Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПР1.5. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ



ПР1. 5. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Средства обучения: программы по географии, учебники

Дидактическая копилка

Прием «Работа с понятиями»

  Использование: разные этапы комбинированного урока, обобщающий урок

  Значение: закрепление знаний, ОТД

  Ход

1. Составить набор понятий темы на карточках для отработки системы понятий

2. Составить кроссворд с понятиями темы

3. Зашифровать понятия в символы, систему или последовательность символов

4. Составить разные предложения с одним и тем же понятием

                                               ЗАДАНИЯ

Задание 1. Какова роль географических понятий в системе географических знаний?

Задание 2. Укажите логику формирования географических понятий.

Задание 3. Сравните по особенностям усвоения общие и единичные понятия курса географии.

Задание 4. Какие виды понятий и терминов встречаются в курсах географии. Объясните, почему наибольшее количество понятий и терминов изучается в 5 (6 )и 7 кл.?

Задание 5. Составьте систему основных понятий курса географии 5 (6)кл., отразив на схеме последовательность их изучения в разделах и темах.

Задание 6. На основе анализа школьных программ по географии, проследите преемственность в формировании общих географических понятий от курса к курсу (выполнить либо 6. 1, либо 6. 2 по выбору):

6. 1. о геологических структурах;

6. 2. о климате.

Для выполнения задания 6 используйте план:

а) какие признаки понятий известны ученикам с 5 (6) класса;

б) какие признаки вводятся в 7 классе;

в) как расширяются представления в 8 классе.

Задание 7. С помощью программы и учебника

7. 1. Отберитегеографические понятия для своего урока

7. 2. Определить путь усвоения понятий (индуктивный, дедуктивный), объяснить причины выбора пути

7. 3. Распишите методику формирования понятия в зависимости от выбранного пути

Справочный материал

Пути формирования понятий:

1. Индуктивный – частного (индивидуального) к частному

2. Дедуктивный – общего к частному

Последовательность действий при формировании понятий

Индуктивный путь Дедуктивный путь
1. Наблюдение объектов и явлений и выделение их особенностей 1. Дать определение понятия
2. Сопоставление особенностей и выделение среди них главных, существенных особенностей, которые будут рассматриваться как главные существенные признаки 2. Организация работы над усвоением его признаков, раскрывающих особенности процесса или явления или изменения объекта или явления
3. Обобщение главных особенностей и формирование определения понятия 3. Закрепление признаков и связей
4. Работа с определением понятия, в котором можно выделить путем анализа родовое слово, существенные признаки, последовательность их изложения

4. Установление связи с другими понятиями

5. Применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенным

Задание 8. Для одного из школьных курсов географии (курс соответствует своему уроку) разработать задания для учащихся, направленные на отработку понятий, используя приведенный ниже список приемов организации работы с понятиями на уроках географии

Приемы организации работы с понятиями на уроках географии

1. Упражнения на проговаривание понятий и терминов

2. Упражнение на правописание терминов: вставьте пропущенные буквы

3. Разложить сложные термины на составные части (корни) и подумать над значением терминов и составляющих их корней, например, Гидросфера – от греческого hý dō r – вода, sphá ira – шар. Проверить свой ответ по энциклопедическому словарю

4. Придумать, как можно больше терминов со следующими корнями…, напримергео…

5. Разбить термины на составные части, выясните их смысловое значение, дать определение терминам. Ответы проверить по географическому словарю

6. Попытка расшифровать незнакомые школьникам ранее термины, разбив их на составные части. Ответы проверить по географическому словарю

7. Попробовать разгадать смысловое значение терминов с корнем …., проанализировав термины. Пример корня «гидро» - гидросфера, гидрология, гидролог, гидрогеология.

8. Подбор русские эквивалентов к терминам

9. Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать ….

10. Прочитайте текст. Выпишите термины и дайте объяснения каждому из них.

Расшифруйте географические названия, используя топонимический словарь



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.