Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Евгений Иванович Носов. Усвятские шлемоносцы. Повесть. ПРИМЕЧАНИЯ



Повесть впервые опубликована в журнале " Наш современник" (1977, No 4-5), вышла отдельной книгой в издательстве " Молодая гвардия" (М., 1980; гравюры худож. А. Зайцева).

Отвечая на анкету " Литературной России" " Кто над чем работает" (5 апреля 1974 г. ), Е. Носов говорил: " Пишу повесть о войне. Уточнять трудно. Скажу только, что о войне написано много, и мне бы хотелось углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию". В 1976 г., передавая " Литературной России" отрывок из повести, писатель отмечал, что произведение задумано как " литературная симфония, с обобщениями и философскими раздумьями" (Носов Е. Летели бомбовозы. - Лит. Россия, 1976, 7 мая).

Наиболее обстоятельно об идейно-художественном содержании повести, ее жизненной основе, а также о первоначальном замысле " Усвятских шлемоносцев" Е. Носов рассказал в беседе с В. Помазневой (Касьян - и пахарь, и солдат. - Лит. газ., 1977, 6 апреля): " Повесть... даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли.

От момента, когда человек должен был оставить плуг, до момента, когда необходимость заставила его взяться за винтовку, большая дистанция. Дистанция тут психологического характера, связанная с мучительной ломкой устоявшихся представлений, привычек, вживанием в навалившуюся беду, перевоплощением пахаря в солдата. Вот о сложном состоянии перевоплощения, о десяти днях начала войны и написана повесть. Предчувствую, что название ее - " Усвятские шлемоносцы" - у читателей поначалу может вызвать определенный внутренний протест.

Но выбрано оно не случайно. Вдумайтесь: ведь и слово " война" сразу как-то не воспринимается, потому что чуждо человеку. Его тоже надо осознать, к нему тоже надо привыкать, как к нoшению шлема, каски.

[... ]Повесть весьма проста по сюжету. И никаких особых событий в ней не происходит - просто уходят из села новобранцы. Очень объективная хроника, очень медленное развитие событий.

Сначала замышлялась она как раз с баталиями, с подвигами. Собственно, вес начало, которое сейчас существует, именно потому торопливое, беглое, что я мыслил побыстрее пройти сцены прощания, проводов, а потом уже широко, объемно представить картины фронтовой жизни. Hо материал, по которому писались первые сцены, увлек меня. К тому же оказалось, что в нашей литературе он еще недостаточно разработан. Будучи сам по себе по военным материалом - здесь только сборы на фронт, - он, мне кажется, тем не менее очень емко выражал героическую суть нашего народа.

[... ] Главный герой ее (повести. - В. В. ) - народ. А олицетворяют его в данном случае жители села Усвяты. Имеется в повести и главное действующее лицо - крестьянин Касьян Тимофеевич... Я взял человека средних лет, чтобы показать, что он теряет в связи с войной...

[... ] Главное в ней (повести. - В. В. ) не сам герой... а идея защиты Родины. Этой идее подчинено все.

[... ] У... моего героя фамилии вообще нет. Потому что она была не нужна. Но имя я ему дал неслучайное. Касьян означает " носящий шлем".

[... ] В облике " Усвят" проглядывает... в общих чертах, моя деревня. И хоть писал я не свою хату, не своего дядьку, не своего деда, не соседа, но всегда имел в виду мое село, его людей.

[... ] Моя мысль: война чужда человеку вообще. Советскому народу, пережившему ужасы минувшей, потерявшему в ней двадцать миллионов жизней, она ненавистна тем более.

Повесть своевременна для меня и, если хотите, злободневна. Потому что меня глубоко оскорбляют истерические голоса на Западе о том, что наша страна кому-то угрожает, кого-то устрашает.

[... ] Самой своей повестью я хочу сказать: посмотрите, какой мирный наш народ! Он никому не может угрожать. Конечно, если его побеспокоят, он постоит за себя".

Повесть была воспринята как новое слово в осмыслении темы патриотизма и подвига (Комсомольская правда, 1977, 8 июня), отмечалась глубокая народность произведения, его связь с предыдущими рассказами писателя, с традициями былинного эпоса и русской воинской повести (Подзорова Н. И остаются сыновья. - Лит. газ., 1977, 8 июня).

Кроме " Усвятских шлемоносцев", рассказов " Живое пламя", " Красное вино победы" и " Шопен, соната номер два", Е. Носов посвятил войне еще несколько рассказов, малоизвестных современному читателю, - " Тысяча верст" (Где просыпается солнце. М., Сов. писатель, 1965), " Фронтовые кашевары" и " Переправа" (оба - Лит. Россия, 1975, 9 и 30 мая).

Повесть экранизирована в 1981 г. на Мосфильме - полнометражная лента " Родник" (режиссер А. Серенко). Одна из лучших театральных инсценировок " Усвятских шлемоносцев" осуществлена Курским драматическим театром им. А. С. Пушкина (режиссер В. Гришко). И в фильме, и в театре авторы стремились донести до зрителя основной пафос произведении: " От " Слова о полку Игореве", - говорил Е. Носов на VI съезде писателей РСФСР, - до " Войны и мира" русская литература пронесла через века священный образ Родины и думы о ее судьбе" (Лит. газ., 1975, 24 декабря).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.