Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Немного о пиве! (Исторические заметки.)



 

АКА: пункт назначения - Германия.

Это небольшое, почти лирическое отступление, я посвящаю союзу Святости и Веры! ))

DOPPELBOCK - И сердцу станет теплее! )))

Дословно этот термин в переводе с немецкого обозначает " двойное пиво", - просто, доходчиво и понятно. В свою очередь, сейчас он делится на две разновидности: Fastenbier (" Пиво постное" ), и Starkbier (" Пиво крепкое" ). Но, так или иначе, обычно является более крепкой и более тёмной версией едва-ли не канонического баварского Бокбира. Как и одной из важнейших традиций и вех в истории пивоварения Старой Германии.

Исключительно солодовый, с очень небольшим количеством горечи. И всегда крепкий: стандартные доппельбоки могут иметь целых 7% спирта по объему. А в самых крепких версиях - и того больше (до 10-13%), и в них Вы сможете даже ощутить явный привкус алкоголя...

Такой, каким мы его знаем, немецкий доппельбок возник в конце XVIII века, - как вариант старого крепкого монастырского пива: «жидкого хлеба» монахов, которое они традиционно варили во время постов. Первое крепкое " постное" пиво варилось монахами Святой обители " Нойдек об-дер-Ау" (Neudeck ob der Au) в Мюнхене. Считается, что его прообраз и рецептура впервые прибыли в Мюнхен из Италии ещё в 1627 г., и тогда же началось пивоварение для собственных нужд. А общенародную любовь напиток заслужил уже вскоре после этого: по разным источникам, - в 1630, 1651 или 1670г., когда монастыри стали использовать его (в основном, это были " забракованные" бочки) как средство оплаты по всевозможным торговым и иным сделкам.

Монахи вообще народ особый: живя по очень строгим правилам этикета, они регулярно " укрепляли тело и дух" свой всевозможными ограничениями и воздержаниями. В том числе и кулинарными.

Ежегодным апофеозом таких самобичеваний был Большой предпасхальный пост - длинною в целых 46 дней. Твёрдую пищу им в это время вкушать категорически воспрещалось, а тех, кто даст слабину, их старшие Братья грозили расстригать с позором!..

... Однако почему-то кушать всё-же хотелось, причём даже самым упоротым. )

И с этим греховным проявлением надо было срочно что-то делать, - так что требовался выход, и он был найден!

Поскольку монахи считали, что жидкость не только очищает тело, но и душу, то было решено вместо твёрдого хлеба из своего зерна создать его жидкий " аналог", а затем пить его в обильных количествах... В общем, чем больше, - тем святее! )))

Поскольку монахи были образцом добродетели для подражания обществу в те далёкие религиозные времена.., - то, раз так делали монахи, то так же стал поступать и простой народ. А более поздняя " светская" версия святого напитка для обычного люда вообще получила название " Bockbier" )).

Однако по прошествии некоторого времени монахи озаботились новой проблемой: что для такого сильного варева с такими восхитительными качествами даже Постные времена всё-же могут быть как-то... чересчур надуманными. Поэтому упорные и трудолюбивые, но набожные чудаки решили испросить на соборном уложении у Святого Папы в Риме дополнительную индульгенцию, чтобы по-прежнему варить его с чистой совестью!

И конечно же послали из своих глубоких, холодных погребов бочонок постного пива в Рим - для Папы!!!

Чтобы снял пробу, и вынес суждение.

... Однако они не доверили это святое дело корабеллам (видимо, не без основания опасаясь за своё добро), и снарядили для длительного путешествия обычный конный обоз. Во время транспортировки через тёплый климат Европы, а позднее и через Альпы, под палящим солнцем Италии, - к сожалению (или к счастью) - бочка тряслась и ворочалась, а содержимое перемешивалось и нагревалось в течение нескольких недель. В итоге получилось классическое условие, когда пиво попросту скисло и стало непригодно для питья.

Так что, когда Верховный Святой Отец из любопытства решил попробовал столь высоко ценимый " материал" из Мюнхена, он нашел его (соответственно) отвратительным. Его решение звучало так: " - Поскольку «это ваше пиво» было настолько мерзким, - то это, вероятно, будет полезно для души монахов Мюнхена: заваривать и пить его столько, сколько они бы вообще смогли! "

... В итоге он охотно дал для мюнхенского аббатства свое благословение на изготовление и употребление этого нового, якобы гнилого, продукта... Ибо не ведал, что творил! )))

Вот так, вдали от Ватикана и Рима, традиции варки Постного " жидкого хлеба" последователей Святого Павла крепли на протяжении многих лет. Единственное что не известно достоверно, - это точная дата, когда процессы брожения и возгонки позволили ему обрести крепость современного нам " Doppelbock". Очевидно, что монахи и в те далёкие времена, в своих санкционированных Папой варках достигли немалых высот. Они даже дошли до того, что самый крепчайший из своих (и без того убойных) сортов пива назвали «Сальватор», - в честь Спасителя, и в благодарность за спасение их новой страсти в жизни. )))

Однако, когда монахи стали сбывать свой " продукт" за наличные деньги населению, они столкнулись и с другими проблемами. Дело в том, что по строгим феодальным правилам им требовалось разрешение от гражданских властей, которым они не обладали; и вскоре у святых отцов назревало не только пиво, но проблемы тоже. Мы знаем об этом благодаря немецкой педантичности и скрупулёзности, сохранивших до наших дней множество гражданских жалоб и записей об общественном буйстве и пьянстве на улицах вокруг монастыря. Существуют даже свидетельства того, что для паствы монахи незаконно торговали пивом на своей службе 2 апреля 1751 года, в день тезоименитства своего покровителя, Святого Франциска из Паулы.

Тихая (и не очень))) война продолжалась до 1780г., когда монахи, наконец, решились получить официальное разрешение на торговлю от курфюрста герцога Карла-Теодора, чтобы с этого момента невозбранно выкатывать их варево для публики.

Курфюрст (по слухам) сам был не чужд этого пенного напитка, и пошёл навстречу. Ликованию обитателей монастыря не было предела. Но оно продлилось не особенно долго: в 1799 году набожных святых отцов постигло целое стихийное бедствие - в лице прихода Наполеона I Бонапарта. В соответствии с новой политикой секуляризации Наполеона, которую он наложил на все завоёванные земли, - в том числе и в Баварии, - Мюнхенский монастырь был насильственно распущен, а его пивоварня конфискована в пользу государства.

Действия Наполеона, вдохновленного " Просвещением", сводились к строгому разделению между церковью и государством. В отличие от феодального прошлого Европы, новый порядок вещей регулировался Гражданским правом, а церковь больше не имела права собирать налоги на имущество, подати, или заниматься бизнесом...

... Вот так не стало больше стремления достичь земных богатств, осталось только пастырство мужских бессмертных душ...

Но и сам Наполеон быстро погряз в войнах, - так что всеми забытая монастырская пивоварня лежала в запустении до 1806г., когда по случаю была сдана в аренду " гражданскому" пивовару по имени Франц Ксавьер Закерл (Franz Xaver Zacherl), владельцу " Munchener Hellerbrau". Он и продолжил прочные традиции пивоварения " сальваторийцев", вот только периоду монастырской монополии на пивоварение пришёл конец.

К 1813 году Франц Ксавьер развернул дело настолько, что даже выкупил старую пивоварню монахов... и, как монахи перед ним, он сразу же попал в неприятности с законом. Было бесчисленное множество судебных исков: и к его лицензии, и с требованием запрета его напитка, - и всё потому, что публика, как обычно (имея лёгкий и дешёвый доступ к спиртному), всегда была готова " нарушить мир" пьяными выходками и дебошем.

К тому же, мелкие торговцы всегда боялись, что дела у Франца Ксавьера пойдут слишком хорошо, так что гражданские суды просто пытались закрыть предприятие. Именно в показаниях в поддержку мастера-пивовара Закерла во время одного из этих слушаний, 10 ноября 1835 года, свидетели называют его пиво маркой " Сальватор". Хотя название использовалось в течение многих десятилетий до этого, но это самое старое документальное подтверждение названия " Salvator" для Doppelbock.

Тем временем, ситуация для пивовара вскорости всё-же улучшилась. Сам Его Величество, король Людвиг I Баварский издал указ в пользу пивовара (от 25 марта 1837г. ).

" - До тех пор, пока я не укажу иначе, " - провозгласил король, - " власти настоящим указом уполномочены предоставлять ежегодное разрешение на продажу пива " Salvator". Регулярные часы закрытия, однако, должны быть соблюдены, но никакие налоги не могут быть наложены, потому что это пиво следует считать предметом роскоши! "

Найдя друга и почитателя его продукта в самых высших слоях общества, пивовар Закерл продолжал разливать народу его доппельбок Сальватор каждый пост, вплоть до своей смерти в 1846 г. Его наследники и преемники, братья Шмёдерер (Schmederer), продолжали ежегодный ритуал служения Сальватору под холодным навесом на открытом воздухе, в саду рядом со старым монастырем. К середине 1860-х годов, однако, стало ясно, что публика нуждалась в полноценном пивном заведении, для того чтобы насладиться их Постным пивом. Так и появилась существующая и сегодня, - хотя и полностью отремонтированная после пожара 27 ноября 1999 года, - пивная " Salvatorkeller" в Нокхерберге (Nockherberg).

Вскорости изготовители Сальватора нашли много подражателей. К 1890 году, например, многие другие пивоваренные заводы продавали свое собственное крепкое пиво под названием " Сальватор", и братья Шмёдерер стали возражать и подавать обращения в суды. Но эффективные правовые действия должны были ожидать того момента, пока Германская империя не ввела патентное право на книги и записи. Такой закон был принят лишь 12 января 1894 г., и в течение двух лет братья наконец-то завладели зарегистрированной торговой маркой " Salvator", а другим пивоварням пришлось выбирать новые имена для своих доппельбоков.

 

Практически все из них выбирают имена, оканчивающиеся на суффикс " -Атор", такие как Maximator, Triumphator или Celebrator. На сегодняшний день их уже около двухсот. Заканчивающиеся на " -ator" имена доппельбоков зарегистрированы немецким патентным ведомством.

Пожалуй, одними из наиболее известных доппельбоки доступных сейчас в Северной Америке, являются Ayinger Celebrator, и янтарного цвета, огненный Kulmbacher EKU Kulminator 28.

Последний имеет содержание спирта на уровне 11%.

Оригинальный же " Paulaner Salvator" по-прежнему варится на том же месте, что и много лет назад. Сейчас, прежде чем отправиться к знатокам пива по всему миру, он варится и вызревает в 72 футах (~24м. ) под землёй, в самом глубоком в мире подвале низового пива.

И в память о тех далёких временах, когда он стал спасением от суровости Постных дней, тысячи жителей Мюнхена до сих пор ежегодно собираются в зале пива " Paulaner" в Нокхерберге, - где в День святого Иосифа (19 марта) стартует на две недели официальный фестиваль пива " Bockbier". А самый первый бочонок " Paulaner Salvator" Doppelbock в сезоне всегда простукивается и откупоривается знаменитостями и важными гостями фестиваля: как правило, мэром Мюнхена.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.