|
|||
СНЕЖИНКИСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико- интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благопариятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Все упражнения просты для выполнения, напрвлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ… Или шагает на месте, скандируя: НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ… Или плавно дирижируя одной или двумя руками: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА- ХО-ДУ… Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
СНЕЖИНКИ Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы - как петельки Украсили эти постельки.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
РОБОТ Стоит робот на дороге, У него не гнуться ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
НА МОРЕ На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ПИНГВИНЫ Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке.
Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. К БАБУШКЕ Стучат колеса – тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечет пирог, Расскажет сказку про зверей… Мы едем к бабушке своей!
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
ЗАЯЦ Сидит заяц под кустом, Здесь его семья и дом, И верхушки длинных ушек Все трепещут на макушке. В его доме нет дверей, Как спастись от злых зверей?
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку – кушай витаминки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико- интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благопариятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе ( фикультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятия, на занятиях по физической культуре. Все упражнения просты для выполнения, напрвлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ… Или шагает на месте, скандируя: НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ… Или плавно дирижируя одной или двумя руками: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА- ХО-ДУ… Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
РОБОТ Стоит робот на дороге, У него не гнуться ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку – кушай витаминки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ШОССЕ По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
ОБЛАКА По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка… Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ИГРУШКИ Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке – балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ЩЕНОК Папа мне купил щенка, Как смешон малыш пока! Очень мил щенок и весел, Ушки длинные развесил, Брюшко – шарик, мокрый нос, Он (как) игрушка, а не пес. Назову его Трезор, Будем с ним ходить в дозор.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
К БАБУШКЕ Стучат колеса – тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечет пирог, Расскажет сказку про зверей… Мы едем к бабушке своей!
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
|
|||
|