Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА



 

МУЗЫКА КИЕВСКОЙ РУСИ. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ. РУССКАЯ МУЗЫКА IX—XVII ВЕКА

История русской музыки уходит в глубокую древность.

Первым русским композитором-классиком, музыкантом миро­вого значения был Глинка, современник Пушкина. Предшествен­ники Глинки уже писали русские оперы, романсы и инструменталь­ные пьесы. За много столетий до этого сложилась русская церковная музыка. Еще раньше, вероятно, с тех пор как жили люди на нашей земле, существовало народное искусство. Образцы древнеславянского искусства оказались наредкость жизненными и послужили важным питательным источником для всей русской музыки. То были стариннейшие, еще языческие, обрядовые песни восточных и отчасти западных славян, песни-плачи по умершим, свадебные, военные, лирические, трудовые, тесно связанные со всей бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой. Многие из этих древних песен не забыты до сих пор. Отголоски их звучат в народных песнях, поющихся в наши дни. Некоторые из них обработаны русскими композиторами и включены в их оперы, симфонические и камерные произведения.

Именно славянские племена, населявшие нашу землю еще задолго до образования Киевского государства, отличались осо­бой музыкальностью. С пением шли они в военные походы, с пением совершали многочисленные языческие обряды. Очень рано появились у них музыкальные инструменты — рога, трубы, все­возможные дудки, била и т. д. К тому времени, когда сложилось большое и сильное Киевское государство, объединившее славян на огромной территории, то есть к IX веку, созрела уже достаточно высокая культура древней Руси.

С IX столетия и позже наши сведения о музыке Руси расши­ряются и обогащаются. Мы знаем о существовании не только народных песен и плясок в древнем Киеве, но и о военной, ратной музыке княжеских дружин, о пении под гусли на княжеских пи­рах, о сказывании нараспев былин, воспевавших подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрынй Никитича и других. Знаем и о музыкальных инструментах, как созданных самим народом, так и занесенных в богатый, оживленный Киев с Запада и Востока. Самым любимым инструментом Киевской Руси стали гусли, постоянно упоминающиеся в былинах, изображаемые иконописцами. Когда Киевская Русь приняла христианство (IX век), в Киеве были воздвигнуты замечательные соборы — чудесные образцы древнерусского зодчества, а в них зазвучала и хоровая церковная музыка. Постепенно создавались и росли кадры профессиональных церковных певцов, владеющих старинной нотной грамотой, ибо церковная музыка уже записывалась особыми знаками. Самые старинные письменные памятники музыкальной культуры на Руси относятся к XI—XIV векам и связаны именно с церковной музы­кой. Таким образом, Киевская Русь оставила нам не только све­дения о музыке, но и образцы старинного музыкального письма.

Вслед за Киевом выдвинулись и другие центры русской музы­кальной культуры, Из них особое значение получили: на северо-западе — Новгород Великий, в северо-восточной Руси — города Владимиро-Суздальского княжества. Повсюду развивалось и росло народное искусство. Все события русской истории и связан­ные с ними переживания народа — от тяжкого гнета татаро-мон­гольского ига до победоносного присоединения к Руси новых городов—получили свое отражение в народной песне. Новые герои, новые образы входили в русскую былину. Так, например, в Нов­городе любимым героем стал гусляр и торговый гость — удачли­вый и умный Садко. Своеобразными хранителями и исполнителями народного искусства, а также его авторами-импровизаторами бы­ли в те времена на Руси скоморохи, бродячие актеры, певцы, плясуны, потешники, выступавшие и на княжеском пиру и на деревен­ских свадьбах. Скоморохи были хорошо известны еще в древнем Киеве. В торговом и шумном вольном Новгороде их стало особен­но много. В Новгороде и во Владимире, а также в других русских городах с XII—ХIII веков выдвигались замечательные русские церковные певцы, мастера-роспевщики, создававшие новые цер­ковные роспевы, обучавшие новых певцов.

Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Ее строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то-есть хоро­вого пения без сопровождения инструментов, обладающего особой прелестью строгого и чистого искусства, — была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.

Все то, что было создано в русской музыке до XV—XVI веков, унаследовала Москва, ставшая постепенно крупнейшим центром объединения русских земель. В Москву при царе Иване Грозном, сделавшем так много для укрепления русского государства, по­тянулись целые семьи скоморохов из Новгорода; в Москву были выписаны лучшие новгородские певцы и певческие книги. В Мос­кве еще несколько ранее был учрежден лучший хор — так назы­ваемый хор государевых певчих дьяков, выступавший в придвор­ной церкви и на торжественных придворных празднествах. Росло значение русского государства в Европе, расширялись его грани­цы, росло международное значение московского двора, с которым считались европейские властители, все чаще посылавшие к нему своих представителей для политических и торговых переговоров. В связи с этим увеличивалась и пышность придворной жизни, повышалась и роль музыки — музыки церковной, торжественной, сначала хоровой, а затем и инструментальной. Крепли культурные связи с заграницей, откуда московский двор начал выписывать сложные музыкальные инструменты — орган, а позже, при царе Федоре — клавесин (предок нашего фортепиано).

ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.