития художественной культуры Европы и Америки.
|
61.
|
| 1. Европа и Америка: художественная культура XX век.
| Понятия «абсурд», «экзистенциализм», «постмодернизм». Ф. Кафка и литература абсурда. Облик европейской музыкальной культуры. Густав Малекр, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Бенджамин Бриттен. Музыкальный авангард. Понятия «техническая революция», «холодная война», «симфоджаз». Особенности периода развития культуры Америки в условиях урбанизации. Символы Америки и история их создания: статуя Свободы, Бруклинский мост, Рокфеллер-сити. Американская музыка и ее национальный колорит. Киноиндустрия Голливуда.
| Задачи МХК
|
|
Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. Цель: сформировать представления учащихся об особенностях развития русской художественной культуры ХХ века: идеология, направления творчества, представители.
|
62.
|
| 1. Социалистический реализм: плакатное искусство.
| Понятие «плакатное искусство». Особенности периода. Эстетические ориентиры в искусстве. Конструктивизм и Традиционализм в архитектуре. Московский метрополитен: история, стилистические особенности, персоналии. Станковая монументальная скульптура. Массовая песня и общество РАМП.
| Викторина.
|
|
63.
|
| 2. Образы искусства военных лет.
| Понятие «политический плакат». Изобразительное искусство как суровая летопись войны. Кукрыниксы. Мемориальные комплексы, посвященные ВОВ.
| Конспект. Тема 16.
|
|
64.
|
| 3. Образы искусства военных лет.
| Понятие «лейтенантская проза». Военные песни. «Ленинградская симфония (№7) Д. Д. Шостаковича.
|
|
|
65.
|
| 4. Киноискусство.
| Тема войны в советском кинематографе и великие режиссеры (Г. Н. Чухрай, С. Ф. Бондарчук, М. К. Калатозов. )
| Просмотр фрагментов кинолент и их анализ.
|
|
66-67.
|
| 5-6. «Русская тема» в советском искусстве.
| Период «оттепели». Русский театр и его режиссеры: Ю. П. Любимов, О. Н. Ефремов. Бардовская песня: Б. Окуджава, Ю. Высоцкий. «Русская» тема в творчестве художника И. С. Глазунова.
| Устный опрос.
|
|
68.
|
| 7. Противоречия в отечественной культуре последних десятилетий XX века
| Понятия «дессидентсво», «самиздат». Своеобразие литературы. Жанровое разнообразие музыкального искусства. «Диссидетское начало» в музыкальном искусстве: А. Г. Шнитке, Э. В. Давыдов, С. А. Губайдулина.
| Тезисный план.
|
|
69.
|
| 8. Противоречия в отечественной культуре последних десятилетий XXвека
| Понятие «посткоммунистическое пространство», «эмиграция». Молодежная массовая культура и рок-музыка. Кризис в архитектуре и типовое строительство. Творчество художника М. М. Шемякина.
|
|
|
70.
|
| 9. Итоговая работа: тестирование по теме «Русская художественная культура»
Эссе.
| Эссе. Темы: «Я в мире художественной культуры и мир художественной культуры во мне»; «Проблемы развития художественной культуры в России на современном этапе»; «Любимое произведение искусства».
| Тест.
Сочинение – эссе.
|
|
| | | | | | |