Средства языковой выразительности
Средства языковой выразительности
(Козловская Н. В., Сивакова Ю. Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к Единому Государственному Экзамену. - СПб: САГА; Азбука - классика, 2005. С. 75-81)
Средство выразительности Определение Пример
|
Выразительные средства фонетики
| Аллитерация
| Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте
| Звоны - стоны, перезвоны, Звоны - вздохи, звоны - сны. Высокикрутые склоны, Крутосклоны зелены. (С. Городецкий)
| Ассонанс
| Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте
| Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу_свою. (Н. Некрасов)
|
Выразительные словообразовательные средства
| Индивидуальные новообразования (окказионализмы)
| Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке
™Ч.
| Слушайте!
Проповедует,
Мечась и стеня,
Сегодняшнего дня
Крикогубый Заратустра! (В. Маяковский)
|
Выразительные средства лексики и фразеологии
| Метафора
| Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле - любой вид употребления слов в непрямом значении
| Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души. (В. Маяковский)
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
(М. Булгаков)
| Олицетворение
| Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия и т. п. наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа ( перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные)
| Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твойузнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? (А. Ахматова)
В смертельном обмороке бледная рекаЧуть шевелит засохшими устами. (Н. Заболоцкий)
Ладошки волн; набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала.
| Оксюморон
| Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение
| Легкомыслие! - милый грех,
Милый спутник и враг мой милый! (М. Цветаева)
| Сравнение
| Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим
| Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости. (С. Есенин)
Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. (А. Куприн)
| Метонимия
| Замена одного слова другим, смежным по значению
| ... Он (Максим Петрович) не то на серебре, на золоте едал. (А. Грибоедов)
Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь)
| Эпитет
| Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо
| И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня. (А. Ахматова)
И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья. (И. Анненский)
| Гипербола
| Намеренное преувеличение
| Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили.
Это труднее, чем взять
тысячу тысяч Бастилии! (В, Маяковский)
| Литота
| Намеренное преуменьшение
| Ваш шпиц - прелестный шпиц,
Не более наперстка... (А. Грибоедов)
... В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
| Синекдоха
| Название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части
| Все флаги в гости будут к нам (Пушкин) – часть вместо целого (флаги - корабли)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (единственное число вместо множественного).
Мы все глядим в Наполеоны (множественное число вместо единственного).
| Перифраза
| Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл
| Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин)
| Аллегория
| Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа: трусость -в образе зайца, коварство -в образе змеи и т. д.
| Примеры из басен
| Ирония
| Насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью
| «Отколе, умная, бредешь ты голова? »- лисица, встретяся с ослом, его спросила
| Сарказм
| Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся чаще всего в обличениях социального характера
| Обличительный монолог Чацкого:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
| Синонимы
| Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки
| Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. (А. Куприн)
| Антонимы
| Слова, противоположные по своему лексическому значению
| В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком то-
нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. (Н. В. Гоголь)
| Омонимы
| Единицы языка, совпадающие в произношении и/или написании, но имеющие разные значения
| Радуйся,
Радуйся,
Ты доконала!
Теперь такая тоска,
Что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал. (В. Маяковский)
| Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика
| Слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка
| С Россией кончено... Напоследях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях... (М. Волошин)
| Стилистически ограниченная лексика
| Включает в себя сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную
| Подобно земнородной деве,
Не скрестит две руки крестом -
Дщерь, выношенная во чреве
Не материнском, а морском! (М. Цветаева)
| Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки
| Фразеологизмы - устойчивые, воспроизводимые меткие выражения, обладающие целостным значением.
Крылатые слова - вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из литературных произведений, а также изречения, принадлежащие известным людям
| Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н. Гоголь), -
|
Выразительные средства синтаксиса
| Анафора
| Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание
| Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес- моя колыбель, и могила - лес, Оттого чтоя на земле стою - лишь одной ногой, Оттого чтоя о тебе спою - как никто другой. (М. Цветаева)
| Эпифора
| Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений
| Други его - не тревожьте его! Слуги его - не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего! (М. Цветаева)
| Антитеза
| Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия
| Они сошлись.
Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
|
Инверсия
| Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание
(замена прямого порядка слов обратным)
| Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как, -
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?.. (В. Маяковский)
Людей везучих (вместо везучих людей), глаза его (вместо его глаза).
| Эллипсис
| Пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого из контекста
| Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой крлее. Пусть у Европы есть история, -Но у России - житие. (С. Парнок)
| Градация
| Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов
| Я вижу, я чувствую, - чуювас всюду! - Что ленты от ваших венков! -Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. (М. Цветаева)
| Параллелизм
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения
| Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей. (К. Бальмонт)
| Оксюморон
| Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
| Живой труп, горячий снег, красноречивое молчание, горькая радость, звонкая тишина, невозможное возможно, безобразная красота, грохочет тишина
| Риторический вопрос
| Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
| Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь)
| Риторическое обращение
| Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призванное выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
| О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла! (О. Мандельштам)
| Риторическое восклицание
| Эмоционально окрашенное предложение
| Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. П. Чехов)
| Многосоюзие (полисиндетон)
| Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами
| И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, ивдохновенье, И жизнь, ислезы, илюбовь. (А. Пушкин)
| Бессоюзие (асиндетон)
| Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова
| Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные. (М. Кузьмин)
| Парцелляция
| Такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы
| С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Успенский)
Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Ильина)
| Вопросительные предложения
|
| (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
| Ряд однородных членов
|
| Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении
| Умолчание
| Стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расчете на то, что читатель продолжит ее, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Этот прием часто используется для обозначения различного эмоционального и волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве его речи
| - Вы…едете?
- Не знаю…все завтра…
|
|