Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предложение медицинских услуг и его особенности



 

 

ЭССЕ

Предложение медицинских услуг и его особенности

Левченко Дарья

1 курс лечебный факультет

Группа 122

 

Медицинские услуги определяются как оказание консультационных и диагностических услуг, уход за больными и лекарственное обеспечение для предупреждения или лечения заболеваний, недомоганий, травм или других физических и психологических нарушений. Эти услуги предоставляются работниками здравоохранения, такими как специалисты, врачи общей практики, включая фельдшеров, медсестер и работников смежных медицинских отраслей.

В отличие от других видов профессиональных услуг (транспортных, туристских, юридических) медицинская услуга является более сложным понятием, так как оказывает влияние не только на экономику, но и на благополучие и жизнь общества.

Важная отличительная черта медицинской услуги продиктована конфликтом между социальной и экономической эффективностью. К примеру, затраты на предоставление услуг неизлечимому больному с экономической позиции могут быть неэффективны, если пациент не может оплатить свое лечение. С медицинской точки зрения данные услуги также низкоэффективны, поскольку болезнь невозможно вылечить. Однако с точки зрения социальной эффективности такого рода «бесперспективные» затраты приобретают особое значение и имеют вполне определенный результат – повышение нравственности и социальной ответственности общества.

В силу высокой социальной значимости медицинского труда в идеале социальная эффективность должна быть поставлена на первое место, медицинская – на второе, а экономическая – на третье. Однако для отдельного медицинского учреждения или врача частной практики как для самостоятельно хозяйствующих субъектов, противоречия в данных видах эффективности будут возникать неоднократно и могут быть весьма острыми.

Очевидно, что медицинская деятельность по профилактике заболеваний в рамках рыночных отношений сложно совместима с экономической целесообразностью при производстве и продаже медицинских услуг: чем больше здоровых людей – тем меньше классических потребностей в медицинской помощи. Усиливает данную проблему то, что длительность процесса оказания услуги может быть разной и в определенных случаях может охватывать всю жизнь человека. При этом существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата. Соответственно, в случаях, когда производитель медицинской услуги на первое место ставит экономическую эффективность, будет наблюдаться рассогласованность во взаимодействии производителя и потребителя услуги, что приведет к отказу от предоставления услуги (либо уменьшению объема и/или длительности предоставляемой услуги) по инициативе производителя.

Ввиду неотъемлемой социальной составляющей рынок медицинских услуг является особой сферой экономики. С одной стороны, здесь, как и в любой другом секторе экономики, важна заинтересованность поставщиков этих услуг в максимальной выгоде, а с другой – доступность и качество медицинского обслуживания влияют на состояние и процветание общества. Медицинские услуги, кроме того, характеризуются рядом особенностей, отличающих их от других услуг, что связано как с их предназначением, так и со свойствами и параметрами оказания.

Объем и качество медицинских услуг будут влиять не только на благополучие и степень удовлетворенности отдельных лиц, но и на благосостояние всей нации, объем человеческого капитала, благодаря тому факту, что национальная система здравоохранения оказывает прямое влияние на продолжительность жизни граждан и их трудоспособность. Именно социальная значимость приводит к тому, что сфера здравоохранения является одним из объектов контроля, регулирования и активных действий государства фактически во всех странах, поскольку доступ к здравоохранению необходимо обеспечить всем слоям населения, а качество должно поддерживаться на необходимом уровне. В экономически развитых странах объем вмешательства государства в здравоохранение растет.

Следствием высокой социальной значимости медицинских услуг является высокий уровень требований к их качеству. Организация и работник, предоставляющие медицинские услуги, берут на себя высокие риски, связанные с возможностью негативного исхода процесса лечения. Международные специализированные организации, а также государства на национальном уровне формируют стандарты оказания медицинских услуг и требования к персоналу, медицинским изделиям и препаратам, а также регламентирует сопутствующие сферы, как, например, медицинское страхование. Прямым результатом активной стандартизации являются высокие барьеры входа на рынок медицинских услуг, оборотоспособность этого вида услуг ограничена.

Высокая асимметрия информации на рынке здравоохранения проявляется, с одной стороны, в том, что пациент практически не может оценить квалификацию врача или качество медицинской техники или лекарств, а информация по этим вопросам не всегда доступна. С другой стороны, зачастую история болезни при плохо организованной системе обмена информацией в здравоохранении недоступна для врачей, что приводит к затруднениям при диагностике заболеваний и необходимости затрат на повторные медицинские процедуры.

Асимметрия информации является одним из классических провалов рынка и устраняется посредством вмешательства государства. Инициативой последнего десятилетия стало введение медицинских информационных систем, а также обращение к таким аспектам стандартизации и аккредитации медицинских учреждений, как требования к предоставлению информации об оказываемых услугах, квалификации врачей, наличию медицинской техники, режиму работы учреждения.

Важным отличием от других социальных услуг (как, например, образование) является тот факт, что медицинские услуги влияют на благополучие человека напрямую и дают немедленный результат, что повышает необходимость участия государства как стороны, которая могла бы обеспечить помощь пациентам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и гражданам, не имеющим доступа к медицинским услугам.

При оказании медицинских услуг крайне важна работа с персональной информацией, должна соблюдаться врачебная тайна; огромную значимость приобретает профессиональная этика, поскольку речь идет о жизни и здоровье людей.

Оказание медицинских услуг высоко индивидуализировано, процесс производства медицинских услуг неотделим от процесса их потребления и является результатом взаимодействия врача и пациента. При этом пациент сам активно участвует в процессе оказания услуги (выполняет рекомендации врача, содействует процессу лечения, принимает необходимые препараты). Заинтересованность пациента в достижении положительного результата лечения и доверие, устанавливающееся между пациентом и врачом, являются важными факторами успеха.

На итоговое качество услуги может повлиять множество различных факторов. Например, фактор, касающийся личного взаимодействия врача и пациента. В совокупности с асимметрией информации это приводит к тому, что крайне высокое значение для рекламы и создания спроса на услуги учреждения имеет «сервисная» составляющая оказания медицинской услуги: даже если пациент не в состоянии оценить профессионализм врача, то удобный сервис и доброжелательное и корректное отношение персонала могут сыграть ключевую роль при выборе поставщика услуг, тем более что оказание медицинских услуг зачастую связано с деликатными вопросами здоровья пациента.

Информация об учреждении в условиях малого объема информации о поставщиках может привести к значительной отдаче.

Тот факт, что медицинская услуга оказывается на должном уровне, не может сам по себе гарантировать положительный результат. Более того, если оказание услуги привело к негативным последствиям, прекращение оказания услуги не обязательно приводит к отмене уже полученного эффекта – оказание медицинской услуги носит необратимый характер. Эти особенности также приводят к необходимости, во-первых, более жесткого контроля за участниками рынка здравоохранения, а во-вторых, оказывают прямое влияние на юридические аспекты оказания медицинской услуги.

Оказание медицинских услуг на разных территориях высоко диверсифицировано. Уровень доступа к здравоохранению различен для разных же групп населения. Особенности доступа также регулируются государством.

При этом на различных территориях уровень качества медицинских услуг и сопутствующего обслуживания различается в связи с разным качеством подготовки национальных специалистов, различными особенностями регулирования здравоохранения, разной стоимостью услуг. Это создает возможности для миграции как пациентов, так и медицинских работников.

Еще одной особенностью медицинских услуг является их неосязаемость – невозможность увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать услугу до момента ее приобретения. Например, женщина, пришедшая к пластическому хирургу, не увидит результат, пока не купит его услугу, т. е. согласится на операцию. Пациент, пришедший к врачу, не может заранее знать результат своего посещения Покупатель (пациент) вынужден верить продавцу (врачу) на слово. Это ключевой момент экономики здравоохранения и анализа производства и потребления медицинских услуг.

Уровень состояния здоровья народа определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.