Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание модели построения урока по обучению диалогической и монологической речи.



Процесс говорения может осуществляться в 2 формах: диалогической и монологической.

Монолог — речь одного лица выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

Психологическая характеристика монологической речи.

1)Участвует в основном один говорящий. У него задействованы речевые анализаторы,
2)Монологическую речь можно готовить и планировать.
3)Монологу присуща последовательность, логическая завершённость.
4)Он обращен к какому-либо лицу или группе лиц. Монолог непрерывен.
5)Его эмоциональнаяокраска мала, он нейтрален.

Лингвистическая характеристика монологической речи.

1)МР характеризуется полносоставностью предложений.
2)В ней отсутствуют фразеологизмы. Предложения в основном повествовательные. Стиль речи приближен к письменному.
3)Жесты, мимика играют не решающую роль. Можно обойтись без них.

 

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

1)Информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
2)Воздейственная - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, побуждение к действию или предотвращение действия.
3) Эмоционально-оценочная - МР включает в себя монолог и монологическое высказывание, то есть высказывание, которое ориентировано на УР. Монолог может быть в УР и ПР.

 

Виды монологических высказываний:

1)описание - перечисление признаков того, о чём говорится (предмет, лицо);
2)повествование - сообщение о развивающихся событиях. Функция: дать динамику событий.
3)рассуждение - речь по тезису. Тезис - аргумент - тезис.

Начальный этап: описание и повествование (сообщение, пересказ).
Средний этап: повествование (сообщение с элементами рассуждения).
Старший этап: рассуждение.

МР обучают в парах (обращенная МР), когда партнёр даёт такие реплики: сообщи, обоснуй.

Целью является овладение определёнными типами речи, а также теми способами формирования мысли, которые обеспечивают данный ВРД. Чтобы достичь этой цели необходимо сформировать монологические умения и навыки.

Речевые монологические умения - это умения правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языка.

При обучении МР Шатилов выделяет 2 этапа:

1)овладение основными монологическими высказываниями;

2)совершенствование монологических умений;

На первом этапе (5-7 классы) монологические умения формируются в учебной МР. Она не является подлинно коммуникативной. Цель начального этапа: правильно употребить речевые образцы. Велика роль описания. На первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок, после усвоения языкового материала в диалогической речи. На начальном этапе — подготовленное монологическое высказывание (описание постепенно переходит в повествование: пересказ текста; сообщение о своём друге, семье). Упражнения: продолжение предложения, начатого учеником; расширение, сокращение, объединение предложений. Используются также методы составления плана, схемы, темы, ключевые слова.

На среднем этапе обучения — развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы, продолжать мысль, переходить от одной мысли к др. Могут использоваться различные опоры, но уровень владения МР должен быть высокий. В неё должно входить и мнение говорящего. Упражнения: продолжить мысль, объяснить фразу, составить 2-3 предложения по данной опоре, картине, ситуации.

На старшем этапе — развитие умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное — добиться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.

В обучении МР в методике приняты 2 пути:

1) Путь сверху — исходной единицей обучения является законченный текст

снятие лингвист трудностей (предречевые упражнения – опрос по заголовку о чем текст, снятие содержания трудностей)
предъявление базового текста, отработка (составление плана текста и др. )
репродукция текста (подготовленное высказывание; цитатные и развернутые)
подстановка, расширение, комбинирование (подстановка лексики и грамматических структур)
подготовленная речь
спонтанная речь
творчество.

Грамотно подобранный текст имеет высокую степень информативности, при этом речевые высказывания учащихся способствуют реализации образовательных целей обучения. Текст - очень хорошая речевая опора.

2) Путь снизу — в основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. Навыки развиваются без опоры на текст. Опора только на тематику и проблематику, на изученную лексику и грамматику и на речевые структуры. Используется на начальном этапе, когда ученики не могут хорошо читать; и учебный текст ещё слишком мал. На среднем и на старшем этапах обучения этот путь используется иногда, когда уровень знаний по проблеме достаточно высок.

отработка речевой структуры
подстановка и расширение
комбинирование с другими структурами
управляемая речь
спонтанная речь
творческие виды работы.

Диалогическая речь — процесс взаимодействия двух или более участников, поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речетворчества, в котором поведение каждого из участников определяется речевым поведением другого; процесс формирования устного диалогического общения протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнёра.

Диалогическое общение с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) и многоинициативным (в беседе). Может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (задаёт вопросы), а другой реактивен (отвечает на вопросы).

Главная психологическая особенность ДР - её ситуативность. Содержание ДР иногда может быть понятно только с учётом ситуации, в которой она создаётся. Ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми.

Другая особенность ДР состоит в контакности общающихся, в обращённости реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёров, знание обстоятельств.

Эмоциональная окрашенность: в непосредственном общении люди выражают свои чувства, переживания, своё отношение. Выражением этих чувств могут быть реплики восклицания, одобрения, разочарования.

По степени эмоциональной окрашенности ДР может быть:

1)Нейтральная
2)умеренно-эмоциональная
3)повышенно-эмоциональная

 В школьных условиях обучение идет только первым двум видам.

Цель ДР — формирование речевых диалогических умений. Это умение формулировать запрос информации, умение коммуникативно-мотивировано и ситуативно обосновано удовлетворить запрос информации; умение сообщить информацию в целях её дальнейшего обсуждения, умение выражать оценочное суждение по поводу полученной информации, реплики согласия, сомнения и т. д. В обучении можно выделить два этапа;

1)Формирование элементарных умений реплицирования (построение реплик);

2)Совершенствование этих диалогических умений в сложном речевом общении (групповом диалоге, тематической беседе).

На первом этапе обучения ДР (5-6) учащиеся должны овладеть различными типами речевых действий, то есть речевыми образцами. Необходимо обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения ДР ситуативно-коммуникативный характер. Важна роль опор, с помощью которых можно развить диалогические умения.

Второй и старший этапы обучения ДР (7-8) состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде диалогов-переспросов, расспросов, бесед, которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.

Выделяют два пути обучения диалогической речи:

1) Путь сверху: отталкиваясь от Д-образца, учащиеся проходят через след этапы:

воспроизведение сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.
аналитический – выявление и «присвоение» особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений).
воспроизведение по ролям – драматизация, предполагается полное «присвоение» данного диалога. Здесь кончается работа над подготовленным диалогом.
стимулирование ДР на основе подобной, но новой ситуации.

2) Путь снизу от диалогического единства к целому диалогу. Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микро-монологов. В такого рода диалоговых единствах стимулирующая реплика строится так, что она вызывает развернутый ответ. Она выражена серией вопросов или вопросом типа «почему? » и «отчего? », «с какой целью? ». Путь «снизу» предполагает выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Овладение диалоговым общением путем «снизу» может происходить и в игре (игра - знаменитости).

ДР помогает активизировать лексику и речевые образцы. Ведущим партнёром является учитель. Он управляет процессом усвоения и тренировки усвоения нужного речевого или языкового материала. Диалогические умения формируются в учебной ДР, речевых упражнениях с опорой на ситуацию (реальную / воображаемую) - ситуативная ДР и на контексте - диалогическая контекстная речь.

       МР и ДР вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных и речевых упражнений:

Подготовительные (некоммуникативные): имитация без преобразования, с преобразованием (замена реплик в диалоге, сокращение, расширение предложений), составление ассоциограмм.

Речевые упражнения 2 группы: для обучения неподготовленной МР или ДР, подготовленной МР или ДР):

для обучения подготовленной ДР: ответы на вопросы (краткие, полные), постановка узловых вопросов к тексту; диалогизация прослушанного или прочитанного монолога; объединение разрозненных реплик в диалог
для обучения подготовленной МР: составление ситуаций, рассказа на тему (по ключевым словам, плану); объяснение реалий, заголовка; выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; пересказ (близкий, резюме)
для обучения неподготовленной ДР: составление аргументированных ответов на вопросы; ролевые игры, викторины, беседа за круглым столом;
для обучения неподготовленной МР: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, рисунка, не связанных с изученной темой, обоснование собственного суждения или отношения к фактам, характеристика действующих лиц;

Обучение диалогу предполагает решение следующих двух задач: 1) обучение реплицированию, 2) обучение умению разворачивать одну из реплик диалога в связное высказывание, в микромонолог. При обучении диалогу возможен путь «сверху» и путь «снизу», то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства (пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении).

Успешность обучения говорению зависит:

отсформированности технических навыков говорения — на­личия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, ре­дукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными за­менами и ассоциациями;
от создания мотивов учения; от реализации ситуативной обусловленности;
от прогнозирования зон интерференции и переноса.
от индивидуально-воз­растных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т. д. ).

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.