Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционно- образовательный курс



 

Коррекционно- образовательный курс

по подготовке к обучению грамоте

и профилактике нарушений чтения и письма

«Звуковед»

                 для детей 5-9 лет

Составитель логопед-дефектолог Дорохина Е. Н.

КОМУ НУЖЕН «ЗВУКОВЕД»?

Ø      Дошкольникам 5-7 лет.

Ø      Дошкольникам, имеющим         

   проблемы речи.

Ø      Школьникам 7-9 лет,  

имеющим проблемы в чтении 

и письме.

ЧТО ТАКОЕ «ЗВУКОВЕД»?

ü Формирование понятий звука и буквы.

ü Различение гласных и согласных звуков.

ü Изучение звуковых характеристик (мягкие и твердые, глухие и звонкие) на основе развития сенсорики.

ü Звуки парные и не парные.

ü Гласные звуки, обозначающие 2 звука.

ü Буквы, не обозначающие звуков.

ü Ударные и безударные гласные, слоги.

ü Звуко-буквенный разбор слова.

ü Развитие слухо-двигательной координации.

ü Формирование целостности слухового, зрительного, двигательного восприятия.

ü Работа над интонацией.

ü Подготовка к обучению чтению слогов, слов, фраз.

ü Профилактика ошибок в чтении и письме.

ü Коррекция фонематического слуха, грамматики и лексики.

ü Элементы логогоритмики.

ü Работа над правильным речевым дыханием и др.

 

Содержание программы «Звуковед».

Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой коррекционно-образовательный курс по профилактике и коррекции нарушений становления письменной речи у старших дошкольников и учащихся начальных классов.

Актуальность данного курса на сегодняшний день обусловлена рядом объективных факторов: - ежегодное увеличение количества дошкольников и школьников с проблемами речевого развития; - сокращение количества логопедических групп в ДОУ; - переход на ФГОС программ дошкольного и начального школьного образования.

Прохождение программного материала рассчитано на 70 занятий, регулярность проведения 2 раза в неделю, форма проведения- фронтальная.

Программа, в первую очередь, призвана осуществлять профилактику возможных и коррекцию уже имеющихся проблем формирования навыков письма и чтения у детей, с различными нарушениями речи, а так же сформировать предпосылки к обучению грамоте старших дошкольников.

Программа является модифицированным продуктом, строящимся на основных принципах государственных образовательных программ:

· Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е. Г. Юдиной (Научный руководитель А. Г. Асмолов);

· Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

· «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в условиях специального детского сада»/ Под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;

· Авторскя программа Канакиной В. П., Горецкиого В. Г. , Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкиной М. В. «Русский язык»,

УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 г., планируемых результатов начального общего образования;

· Дидактический материал по коррекции письменной речи / Под редакцией А. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.

I ПРОПЕДЕВТИКА «Понятие о неречевых звуках»

1. Звуки природы.
2. Музыкальные звуки.
3. Звуки окружающего мира.
4. Звуковые характеристики (длинные и короткие звуки, громкие и тихие, ритмичные, хаотичные)

II ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

5. Понятие о звуках речи.
6. Соотнесение понятий «Звук – Буква» (слышим и говорим; пишем и читаем).
7. Гласные звуки и буквы (А, О, У, Э, Ы, И), обозначение красными кружками.
8. Составление, чтение звукосочетаний, звукоподражания(АУ, ИА, УА).
9. Определение места звуков в звукосочетаниях гласных (от 2 до 4х).
10. Согласные звуки и буквы (М, Н, Л, Р, Х, Ц, Й, Ч), обозначение синими кружками.
11. Составление, чтение и звуковой анализ обратных слогов-слов (АМ, ОН, УМ, ОР, ОХ, АХ, ЭЙ, ОЙ, УХ и т. д. )
12. Составление, звуковой анализ, чтение прямых и открытых слогов (НА, МЫ, ХА, НУ, ОНА, УРА, УЧУ, ЭХО, УМЫ).
13. Составление, звуковой анализ, чтение простых слов (МОХ, ХОР, ЛОМ, ЧУМ).
14. Понятие о глухости-звонкости звуков, на основе развития сенсорики и тактильного восприятия.
15. Парные согласные по глухости-звонкости (З-С, Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, Ж-Ш). Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
16. Непарные звонкие (Й, М, Н, Л, Р). Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
17. Непарные глухие (Ч, Щ, Ц, Х). Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
18. Оглушение звонких согласных в конце слога, слова.
19. Закрепление понятий буква, слог, слово, предложение, составление схем.
20. Заглавная буква в начале предложения, при написании имен собственных. Точка, запятая.
21. Понятие о твердости и мягкости звуков на основе сенсорных ассоциаций с твердыми и мягкими предметами.
22. Понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Обозначение мягких согласных зелеными кружками.
23. Звуки и буквы, обозначающие мягкость согласных. (И, Я, Е, Ё, Ю) Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
24. Ь-мягкий знак для обозначения мягкости. Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
25. Всегда мягкие согласные (Щ, Й, Ч). Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.
26. Всегда твердые согласные (Ж, Ш, Ц). Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов.  
27. Составление, звуковой анализ, чтение обратных, прямых, открытых слогов и простых слов с гласными (Я, Ё, Е, Ю), в начале слова и после гласной. Буквы, обозначающие два звука.

Работа над просодикой.

28. Интонации вопросительная, восклицательная, повествовательная, перечисления. Знаки (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки).
29. Ударение. Ударный слог. Зависимость смысла слова от места ударного слога. (зАмок-замОк)

Дополнительная информация:

1. Программа реализуется путем фронтальных занятий в группах по 6-7 человек.

2. Дидактический материал каждой темы обязательно адаптируется под каждую группу в зависимости от возраста, уровня подготовки детей и наличия проблем в усвоении чтения и письма.

3. В структуру каждого занятия, помимо основной темы, обязательно включаются задания и упражнения на:

Ø развитие речевой артикуляции, речевого дыхания, мелкой моторики руки;

Ø коррекцию слухо-зрительно-двигательной координации (графические задания);

Ø профилактике нарушений темпа и ритма речи (элементы логоритмики);

Ø формирование целостности слухового и зрительного восприятия (конструирование);

Ø развитие внимания, памяти, мышления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.