![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Экологический проект. «Осень в гости к нам пришла». ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» (средняя группа)
Выполнил: воспитатель Зенина Ирина Сергеевна
Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский. Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Задачи проекта: - углубить представления об изменениях в природе осенью; - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; - привлечь внимания к окружающим природным объектам; - развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразияего красок и форм; - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций; - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой. Участники проекта: воспитатели, дети группы (4-5 лет), родители. Время проведения: сентябрь – ноябрь Этапы проекта: - предварительный этап: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями; - основной этап: цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала; - заключительный этап: выставка «У осени в гостях», «Кормушки для птиц», досуг «В осеннем лесу», их анализ, закрепление полученных знаний.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП · Подбор иллюстративного материала по теме проекта; · Подбор художественной литературы по теме проекта; · Подбор дидактических игр по теме проекта; · Оформление уголка «Мир природы» в группе.
Работа с родителями: - Анкетирование родителей; - Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; - Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления); - Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях», «Кормушка для птиц».
Работа с детьми: - Беседы с детьми по темам: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)», «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулок», «Насекомые – польза и вред»; - Наблюдения в природе на прогулках.
Работа с музыкальным руководителем: - Подготовка к досугу «В осеннем лесу».
Интеграция
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: - Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет); - Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать); - Наблюдения в цветнике (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью); - Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду); - Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи); - Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду); - Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают); - Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»); - Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев); - Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); - Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью); - Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий). Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи. В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры. Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная " паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе. С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием «У осени в гостях», «Кормушка для птиц». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Итогом проекта «Осень в гости к нам пришла» стало обобщение результатов нашей работы. Участие в выставке «У осени в гостях», «Кормушки для птиц» и проведение досуга по теме «В осеннем лесу». Проект позволил детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|