|
|||
Петербургский СфинксДревняя пословица: " Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга". Проходя этой весной по Университетской набережной мимо здания бывшей Академии Художеств, я посмотрел на сфинксов, и мне показалось, что я заметил то, чего не отмечал ранее... На память пришёл отрывок из стихов В. Брюсова: " Глаза в глаза вперив, безмолвны, Исполнены святой тоски, Они как будто слышат волны Иной торжественной реки. Для них, детей тысячелетий, Лишь сон - виденья этих мест... " Сфинксы смотрят друг на друга. Один смотрит, как и полагается, на восток, а второй в противоречии с древним каноном на запад. У второго, называемого восточным (он выше по течению, т. е. восточнее), и отбита нижняя часть лица. Не так давно, в 2002 году, реставраторы Петербурга определили, что восточный сфинкс появился на свет позднее, а первым был западный, он и сохранился чуть хуже. Тогда же на теле сфинкса была обнаружена надпись человека, нашедшего их в песке пустыни Египта, не удержавшегося от соблазна приобщиться к вечности, но об этом чуть позднее. Я подзабыл о том, для кого и для чего были выбиты из гранитной скалы эти фантастические образы-близнецы древней человеческой фантазии. Вспомнилось, что древние египтяне называли сфинкс странным словосочетанием - " Образ живой". Остановившись между фигурами, я засмотрелся на весенний лёд реки. Льдины с тихим шуршанием скользили вдоль нисходящих к Неве ступеней. Я прислушался к звукам быстротечного времени: " Шепес анх, Шепес анх, Шепес анх", - тихо шептало мне оно. Сколько же воды утекло с тех пор в двух великих реках, на берегах которых выпало стоять этим " Живым образам"... И тут, наконец, я отметил то, что не замечал до сих пор... *********************************************************************************************** Солнце стремилось к закату, длинные тени легли на фиолетовые склоны гор. Спокойные воды Широкого Нила золотились в кружеве прибрежных пальм. Жара спадала, но камни пустынной долины ещё отдавали свой дневной жар. Парадная ладья фараона Аменхотепа-IX стояла у пристани, от которой широкая лестница вела к храму. - Мой повелитель, как прекрасен храм твоего отца, повелителя Двух Царств, Сына Солнца Небмаатра! - тихо произнесла Нефертити, не отводя восхищённого взгляда от величественного фасада заупокойного храма бывшего повелителя страны. Розовый свет низкого солнца нежно подсвечивал лицо красивейшей из цариц, и тёплый ветер ливийской пустыни обтекал его струями выбившейся из-под короны тонкой пряди чёрных волос. Их носилки с тронами стояли рядом, и фараон коснулся руки возлюбленной. Это был их первый совместный визит к храму фараона Аменхотепа-III, с царским именем Небмаатра. Огромные скульптуры у входа в храм Аменхотепа-III навеки сохранили его молодое лицо. Он был великим и успешным царём, и смог значительно укрепить границы Верхнего и Нижнего Царств, доставшиеся ему по наследству от отца фараона - Тутмоса-IV. Фараон Небмаатра поддерживал дружеские отношения с соседними странами, и даже женился на принцессе из Метании, страны, с которой Египет имел общие притязания на территорию Сирии. Отец возвёл прекрасные дворцы и храмы, и великий Египет от Верхнего до Нижнего Царства расцвёл при нём. Ещё при жизни, стареющий Небмаатра начал вводить сына во власть, и уходя в Царство теней, завещал Аменхотепу-IV сохранять и преумножить нажитое предыдущими поколениями. Лик бывшего властителя Двух Царств, канувшего в вечность, повторялся и на двух небольших гранитных сфинксах перед входом в храм. Молодое спокойное лицо великого фараона загадочной улыбкой навеки и многократно запечатало в розовый гранит тайну своей бессмертной души. Великолепный храм отца у западного берега Нила был закончен ещё при его жизни, и фараон сын иногда приезжал сюда почтить память великого Аменхотепа-III. Сейчас, у храма отца, на берегу Нила фараон вспомнил ту первую поездку с Нефертити из столицы Фивы. Вот уже семь лет как он отдалил её от себя, и жил в новой столице Ахетатоне с женой Кийа. За это время новая жена родила ему наследника Сенхкара. Кийа не была столь божественна как Нефертити, но беспредельная преданность и рождение сына сблизило её с фараоном. В отличие от Нефертити Кийа была полностью во власти и воле фараона и не была столь амбициозна, как первая жена. От Нефертити Аменхотеп не имел наследника, она подарила ему шесть любимых дочерей. Он с грустью вспомнил, как они с Нефертити оплакивали внезапную смерть старшей красавицы дочери Макетатон. Он продолжал любить Нефертити и сейчас, но встречались они крайне редко. Свою ревность к Кийа Нефертити скрывала тщательно, фараон это чувствовал, и старался не затрагивать тем своей личной жизни при встрече с ней. Не только рождение сына послужило отдалением Нефертити. За время былой совместной жизни красавица завладела не только сердцем и душой юного фараона, но и его умом. Тогда царственные супруги разделяли любовное ложе, правление страной, и веру. И если в юности Аменхотеп-IV продолжал дело отца и активно поддерживал культ Бога солнца Амона-Ра, то теперь не всё устраивало его в древнем культе этого бога. Во-первых, жрецы Амона-Ра в столице Фивы ещё при жизни отца стали настолько могущественны, что их влияние на страну зачастую противостояло воле молодого фараона, тогда ещё носившего имя, Аменхотеп-IX. Во-вторых, сам властитель, обладая подвижным и глубоким умом, искал новое знание и в религиозной философии. Его мировоззрение росло и менялось по мере обретения новых знаний. Под влиянием возлюбленной Нефертити, он принял культ поклонения богу Атону, олицетворяющему диск солнца, и взял себе новое царственное имя Эхнатон, что означало " Угодный Атону". Царица также сменит своё имя на Нефер-Нефру-Атон, что означало " Прекрасная красота Атона". В этот же период он, уже фараон-Солнце, начнёт активно насаждать по всей стране поклонение новому божеству и себе, как земному воплощению бога Атона. Он построил новые храмы, где молящиеся будут открыты солнечным лучам. Вдохновлённый возлюбленной Нефертити, которая уже полновластно разделяла с ним правление, Эхнатон прикажет сменить изображение верховного бога Ра. Если раньше бога изображали как человека с головой сокола с кругом над головой, то теперь бога изображали в виде круга с царской змеёй впереди и множеством направленных вниз лучей, которые завершались знаком жизни - анкхом, крестом с петлёй в верхней части. Народ Двух Царств, издавна поклонявшийся древним многоликим богам, не успевал изменить свои вековые традиции веры. Местные государственные чиновники и жрецы всячески старались затягивать реформы фараона, так как они концентрировали власть только в его руках. В течение всех лет правления Эхнатон развивал идею новой веры, и отменил всех древних богов страны. О, какая это была жестокая борьба с жрецами Бога Ра! И сколько врагов затаилось за его спиной! Нефертити сейчас была главной жрицей храма Атона, культу которого по-прежнему оставалась верна. А Эхнатон пошёл ещё дальше, теперь он знал, что Единому Богу не требуется ни какое земное воплощение. Продолжая искать истину, он постоянно обращался через верных ему жрецов к священным и тайным сведениям былых времён. Теперь он был убеждён в том, что Творец был всеобъемлющ и не мог быть выражен ни в чьём земном обличии. Но пока, внешне, фараон продолжал поддерживать веру подданных в своё божественное начало. Время нового Бога ещё не наступило. Факелы, потрескивая, чудно подсвечивали храм. В одиночестве, сидя на троне в храме отца, он вспоминал, с каким трудом ему давалось насаждение в стране нового культа Бога Атона. Он подводил итог своей жизни, чего он смог достичь за свои тридцать семь лет. Он приехал сюда в храм отца, а не в храм, бога Атона, ибо сегодня он был не готов к встрече с Нефертити. Здесь ему было легче предаваться размышлениям о своём прошлом и будущем, неразрывно связанным с судьбой мира. Может быть, душа великого отца даст ему совет или знак? Он приехал один. Кийа осталась во дворце с сыном, которого называла на своём языке - Моисей. Странная фигура царя с удлинённым черепом и вытянутой вперед шеей неподвижно восседала на троне. Эхнатон был в тягостном раздумье, реформы отнимали так много сил, а ведь кроме внутренних врагов, у страны были и внешние. Он понимал, что жизнь, без каких либо изменений по заранее предписанному предками укладу, была бы спокойнее и для него и для страны, но ничего не мог с собой поделать. Да, он ошибался, и сейчас начинал это понимать и переоценивать свои поступки, но всю жизнь он стремился к истине и красоте. За время правления страной он поднял реалистическое искусство до недосягаемых ранее высот. Даже фараона и членов его семьи стали изображать такими, какими они были в жизни без прикрас. Дворец и свой строящийся заупокойный храм он приказал украсить фресками с сюжетами из своей обыденной жизни и живой природы. Взглянув на молодой лик отца, он подумал о том, что тот прожил счастливую и долгую жизнь. И тут, ему показалось, что колеблющаяся в свете факелов улыбка отца ожила и приняла коварный оттенок. Необычное вытянутое лицо фараона нахмурилось, он вспомнил о вчерашнем утреннем разговоре с личным врачевателем и астрологом. Звёзды вынесли ему приговор, Эхнатон должен будет уйти в Царство Теней от руки женщины. - Что я, потомок Сынов Бога, олицетворивший себя самого с Великим Богом Атоном, оставлю своему сыну кроме веры? Мне надо передать ему так много своих знаний. Конечно, верные жрецы-учителя помогут, но сын ещё так мал, а противники сильны и ждут своего часа. Главное, сын должен знать и нести с собой всю свою жизнь, что Великий Бог Творец один. Если он вырастет и победит в борьбе со жрецами и упрямыми корыстолюбивыми чиновниками, то его власть станет безраздельной. Скоро, в день летнего солнцестояния, как в своё время и мой отец, я покажу ему силу знаний Сынов Бога, заложенную в древних пирамидах, их сила и могущество ещё не исчерпаны, и огненные мистерии Атона ещё будут продолжаться века. На днях я всё же встречусь с всё ещё прекрасной Нефертити, и сделаю ей подарок, который она от меня давно ждёт. Эхнатон очнулся от тяжёлых раздумий, его странная, наклонённая вперёд, фигура качнулась, и он хлопнул в ладоши. Появились жрецы храма, и начальник процессии дал сигнал рабам и охране у входа. Диск солнца чуть касался кромки западных гор, уходя в Царство Теней, и прощался с фараоном. Через три дня вечером тело фараона-Солнце с проломленной головой найдут в храме бога Атона. ***************************** Облик Эхнатона растаял в песках пустыни и времени, этому помогли и дождавшиеся своего часа фиванские жрецы ортодоксы старой веры. То, что было изложено выше, является лишь фантазией автора. Но вполне возможно, что тридцатисемилетний фараон, ушёл из жизни и не по доброй воле, и, может быть, даже от руки Нефертити. После его смерти все храмы, построенные им, также как и изображения его и царицы Нефертити (имя переводится как - " Прекраснейшая пришла" ) были нещадно уничтожены. Дальнейшая судьба Нефертити, Кийи и её сына Сенхкара также теряется в плотных песках истории. Возможно, что Нефертити так и закончила свою жизнь, оставаясь жрицей храма. Недавно в Египте в богатой усыпальнице была найдена хорошо сохранившаяся мумия, антропометрически совпадающая, с дошедшими до нас прекрасными изображениями царицы. О Кийе практически не осталось ни каких сведений. После смерти фараона Эхнатона на пару лет Древний Египет возглавит фараон Сенхкара, сын Эхнатона и Кийа, женатый на старшей дочери Эхнатона и Нефертити. Затем он сойдёт с трона и исчезнет без всяких следов, и никаких дополнительных сведений о нём под этим именем до нас не дойдёт. По одной из гипотез он мог быть историческим пророком древних иудеев Моисеем, основоположником монотеизма, но это совсем другая история. Кроме того, подобных гипотез немало, и даже Зигмунд Фрейд считал библейским Моисеем самого Эхнатона. Археологами найдены изумительные творения древних художников и мастеров. В том числе найдено странное изображение Нефертити. Оно необычно тем, что жён фараона ни до, ни после так не изображали: она держит за волосы мужчину и замахивается на него вытянутым предметом. Но оставим исторические версии для дискуссий египтологам, и вернёмся к сфинксам и фактам. Кстати, слово сфинкс нам досталось от греков (вспомним чудовище Сфинго, уже женского пола, и её загадку: " Кто ходит по утрам на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? " ), и в буквальном переводе с древне египетского " Шепес анх" означает - " Образ живой". Пройдут тысячелетия. Храм Аменхотепа-III, отца фараона-Солнца, будет разрушен временем и вандалами, а сфинксы занесёт многометровой толщей ливийского песка. В 1827 году предприимчивый александрийский грек Янис Атоназис, торговец мумиями и другими египетскими древностями, откопает их в песке пустыни, к тому времени уже независимого Египта. На память о себе Атоназис высечет на одной из фигур надпись на древнегреческом: " Здесь был Янис". Его " автограф" удастся обнаружить лишь во время последней реставрации фигур в Петербурге в 2002 году. В принципе мы итак многим обязаны грекам, ибо все названия и термины древнего Египта дошли до нас в переложении и транскрипции их древних предков. Но разница в произношении значительна, потому что в письменности египтян не было гласных звуков. В произношении греков Египет звучал как Айгюптос, что дало современное название страны фараонов, слово фараон от пер" о - У греков слово пирамида обозначает, как ни странно, не трёхмерный треугольник, и корень слова даже не египетский, а именно греческий, и состоит слово из двух греческих корней: " pyra" в значении огня, света (видимый), и " midos" в значении мер (или в другом значении - середина (внутри)). Дело в том, что арабы использовали почти всю облицовку пирамид для нужд своих строительств в Каире, а до этого величественные сооружения древних египтян сверкали своей полированной облицовкой на огромные расстояния. По одной из гипотез (Раймонд Д. Маннерс, жур. Фэйт, ноябрь 1996г. ) пирамиды за счёт облицовок имели вогнутые в средней части грани. Трудно представить, какие солнечные мистерии можно было наблюдать в таком случае около пирамид в определённые астрономические моменты. Более поздние пирамиды возводились уже с плоскими гранями, видимо, их древние секреты были утеряны. Хочу упомянуть также о том, что греки во время колонизации Египта дали древней столице Египта - Уасет своё имя - Фивы, может быть, по аналогии с греческим городом Фивы, имеющим такие же знаменитые ворота. Таким образом, наши скульптуры прибыли из Уасет. Один из сфинксов (восточный на Неве) был во время разлива Нила на пальмовых плотах отправлен в Александрию для продажи, и попадёт в руки английского консула Г. Солта. Тогда же в древнюю столицу средиземноморья прибыл А. Н. Муравьев (1806-1874гг., похоронен в Севастополе)- молодой офицер, участник русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов, путешественник по святым местам и духовный православный писатель. Александр Николаевич Муравьёв внёс замечательный вклад в паломническую литературу, и во время путешествия в Египет соберёт интересный материал об Александрии, её святынях и даст описание древним коптам. Узнав, что консул продает сфинксы, и поражённый совершенством их формы, Муравьев решает добиться, чтобы их приобрела Россия. Он сообщает об этом русскому послу, и прикладывает к письму рисунок сфинкса. Посол отправляет письмо Муравьева Николаю I, а император, прочитав, отсылает письмо в Академию художеств с запросом, " полезно ли будет сие приобретение? ". Академия художеств ответит положительно. Будет решено перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, и по обеим ее сторонам поставить на пьедесталах египетские сфинксы. Пока шла переписка, владелец восхитительных скульптур поспешил перепродать их французскому правительству, которое намеревалось украсить ими Париж. Казалось, судьбы сфинксов и России так и не пересекутся, однако в 1830 году во Франции вспыхивает революция. Сфинксы в итоге были проданы России 60 000 рублей. Надо заметить, что скульптуры Клодта, устанавливаемые почти в то же время, обошлись российской казне гораздо дороже, в 650000рублей. Восточный сфинкс не хотел покидать свою родину, и во время погрузки на судно порвёт канаты, пробьёт палубу и чуть не потопит судно. На лице этого сфинкса внизу справа до сих пор виден след этой " последней битвы". Целый год судно " Буэна Сперанца" (Добрая Надежда) с драгоценным грузом пробороздит морские воды, и в 1832 году бросит якорь у берегов Невы. В апреле 1834 года сфинксы будут установлены там, где стоят и поныне, а спустя девять лет на их пьедесталах будет высечена, известная надпись: " Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году". Замечу, что сын, канувшего в неизвестность, Александра-I император Николай-I в те годы значительно украсил Петербург, в том числе в августе 1834г. Александровской колонной с ликом венчающего её ангела очень похожим на его отца. Заметим, что Александра-I звали в то время " сфинксом", не разгаданным до могилы. В тот же период Россия приобретает все атрибуты империи и национальный гимн " Боже, царя храни". Не будем увлекаться мистическими связями времён, и исторических событий, поскольку на эту тему написано достаточно много. В этом кратком историческом экскурсе я больше уделил внимания сыну Аменхотепа-III, как более яркой и неоднозначной исторической личности. Итак, самые древние памятники Петербурга лежат у Невы. Один древний сфинкс ликом Аменхотепа-III смотрит на восход Солнца и Эрмитаж, где хранятся реликвии его Родины, могилы русских царей в Петропавловской крепости и Ладожское озеро с древней столицей Руси Старой Ладогой. Другой смотрит на Запад, Финский Залив и свою далёкую Родину. Они пережили 35 веков, их созерцали великие фараоны и покорители Египта, библейский Моисей, императоры России и Пушкин. Всех имён не перечесть... А сколько сфинксы пережили природных и человеческих бурь, потрясений и распадов великих Империй! В апреле 2004 года будет всего 170 лет, их нахождению в Санкт-Петербурге, но за этот, короткий по сравнению с их возрастом срок, они увидели четыре революции и два распада Империй. Река времени продолжает безостановочно протекать перед ними, и куда вынесет нас она? Так вот, если вернуться к самому началу моего повествования, вдруг я обратил внимание, что ни одна птица не садится на фигуры невских сфинксов! Это подтверждалось полным отсутствием следов жизнедеятельности пернатых на блестящем граните фигур. Возник вопрос, а почему? Ведь рядом на гранитные перила вдоль Невы то и дело садятся разные крылатые жители города. Стараясь сначала объяснить это случайное наблюдение не мистически, я предположил, что причиной этому является высококачественная полировка поверхностей фигур. Птицам либо трудно удержаться на этой гладкой поверхности, либо атмосферные осадки легко, естественно и быстро всё устраняют. Но тогда на фигурных головных уборах сфинксов что-то должно остаться. Я взглянул на шапки фараона и не увидел ни намёка на присутствие птиц. Ответом мне была лишь чуть заметная загадочная и застывшая на века улыбка Аменхотепа-III. Хранители могилы древнего повелителя Египта не желают отдавать свои тайны, и загадывают их снова. Я рассказал некоторым своим знакомым о своём " открытии", и попросил их при случае сообщить мне, удастся ли им увидеть сидящую на сфинксе птицу. А удавалось ли вам увидеть птицу, сидящую на древнем сфинксе? Сюда под вечер приходя, Смотрю в гранит тысячелетий, Где пред Невой лежат века Два сфинкса с ликом человечьим. Сын древних Фив, волей судьбы Твой облик, время попирая, С улыбкой смотрит на мосты, Собою город украшая. Свою загадку ты унёс В страну Амона, нас заставив, Решать свой вековой вопрос, Кто мы, откуда, куда правим? - Ты, созидательный тиран, Мог пальцем погубить народы, Но оказался нынче там, Где мирно льются Невы воды. Что за улыбкою твоей? И почему ни одна птица Не может, уложив крыла, На твои плечи опуститься? *********************** Примечание: Заранее прошу прощения у специалистов египтологов за вышеизложенную фреску, наивно нарисованную моей фантазией. Март 2003г. Санкт-Петербург. Ягунов Н. В.
Список источников информации:
http: //www. kemet. ru/ http: //roswell. fortunecity. com/tarot/114/pyramidsr. html http: //www. countries. ru/library/ancient/egypt. htm http: //www. metakultura. ru/potapov/index6. html http: //www. maat. ru/ http: //nlo. hotmail. ru/egypet. htm http: //www. biblioteka. agava. ru/muzey. htm http: //historic. ru/lostcivil/egypt/
|
|||
|