Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средства языковой выразительности



                                                                                                Средства языковой выразительности

(Козловская Н. В., Сивакова Ю. Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к Единому Государственному Экзамену. - СПб: САГА; Азбука - классика, 2005. С. 75-81)

 

Средство выразительности                           Определение                                                          Пример

Выразительные средства фонетики

Аллитерация Прием звуковой выразительности, повторе­ние однородных согласных звуков в художе­ственном, преимущественно поэтическом тексте Звоны - стоны, перезвоны, Звоны - вздохи, звоны - сны. Высокикрутые склоны, Крутосклоны зелены. (С. Городецкий)
Ассонанс Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу_свою. (Н. Некрасов)

Выразительные словообразовательные средства

Индивидуальные новообразования (окказионализмы) Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моде­лям, которые существуют в языке ™Ч. Слушайте! Проповедует, Мечась и стеня, Сегодняшнего дня Крикогубый Заратустра! (В. Маяковский)

Выразительные средства лексики и фразеологии

Метафора Употребление слова или выражения в пере­носном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле - любой вид употребления слов в непрямом значении Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. (В. Маяковский) Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М. Булгаков)
Олицетворение Разновидность метафоры, в которой не­одушевленные предметы, явления природы, понятия и т. п. наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо друго­го живого существа ( перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные) Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твойузнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? (А. Ахматова) В смертельном обмороке бледная рекаЧуть шевелит засохшими устами.    (Н. Заболоц­кий) Ладошки волн; набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала.
Оксюморон Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожидан­ный смысловой эффект, новое значение Легкомыслие! - милый грех, Милый спутник и враг мой милый! (М. Цветаева)
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим   Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. (С. Есенин) Ветер за стенами дома бесился, как старый озяб­ший голый дьявол. (А. Куприн)
Метонимия Замена одного слова другим, смежным по значению ... Он (Максим Петрович) не то на серебре, на зо­лоте едал. (А. Грибоедов) Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь)
Эпитет Образное определение, дающее дополни­тельную художественную характеристику кому-либо или чему-либо И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом... Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня. (А. Ахматова) И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья. (И. Анненский)
Гипербола Намеренное преувеличение Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В, Маяковский)
Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц - прелестный шпиц, Не более наперстка... (А. Грибоедов) ... В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
Синекдоха Название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части Все флаги в гости будут к нам (Пушкин) – часть вместо целого (флаги - корабли) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (единственное число вместо множественного). Мы все глядим в Наполеоны (множественное число вместо единственного).  
Перифраза Замена одного слова описательным выра­жением, передающим тот же смысл Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин)
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа: трусость -в образе зайца, коварство -в образе змеи и т. д. Примеры из басен
Ирония Насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью «Отколе, умная, бредешь ты голова? »- лисица, встретяся с ослом, его спросила
Сарказм Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся чаще всего в обличениях социального характера Обличительный монолог Чацкого: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?
Синонимы Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. (А. Куприн)
Антонимы Слова, противоположные по своему лекси­ческому значению В бричке сидел господин, не красавец, но и не дур­ной наружности, ни слишком толст, ни слишком то- нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. (Н. В. Гоголь)
Омонимы Единицы языка, совпадающие в произноше­нии и/или написании, но имеющие разные значения Радуйся, Радуйся, Ты доконала! Теперь такая тоска, Что только б добежать до канала и голову сунуть воде в оскал. (В. Маяковский)
Эмоционально-оценочная и экс­прессивная лексика Слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка С Россией кончено... Напоследях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях... (М. Волошин)
Стилистически ограниченная лек­сика Включает в себя сниженную лексику (разго­ворные и просторечные слова), а также книжную Подобно земнородной деве, Не скрестит две руки крестом - Дщерь, выношенная во чреве Не материнском, а морском! (М. Цветаева)
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки Фразеологизмы - устойчивые, воспроизво­димые меткие выражения, обладающие це­лостным значением. Крылатые слова - вошедшие в речь выра­жения, представляющие собой краткие ци­таты из литературных произведений, а так­же изречения, принадлежащие известным людям Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н. Го­голь),                          -

Выразительные средства синтаксиса

Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес- моя колыбель, и могила - лес, Оттого чтоя на земле стою - лишь одной ногой, Оттого чтоя о тебе спою - как никто другой. (М. Цветаева)
Эпифора Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений Други его - не тревожьте его! Слуги его - не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего! (М. Цветаева)
Антитеза Оборот, в котором резко противопоставля­ются противоположные понятия Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

 

Инверсия Суть ее в особом расположении слов, нару­шающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внима­ние (замена прямого порядка слов обратным) Знаете ли вы, бездарные, многие, Думающие, нажраться лучше как, - Может быть, сейчас бомбой ноги Выдрало у Петрова поручика?.. (В. Маяковский) Людей везучих (вместо везучих людей), глаза его (вместо его глаза).
Эллипсис Пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавли­ваемого из контекста Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой крлее. Пусть у Европы есть история, -Но у России - житие. (С. Парнок)
Градация Такое расположение слов, при котором каж­дое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов Я вижу, я чувствую, - чуювас всюду! - Что ленты от ваших венков! -Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. (М. Цветаева)
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение со­седних предложений, одинаковое располо­жение в них сходных членов предложения Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей. (К. Бальмонт)
Оксюморон Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое Живой труп, горячий снег, красноречивое молчание, горькая радость, звонкая тишина, невозможное возможно, безобразная красота, грохочет тишина
Риторический вопрос Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь вни­мание к тому или иному явлению Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь)
Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призванное выразить отноше­ние автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразитель­ность речи О небо, небо, ты мне будешь сниться! Не может быть, чтоб ты совсем ослепло, И день сгорел, как белая страница: Немного дыма и немного пепла! (О. Мандельштам)
Риторическое восклицание Эмоционально окрашенное предложение Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Про­сто хоть караул кричи! (А. П. Чехов)
Многосоюзие (полисиндетон) Распространение поэтической речи, в кото­рой увеличено число союзов между словами И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, ивдохновенье, И жизнь, ислезы, илюбовь. (А. Пушкин)
Бессоюзие (асиндетон) Построение речи, в которой опущены сою­зы, соединяющие слова Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. (М. Кузьмин)
Парцелляция Такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Успенский) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Ильина)
Вопросительные предложения   (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
Ряд однородных членов   Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении
Умолчание Стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расчете на то, что читатель продолжит ее, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Этот прием часто используется для обозначения различного эмоционального и волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве его речи - Вы…едете? - Не знаю…все завтра…  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.