1. Изменения в СУО
Рабочее место наводчика. Установлен ПНМ (прицел наводчика многоканальный) «Сосна-У». Данный прибор — разработка белорусских конструкторов предприятия «Пеленг». Выпускает «ВОМЗ», г. Вологда.
Характеристики: Дневной (оптический) канал. Тепловизионный канал (ТВП-камера 2-го поколения, 8-12 мкм). Лазерный дальномер. Лазерный канал управления ракетой. Дальность обнаружения цели типа «танк». Днем — до 5000 м. Ночью — до 3500 м. Независимая 2-плоскостная стабилизация поля зрения. Ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения. Применение КУВ с ходу в ночных условиях. Наличие автомата сопровождения цели (АСЦ). Индикация типа боеприпаса, режима работы и измеренной дальности. Поставляется с аппаратурой сопряжения и ввода поправок (АС и ВП).
Фото 03: «Сосна-У» на ТВМ-2012.
Сам прицел вполне положительно принят в войсках и не является чем-то новым и революционным. Тепловизионный канал изготовлен на базе камеры 2-го поколения «Catherine-FC» фирмы Tomcon-CSF.
Фото 04: Схема СУО Т-72Б3.
Фото 05: Вид поле зрения «Сосна-У».
Модернизация приборов наводчика произведена действительно бюджетно: вынули комбинированный ППН 1К-13-49 (ранее устанавливался ТПН-З-49), являющийся ночным прицелом и частью КУВ 9К120 «Свирь», и… воткнули на его место «Сосну».
Фото 06: Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке.
Фактические минусы: — Увеличена разница между линией канала ствола и линией прицеливания по сравнению с гнездом основного прицела, что влияет на точность попадания в цель и усложняет выверку оружия. — Нарушена эргономичность работы наводчика, посадка которого предусматривает комфортную работу (положение тела, расположение систем под руками) именно с гнездом установки основного прицела. Теперь для пользования «Сосной» необходимо тянуться влево, изгибая позвоночник (личный источник информации). — Отсутствие защиты на видеосмотровом устройстве наводчика, который легко разбить левым сапогом при посадке.
Фото 07: Монитор тепловизора наводчика Т-72Б3.
— Окно внешней головки прицела закрыто крышкой на 4-х болтах. Этот пункт вообще вызывает недоумение. Оптику нужно беречь, это ясно любому танкисту. Т. е. при использовании «Сосны» необходимо вылезти из танка, вручную открутить эти болты и снять эту защиту, и только после этого возможно с ним работать. Но, исходя из практики, не всегда знаешь, КОГДА могут начаться боевые действия, а постоянно держать оптику открытой может повлечь очень нежелательные последствия для её качества.
Фото 08: Защитная крышка прицела «Сосна-У».
Фото 09: Оптика «Сосны-У».
Установить дорогостоящий прицел и не поставить дистанционно открывающуюся крышку… Это как? Ладно, если бы это был сложнейший стыковочный узел космического корабля, а тут… И вообще-то этот велосипед давно изобретен. Так была защищена оптика вынутого оттуда 1К-13-49. Эта бронекрышка автоматически открывалась влево (по ходу движения) при включении прибора и так же закрывалась при окончании работы. Ничего сложного и архидорогого.
Фото 10: Бронекрышка 1К-13-49 танка Т-72Б.
Фактические плюсы: В СУО был оставлен (в ПОЛНОМ комплекте на своем штатном месте) основной прицел ТПД-К1 комплекса 1А40… И даже оснащен противолазерной защитой.
Фото 11: ТПД-К1 танка Т-72Б.
Т. е. у наводчика теперь ДВА дневных ОСНОВНЫХ прицела. При повреждении в боевых условиях одного можно воспользоваться другим.
Фото: 12. ТПД-К1 танка Т-72Б3.
Более того, любой танкист-резервист без обучения сможет вести стрельбу с использованием прицела-ветерана. Кстати, этим и пользуются иногда на танковых директрисах руководители стрельбы… вообще не используя «Сосну»... от греха подальше, чтобы не повредить дорогостоящий прибор. Вот так.
Фото 13: Внешний вид прицелов наводчика: ТПД-К1 и «Сосна-У».
Сразу за люком наводчика наконец-то штатно (а не опытно) прописалось то, что должно быть установлено уже давно: стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды. Теперь нет надобности постоянно вручную вводить эти поправки в зависимости от постоянно меняющейся погоды. Кстати, есть предположение, что не совсем… кхм…. хорошая стрельба на танковом биатлоне могла быть и из-за этого.
Фото 14: Метеодатчик.
Напоследок крупное фото блока управления тепловизором наводчика для тех, кто уверен в отсутствии импортных комплектующих. Кстати, автор фотографий приборов попросил не давать на него ссылку в этой статье, хотя они и есть в инете. Пользуясь случаем, выражаю ему большую признательность за истинное «танковое» любопытство и хорошие снимки.
Фото 15: Блок управления тепловизором.
Вывод: великолепный прибор, но… с «китайской» установкой. В принципе непривередливый российский экипаж может махнуть рукой на эти «неудобства», окромя одной — сделать крышку с автоматическим открытием.
Рабочее место командира:
Полный мрак… Помню, как первый раз увидел в году этак в 1991 новейшую по тем временам БМП-3. Забрался на место командира и… полное разочарование — древнейший рогатый ТКН-3 весело подмигивал со своего места в секретной машине. А после этого всего 22 года прошло, что уж тут удивляться, что ОН снова на своем месте в НОВЕЙШЕЙ модификации бронетехники.
Если в него воткнули ЭОП 2 поколения и увеличили поле зрения в ночном режиме, это еще не значит, что его не надо надеть на голову тому, кто этот прибор решил в 2011 году поставить как основной (!!! ) КОМАНДИРУ современного танка.
Фото 16: ТКН-3 Т-72Б.
Почувствуйте разницу, которой нет:
Фото 17: ТКН-3МК Т-72Б3 во всей своей красе.
Поясню правила пользования этим агрегатом. Хватаетесь руками за «рога», прижимаете шлемофон к налобнику и смотрите в окуляры. Пока все нормально. Чтобы что-то увидеть вокруг (а командир должен видеть на 360 градусов вокруг танка одновременно, работа у него такая), напрягаете руки, плечи, спину и всем телом поворачиваете командирскую башенку туда, куда вам надобно. И так постоянно, изо дня в день. В принципе — это тоже нормально. Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы — командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже — вилы.
В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться. Полезность у него есть. При нажатии большим пальцем в торцевую оконечность «рог» башня автоматически повернется туда, куда направлен ваш ТКН-3. Это и есть целеуказание наводчику, у которого загорится лампочка «командир».
Это и есть все, что может командир танка с данным комплексом.
Забавляет еще и то, что наводчик ночью будет видеть до 3500 м, а командир — или видеть туже самую дублированную картинку наводчика или… 500 м на 360 градусов в ТКН-3МК. Какоецелеуказание он может дать наводчику? Как вести бой? Какие команды давать экипажу? Почему нельзя было воткнуть хотя бы ТКН АИ Новосибирского «ПО НПЗ»? У него есть импульсный режим наблюдения и подсветка цели полупроводниковым лазером, позволяющим измерить дальность до цели. В пассивном режиме — 600 м, в активном — 1000 м. Уже хоть что-то. Хотя танк и продолжает светиться как новогодняя ёлка в ИК приборах противника.
Фото 18: ТКН АИ.
Уже не говорю, чтобы поставили «новейшую» разработку: комплекс ПНК-4С-01 с прицелом ТКН-4С-01. Эти модификации давным-давно ставятся на Т-80 и тот же Т-90. Прибор имеет стабилизацию повертикальной наводки (ВН), возможность стрельбы в режиме дублирования из всего оружия танка. Дальность обнаружения целей в ночном режиме до 1500 м. Что мешало поставить этот далеко не новый, но добротный ИК-прибор?
Фото 19: ТКН-4С-01
А мечтать о тепловизионном ТКН-4С-02, ПНК «Агат-МДТ» или аж панорамном прицеле командира (ПКП-Т) того же «Пеленга» уже и не приходится… Даже фото вставлять не будем, чтоб не начать хандрить. Наверное, танкистам это для себя надо. Да. Вообще-то и для себя — чтобы ВЫЖИТЬ. Ведь главная работа командира танка заключается в выполнении приказа командира взвода. Он указывает механику, куда и КАК двигаться. Он ищет и находит цели для наводчика. Как ему это сделать? Ночью — никак. Днем — вылезать из люка и осматриваться… Вот так вот, по-современному, и сделали в данной версии модернизации, все таки XXI век на дворе…
Система «Дубль», позволяющая вести командиру огонь из основного вооружения танка, представляет собой выносной модуль управления «Сосна-У». Т. е. это доп. опция прицела наводчика.
Фото 20: Монитор тепловизионного канала «Сосна-У» командира танка.
По результатам эксплуатации в войсках этот монитор закрыт металлическим щитом. Он разбивается при посадке-высадке или загрузки боеприпасов. Вполне продуманно.
Фото 21: Металлический защитный экран монитора.
Управление тепловизионным каналом осуществляется с выносного пульта от «Сосны-У».
Фото 22: Пульт управления командира режимом «Дубль».
Фото 23: ПУ «Дубль», смонтированный на рабочем месте командира.
Вывод: без изменений, кроме допопцийСосны-У в виде ПУ «Дубль».
Рабочее место механика-водителя:
Ничего нового.
Фото 24: Вид с рабочего места механика-водителя на кулису переключения передач и правый рычаг управления фрикционами.
Приборы наблюдения. Со времен царя Гороха у механа был дневной ТНПО-168В и ночной ТВНЕ-4Б.
Фото 25: Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.
Плюс два ТНПА-65 устанавливаются в крышке люка. А могли бы и поставить активно-импульсный ТВК-1Б. Уже получше приборов 80-х годов. Почему не ставят на Т-72Б3?
Фото 26: Прибор механика-водителя ТВК-1Б.
Хотелось бы надеяться на комплектование вполне еще новым ТВН-5. В нем в перископ введен электронно-оптический преобразователь с микроканальным усилением в пассивно-активном режиме вместо двух параллельных ветвей (активной и пассивной), благодаря этому дальность видения в пассивном режиме увеличилась до 180, а не 60-100, как на предыдущем (утверждают, что партия была поставлена с Т-72Б3). ТВН-5 оснащен бинокулярной лупой, улучшающий обзор и снижающий утомляемость глаз. Все «механы» знают, как непросто вести машину с ночным прибором, когда искажается расстояние.
Фото 27: ночной прибор ТВН-5.
Новейшей разработкой является ТВН-10, это трехканальный прибор: оптический, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный. Механик-водитель на газоразрядной индикаторной панели может получать совмещенное изображение окружающей местности. А это была бы действительно революция в отечественном вождении боевых машин, вплоть до изменения положения тела. А о том, что улучшается обзор местности вне зависимости от погодных условий (ночь, туман), и говорить не приходится.
Фото 28: прибор ТВН-10, установленный на штатное место.
Вывод: действительно ничего нового.
|