|
|||
Предыстория. События. Участники. Заключение. Конспект
Греция подчиняется Македонии
Предыстория Пелопоннесская война между Афинами и Спартой (431–404 гг. до н. э. ) закончилась поражением Афин. Эллада оказалась под властью Спарты. Недовольные политикой Спарты полисы свергли власть Спарты. Между полисами начались междоусобные войны, которые ослабили Грецию. Этим воспользовался македонский царь Филипп II.
События IV в. до н. э. – македонский царь Филипп II сумел объединить всю страну под своей властью. Создает постоянную армию. 338 г. до н. э. – битва близ города Херонея. Решающее сражение, которое греки проиграли. В результате греческие полисы оказались в подчинении у Македонского царства. Семь дней Истории. «Греция. Уроки Херонеи – Филипп и Александр Македонский»
Участники Филипп II – царь Македонии (359–336 гг. до н. э. ), отец Александра Македонского. Демосфен – афинский оратор, призывал к борьбе с Македонией.
Заключение Подчинив себе Элладу, Филипп не стал провозглашать себя царем Греции. Он создал союз греческих городов и стал его военным предводителем. После смерти Филиппа II царем Македонии становится его сын Александр, который продолжил завоевательную политику отца и возглавил поход в Азию. Конспект В IV в. до н. э. Греция подчинилась Македонии. Почему же Греция, отстоявшая свою независимость в борьбе с персами, спустя 150 лет оказалась под властью Македонии? О причинах возвышения Македонии и печальной судьбе Греции вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии. Македония (рис. 1) меньше Греции. Во времена Перикла эта горная страна делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла никакой роли. Рис. 1. Македония (Источник) В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью. Филипп создал практически непобедимую армию, основой которой была тяжеловооруженная пехота. Воины выстраивались фалангой в 16 рядов (рис. 2). В бою первые шесть рядов держали двумя руками длинные копья. Фаланга напоминала ощетинившегося ежа. Фаланга была практически неуязвима в бою на равнине. Армия Филиппа имела метательные орудия, осадные башни-тараны. Это способствовало завоеванию Греции. Рис. 2. Македонская фаланга (Источник) Но были еще внутренние причины, делавшие греческие города легкой добычей македонян. В каждом греческом городе были сторонники македонского царя. Они надеялись, что Филипп со своим войском сумеет защитить их от черни, которая в результате разорения от междоусобных войн поднялась на борьбу с богачами. Во многих областях Греции оливковые сады и виноградники были вырублены. Туго приходилось и небогатым ремесленникам. Спокойно жить и работать они могли только в том случае, если на их изделия находились покупатели. Однако обнищавшие крестьяне все реже появлялись на рынках городов: им нечего было продавать и не на что было покупать. Купцы реже стали ездить в колонии и перестали закупать расписные сосуды и ткани, браслеты и серьги. Подобно крестьянам, тысячи ремесленников разорялись, продавали свои мастерские и вели полуголодное существование. В греческих городах появились, с одной стороны, люди, нажившие богатство на торговле хлебом и оружием, на скупке и перепродаже земли, с другой – множество бедняков. Разорение одних греков и обогащение других привело к вражде между ними. Богачи открыто заявляли: «Поскорее бы явился Филипп II со своим войском, он сумеет защитить нас от бедняков». Другие, боясь демоса, не произносили вслух излишних речей, но также втайне надеялись на это. Величайшим и сильнейшим противником Филиппа II был оратор Демосфен (рис. 3). Он родился в 384 г. до н. э. в семье зажиточного владельца оружейного завода. В 7 лет он остался без отца сиротой. Опекуны разорили имение Демосфена. Рос он слабым и болезненным. Оставшись без помощи, Демосфен полагался на себя. Чтобы спасти свое имущество от окончательного разорения, он должен был научиться искусно говорить и знать закон. Демосфен стал учиться у известнейших ораторов. Много трудностей ему пришлось преодолеть. «Он имел слабый голос и короткое дыхание, был косноязычен. Ударение слов у него было ошибочно, положение тела неловко; он подергивал одним плечом. Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами входил на крутизну, громко произнося места из поэтов... В своем доме он устроил подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Чтобы ничто не соблазняло его оставить свое уединение, выбрил себе половину головы. Также он устроил себе зеркало в человеческий рост и перед ним делал свои упражнения; с потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дергать плечом». В первые годы своей общественной деятельности (в 30 лет) он указал на опаснейшего врага для свободы Греции, царя варваров, на которого афиняне не обращали внимания. Но когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с «филиппикой» – т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно. Рис. 3. Демосфен (Источник) Филипп занимал греческие города один за другим. Несколько полисов заключили союз с Афинами и выступили против Филиппа II. В 338 г до н. э. в битве при Херонее македонская армия разбила объединенное греческое войско. Греческие города поклялись в верности македонскому царю и признали его своим военным предводителем. После завоевания Греции Филипп задумал завоевать богатства персидских царей, но в празднестве по случаю свадьбы царской дочери был убит кинжалом в спину одним из приближенных. Царем Македонии провозгласили Александра. Греки обрадовались этому известию, надеясь выступить против македонян и обрести независимость. Но Александр направил в восставшие Фивы войска, и греки признали власть Александра.
Список литературы 1. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2006. 2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
|
|||
|