|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание маршрута
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
Краткий отчет о водном туристском походе первой категории сложности по маршруту Санкт-Петербург — г. Кингисепп – р. Россонь –р. Мертвица - р. Луга–пос. Усть-Луга – Финский залив – Липовское озеро - Санкт-Петербург совершенному с 29. 06. 18 по 7. 07. 18
Руководитель походаЯрмончик Г. С. Зам руководителя Федоров А. Л.
Количество участников 12 человек Протяженность маршрута 66 км Маршрутная книжка МКК РОО Красносельского района СПб
Санкт-Петербург 2018 г. Цели мероприятия: повышение туристского и спортивного мастерства обучающихся, освоение ТВТ. Задачи: 1. Укрепление физической силы, здоровья и морально-волевого духа. 2. Разведка нового уникального маршрута
Список участников
График движения
Описание маршрута Река Россонь по-своему уникальна, при написании отчета о ее прохождении нельзя оперировать стандартными выражениями «вниз» или «вверх» по течению. Вот что пишет о ней Википедия: «Протекает по междуречью Луги и Нарвы, соединяя участки нижнего течения обеих рек. Исток и устье этой реки выделяется условно, так как Россонь (в строгом понятии этих определений), их не имеет. Соединяя реку Лугу от 25-го км вверх по течению от её устья (урочище Буяновка) и реку Нарву (в 300 метрах от её устья) она попеременно пропускает воды одной реки в другую (периодически меняя местами свои географические исток и устье). Общая длина реки — 26, 8 км. Площадь водосборного бассейна на междуречье составляет всего 63 км². Уклон продольного профиля — меньше 8 мм/1 км. Коэффициент извилистости (отношение длины русла к прямой линии соединяющей исток и устье) равен 1. 89. Средняя скорость течения — около 0, 1 м/с (пост Венекюла). Средний расход воды составляет 18 м³ /с (пост Венекюла). Главной особенностью водного режима Россони является эпизодическая смена направления её течения. Река Нарва, вытекающая из Псковско-Чудского водоёма (через Нарвское водохранилище), имеет зарегулированный сток, относительно равномерный в течение всего года, на участке примыкания реки Россони её уровень бό льшую часть года (свыше 330 дней) выше лужского. По этой причине основное направление течения Россони происходит в лужском направлении. Река Луга, наоборот, имеет пиковое (до катастрофического) половодье, эпизодические дождевые паводки, низкую летнюю и зимнюю межень. То есть распределение стока реки Луги носит неравномерный, сезонный характер. По этой причине уровни воды Россони в её в Лужском и Нарвском устьях постоянно меняются, образуя перепад относительно друг друга. Во время весеннего половодья уровень воды в Луге резко возрастает, а зарегулированный уровень Нарвы изменяется мало. Разница этих уровней может достигать полутора метров. В таких условиях полые лужские воды уходят по руслу Россони. Особенно это выражено, когда на Луге наблюдаются зажорные/заторные явления ниже места впадения в неё Россони. В последнем случае практически весь объём лужского половодья устремляется через Россонь в Нарву, заливая обширные низменные территории и размывая берега. Иногда это приобретает катастрофический характер. Так, в 40-х годах XIX века в деревне Саркуль за сутки был смыт прибрежный холм высотой около 10 метров и площадью до 1, 5 Га. В остальное время года Россонь несёт свои воды из Нарвы в Лугу. Считается, что это направление может быть нарушено поднятием уровня Луги за счёт дождевых паводков, которые здесь происходит ранее, чем на Нарве. Однако исследования показали, что уклон настолько незначителен и краткосрочен, что реверсирование течения не успевает произойти» День 1-й Выезжаем из Санкт-Петербурга в пятницу днем, минуя «дачные» пробки. Поскольку к месту старта невозможно добраться общественным транспортом, используем личные автомобили участников похода. Наш пункт назначения – дер. Каростель, точнее противоположный от нее барег реки, территория, расположенная около пионерского лагеря «Россонь». Прибыв на место, находим хорошее место для сборки байдарок в одном километре от теоретически намеченного. Если следовать от Санкт-Петербурга по дороге, ведущей в сторону лагеря, необходимо проехать деревню Горки. Через 300 метров изгиб реки почти вплотную примыкает к дороге, здесь высокий песчаный берег и несколько стояночных полян с костровыми местами. Идеально. Разгружаемся, ставим лагерь. Вечером из леса появляются два вооруженных пограничника и требуют предъявить пропуск в погранзону. Мы объясняем, что по результатам консультации в Главном Пограничном Управлении, пропуска требуются лишь для пребывания в пятикилометровой зоне вдоль границы, мы же находимся дальше от границы. Пограничники заявляют, что в этом месте граница и река делают неуловимый зигзаг навстречу друг другу, поэтому мы являемся нарушителями режима. Мы соглашаемся, раскаиваемся, и пограничники, проверив паспорта и немного пожурив нас, уходят в лес…
День 2-й Ранний подъём. Утром погода пасмурная, МЧС настойчивыми звонками и СМСками запрещает выход плавсредств на водоемы. У нас «стапель» т. е. сборка плавсредств. В комплекте одной из байдарок обнаруживаем сломанный в двух местах шпангоут. Руководитель едет в соседнее село. Но не на дискотеку, а в поисках необходимых для ремонта шпангоута материалов и оборудования. Периодически капает дождик, становится окончательно понятно, что в этот день отплытие не состоится. Что ж, у нас пока есть запас по времени. К вечеру руководитель возвращается, шпангоут выглядит лучше прежнего, сборка плавсредств благополучно завершается. Проводим испытание байдарок на воде без груза. Перед отбоем совершаем пешую экскурсию в сторону государственной границы к лагерю Россонь.
День 3-й Утром облачная сырая погода, ветер, всталиоколо 9. Снимаем лагерь. Спускаем на воду байдарки, загружаемся и рассаживаемся. Отплываем в 11. Проходим село Горки, село Саркуля, делаем небольшой привал для разминки и поедания колбасы, далее проходим село Ванакюля. Все эти деревни справа по ходу движения. Мостов и иных препятствий на пути нет, ширина реки от 30 до 50 метров. Через 500 метров после деревни Ванакюля, справа, высокий песчаный берег, на котором прекрасное оборудованное место для стоянки. Подходит время обеда, выгружаемся, готовим. Начавшийся дождь, радиотрансляция футбольного матча Россия-Испания и красота стоянки, заставляют нас принять «неспортивное» решение остаться тут на ночевку… Пройдено около 10 км
День 4-й Утром общий подъем в 9, выход в 11. Облачно, легкий ветер. Проплываем по левому борту базу отдыха, не обозначенную на карте. За час доходим до автомобильного моста на трассе «1 Мая – Усть-Луга». Метров через 500 после моста в русле поросший травой островок, левее него вход в русло «узкой» Мертвицы. Фактически это рукав, соединяющий Россонь и Лугу, мертвое старое русло Луги. Летом воды в реке не много, ее ширина в начале составляет 5-10 метров. Деревья нависают над водой, местами приходится изрядно маневрировать между затопленными стволами и кустами. Требуется внимательность и осторожность, есть риск получить пробоину, напоровшись на топляк. Проходим этот участок примерно за час. Далее река резко разливается до 100 метров в ширину, причем в этом месте настолько мелко, что требуется проводка байдарок без экипажа. Слева по ходу – деревня Ханике, еще через километр – деревня Ропша. В середине деревни подвесной мост. Проходим деревню, и около 15 часов встаем на обед на правом берегу, в месте, называемом местными «колено» за характерный изгиб. Выход на берег илистый и заросший травой, дров мало. Зато можно сходить в магазин в дер. БольшоеКуземкино. Заканчиваем обед около 17 часов. Через 20 минут после выхода проходим под автомобильным мостом на дороге в деревню Ударник. Река тут снова сужается до 10-15 метров. По левую руку – деревня Большое Куземкино, тут есть амбулатория, почта, сбербанк с банкоматом и несколько магазинов. Через полтора километра – выход в р. Луга. Переходим под правый берег Луги, на ночевку встаем около 20 часов, напротив деревни Струппово. Здесь много хороших полян с костровыми местами и купалками. Пройдено 16 км.
День 5-й Утром подъем в 9, завтрак, сборы, выход в 11. Двигаемся вниз по течению Луги, проходим церковь у пос. Межники на правом берегу, через два часа – автомобильный мост на трассе от Усть-Луги в С-Петербург. Справа от моста, выше по течению – серия хороших стоянок в еловом лесу, сразу за мостом, начинается портовая инфраструктура, у причала стоят сухогрузы и буксиры, а слева начинаются дома поселкаЛенрыба который раньше и был собственно Усть-Лугой, Теперь территория Усть-Луги существенно разрослась за счет строительства порта и объединения с некоторыми соседними населенными пунктами. Придерживаемся левого берега, находим неплохую полянку для обеда. Отправляем гонцов в магазин, пока дежурные готовят. Выходим со стоянки в районе 16 часов, за 40 минут достигаем устья реки и выходим в Финский залив и сворачиваем на Запад, к Кургальскому полуострову. Наша дальнейшая задача – осмотр и изучение его береговой линии, будем огибать его против часовой стрелки. Сразу начинается мелководье, ветер крепчает и поднимает волну. Периодически «садимся» на мель, стараемся двигаться вдоль берега, насколько это возможно. Проходим в течение часа около 3 км до устья реки Выбья – мы планируем ночевать у ее впадения в море, чтобы иметь источник пресной воды. Тут прекрасный песчаный пляж, сосновый лес и много места для стоянок. Мы предпочли войти в русло реки и подняться против течения (что не сложно) на несколько сотен метров, где тоже есть замечательные стоянки. Пройдено 17 км.
День 6-й Утром собрали лагерь неспешно, около 12 часов вышли в устье реки. Погода утром пасмурная, ветер нагонял волну, особенно на прибрежном мелководье, поэтому мы вынуждены были проводить пустые байдарки вдоль пляжа около 2 км, пока не оказались под прикрытием мыса Луто, где волны уменьшились и позволили продолжить движение на байдарках. Один трехкилометровый переход до мыса, увенчанного маяком, прошли за 40 минут. Начиная от мыса двигались на север вдоль берега, в акватории становится все больше крупных камней, в том числе подводных, поэтому экипажам приходится быть внимательными и умело маневрировать. Иначе можно «сесть на рифы». Двигаясь вдоль берега проходим около 9 км делаем привал южнее деревни Липово, на прекрасно оборудованной стоянке, где, к сожалению, нет пресной воды. Это наш последний ходовой день, нам нужно было обогнуть Кургальский полуостров и достичь его северной оконечности. Подъем в 8-30, выход в 10-15. Солнце, легкий ветер. За два часовых перехода доходим до каменистого мыса Пихлисаар, заросшего можжевельником, на котором расположен навигационный знак и памятник погибшим морякам. Далее, еще через 2, 5 км достигаем северной оконечности полуострова в месте впадения в море безымянной протоки из Липовского озера. Тут очень красиво и очень мелко. Устраиваем перекус, после чего входим в протоку. Течения практически нет, мелко. Через 2 км от устья – автомобильный мост в деревне Курголово. Магазина в деревне нет. Проходим мост и входим в Липовское озеро. Через 3 км, по левую руку (на восточном берегу) – серия отличных стоянок и мыс с большим песчаным пляжем, где мы и заканчиваем активную часть маршрута. Вечером стоянку посещают дикие, но дружелюбные кабаны. Купание, ужин, отбой в 23 - 00. Пройдено 23 км
День 7-й Завтрак около 9 часов, антистапель, погрузка в прибывшие машины и выезд в сторону Санкт-Петербурга около 13 часов. Нам уезжать, а погода – заглядение. Посещаем родник со святой водой, где устроена небольшая купель и стоит часовня. Прибыли домой около 16 часов.
Выводы и рекомендации: Рекомендовать данный маршрут как пригодный и интересный для прохождения тургруппами ДДТ. Разработатьудлиненный вариант маршрута для совершения в будущем году кольцевого похода с прохождением западного побережья Кургальского полуострова по водам Финского залива и далее до устья реки Нарова, откуда можно подняться до Ивангорода или войти в р. Россонь и дойти до точки, откуда начинался маршрут.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|