Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Более того, оказывается, что выработка оборонительной РЕАКЦИИ идёт не только по поведенческому, но и по эмоциональному критерию.



 

                                          ФОРМУЛА ЭМОЦИЙ

 

В течение многих лет основополагающим было открытие, сделанное Рене Декартом, который сформулировал чёткую позицию, дающую экспериментатору возможность чётко контролировать физиологические процессы, протекающие в организме.

Гипотеза Рене Декарта исходит из простой формулы СТИМУЛ вызывает РЕАКЦИЮ, эта последовательность до сего дня используется психоаналитиками дл объяснения ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, отсюда и объяснение происхождения эмоций, как ответной реакции к происходящему.

Иван Петрович Павлов совершил революцию в этом направлении, продолжив дело Декарта: он вводит новое понятие – СИГНАЛ.

Говоря о СТИМУЛЕ мы понимаем, что он вызывает и побуждает к какому-либо поведению, и, мы обращаемся к какому-то своему прошлому опыту; от этого и строиться наша АДАПТАЦИЯ, но ПРИСПОСОБЛЕНИЕ в большей мере строится из предвидения, вероятностного программирования будущего.

Но, когда мы говорим о СИГНАЛЕ (а не о СТИМУЛЕ), то речь идёт о будущем. Сигнал сигнализирует о будущих изменениях, и мы приспосабливаемся к  предполагаемым, вероятностным, программируемых событиям.

Таким образом, СИГНАЛ помогает нам во всеоружии встретить будущее. В этом и заключается действенная АДАПТАЦИЯ и ПРИСПОСОБЛЕНИЕ нашего организма к внешней среде обитания.

Надо отметить, что гениальное открытие И. П. Павлова, что «поведение строиться по принципу: СИГНАЛ и последующая РЕАКЦИЯ, исходит из ПРОГНОЗИРУЕМОГО БУДУЩЕГО, идея И. П. Павлова, как это ни странно, до сих пор недостаточно востребована современной психологией. Но, как это ни странно, эта теория вошла и нашла своё место в методиках НЛП Джона и Ричарда  Бэндлера, у которых книги И. П. Павлова являлись настольными книгами как Библия для верующего. Думается, что данное открытие И. П. Павлова применительно не только в практике НЛП, но и в социологии, психологии, философии т т. д.

Одно дело, если мы будем строить своё поведение, используя только прошлый опыт, но, совсем иное дело, если мы будем строить своё поведение и отношение по принципу программирования будущих событий. Таким образом, открытие И. П. Павлова является принципами новой социальной философии.

И. П. Павлов ввёл представление «СИГНАЛ и последующая РЕАКЦИЯ» и, таким образом, дал в руки исследователям конкретный инструмент для изучения механизмов, лежащих в основе ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЙСВИЙ и ПОСТУПКОВ, развёртывающихся не только в ПРОСТРАНСТВЕ, но и во ВРЕМЕНИ, к чему, собственно говоря и относятся так называемые УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ.

Вообще-то, появление этого понятия породило два интересных направления в развитии психотерапевтической науке – это ГЕШТАЛЬТИЗМ и БИХЕВИОРИЗМ. психоанализ по этому поводу имел своё воззрение на поведение, интеллект и язык. Прежде всего, в поле зрения исследователей впервые оказалось понимание категории ВРЕМЕНИ.

Естественно, если есть СИГНАЛ, отражающий будущее событие, то мы, каким-то сказочным образом, в метафорическом смысле, путешествуем в будущее, т. е. обладаем символической «машиной времени», которая переносит нас в будущее, и мы можем как бы «посмотреть и «подготовиться» сравнивая её с прошлым опытом и нашей целью, мы можем легко и непринуждённо подойти к этому будущему результату, к которому мы уже готовы, потому что больше всего на свете человека пугает неожиданность, непредсказуемость, неопределённость. Вот почему наш человеческий мозг увеличился вдвое, т. к. он стал мыслить категориями времени. Что выполняет роль МАШИНЫ ВРЕМЕНИ? Это делает наш МОЗГ, который позволяет нам предвидеть относительно будущее и прогнозирует вероятностное событие, а за счёт каких механизмов наш мозг это делает, пока не ясно до конца.

Наш мозг позволяет нам путешествовать не только в ПРОСТРАНСТВЕ, но и во ВРЕМЕНИ. Есть СИГНАЛЫ, которые указывают на «некие» возможные события в будущем. Что это за события? Вот здесь нам может сильно помочь знание сказок и понимание работы мозга.

С помощью мозга мы постоянно осуществляем путешествие в будущее, но через посещение прошлого, это как в технологии «7-мь хрустальных шаров». О чём раньше говорил нам подобный СИГНАЛ, чем он заканчивался для нас в прошлом, т. е. идёт некий анализ прошлого. Выяснив это, мозг выстраивает ПЛАН, строит модель будущего и намечает цели, которые ориентируются на будущий РЕЗУЛЬТАТ.

Далее, исходя из модели будущего, наш мозг строит тактику и стратегию нашего поведение в настоящий момент, но с тем умыслом, что данное поведение должно будет иметь одно следствие – ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ. В Библии сказано об этом так: «Анализируй прошлое, строй планы на будущее, но живи сегодняшним днём».

Таким образом, мы принимаем гениально е открытие И. П. Павлова объяснившего нам роль, второй сигнальной системы, в том числе и языка.

Интересно роль в этом механизме эмоциональной когнитивности. Собственно говоря, эмоции возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Всякое поведение строится на основе некой потребности и во всех случаях, даже в условиях эксперимента с собаками И. П. Павлова, всё-таки нужно было какое-то время их не кормить, чтобы вызвать мотивацию, собака должна испытывать голод, иначе она просто не будет работать.

Таким образом, в формулу «СИГНАЛ – РЕАКЦИЯ» следует ввести ещё одно понятие – ПОТРЕБНОСТЬ, тогда мы продвинемся к большему пониманию происходящего поведения. Потребности определяют наше поведение, поступки и деятельность.

Академик и продолжатель дела И. П. Павлова, Павел Васильевич Симонов предложил несколько продуктивных идей, разделив все ПОТРЕБНОСТИ на три категории, но не по признакам биологическим, социальным и духовным, а по критерию их реализации во времени. Так он к формуле добавил ВРЕМЯ

Самые быстро реализуемые потребности – это еда, питьё, сон. Вторая категория потребностей – это социальные потребности. Их реализация может потребовать для своего достижения годы и даже всю жизнь человека. Например, захотел дворник стать директором банка или инкассатор, вдруг, стал управляющим несколькими банками, либо магазинами. То для продвижения по карьерной лестнице. Потребуется идти по головам, а то и отстреливая сослуживцев, стоящих на его пути. Третья категория – это идеальные, т. е. духовные потребности, которые предусматривают искусство, красоту, культуру, науку, эстетику и этику. Они могут удовлетворяться, если слишком много денег, папа нефтяной магнат, а ты поёшь на сцене, то твоё продвижение в шоу-бизнесе обречено на успех. Но, зачастую, у простого смертного удовлетворение духовных потребностей, может занимать не одну, а семь жизней, как у кошки. Таким образом, удовлетворение духовных потребностей, требует не только времени, но и определённого уровня материального благосостояния.

Таким образом, если мы представим себе значение потребности, как первичного фактора-СТИМУЛА, то сможем построить ФОРМУЛУ – принципиальную схему поведения. её организацию.

Вообще-то, на самом деле, с собаками И. П. Павлова, всё происходит достаточно определённо. Но в условиях эксперимента собака ждёт еду и реагирует на СТИМУЛ-СИГНАЛЫ. В реальной же жизни человека вступает в силу закон ВЕРОЯТНОСТИ (хаос случайностей) исходящего из баланса СЛУЧАЙНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, СОВПАДЕНИЕ тех или иных будущих событий, к которым мы должны стремиться.

Таким образом, когда наш9 мозг строит вероятностную модель будущего, то он должен предугадать и рассчитать вероятность наступления тех или иных будущих событий, не говоря уже, что всегда может вмешаться его величество СЛУЧАЙ. Это обстоятельство было реально открыто ещё до И. П. Павлова, А. Шопенгауэром, но в силу некоторых исторических обстоятельств, долгое время объективно трудно было к данной проблематике, потому что не было тех научных методов, с помощью которых можно было бы подступиться.

Опять-таки Павел Васильевич Симонов сделал очень важное и принципиальное открытие; он предложил в качестве инструмента, определяющего возможность наступления этого самого понятия ЭМОЦИЯМИ. То есть эмоции использовать в качестве степени удовлетворения потребностей, т. к. ЭМОЦИЯ – это степень возможности вероятностного прогнозируемого удовлетворения потребности.

Конечно же эмоции играют важную роль в жизни человека и животного. Но, в руки экспериментаторов нужно было дать конкретный инструмент, с помощью которого можно было бы объективно изучать те процессы в мозгу, которые протекают в это время и действительно управляют нашим поведением.

По мнению Н. В. Симонова, эмоции являются неким инструментом подготовки к одному из возможных сценариев будущего не как реакция из стимула, а как подготовка, можно ли так сказать?

На самом деле, по поводу эмоций исследователи подходили совершенно с диаметрально противоположных позиций. Например, было представление о том, что эмоции являются нашим отношением к тому, что происходит. Бытовало и другое мнение, что эмоции являются побудительным моментом для поиска какого-либо решения. Думали, что это та энергия, которая нужна для действия.

Если вспомнить собаку Павлова, то некий условный сигнал может для неё ничего не значить, т. е. является для неё индифферентным, совершенно новым, т. е. не несущим никакой информации. Возникновение нового сигнала, вызывает определённого рода возбуждение, ориентировочный рефлекс «что такое? », определённого рода беспокойство и тревогу. Это возбуждение, которое охватывает достаточно широкие отделы мозга у этой собаки и служит именно тем основанием для успешного установления условной связи между возникновением индифферентного раздражителя и тем важным событием, которое последует в ближайшее время, тогда он и становится СИГНАЛОМ будущего.

Когда некая условная связь устанавливается, а тем более подкрепляется безусловным рефлексом, то индифферентный раздражитель приобретает то самое «сигнальное» значение от которого начинает строиться поведение, согласно определённому порядку.

Это ещё один из подходов, где действительно «прострагивается» значение ЭМОЦИЙ. Но, формула ЭМОЦИЙ по П. В. Симонову характеризуется несколько иным явлением. Она, прежде всего, характеризует вероятность действительно полезного результата в перспективе.

Формула эмоций по П. В. Симонову простроена исходя из потребностей. потребность – это самый основной фактор, который заложен в формуле эмоций

Таким образом, эмоции представляют собой некое производное от ПОТРЕБНОСТИ и ИНФОРМАЦИИ, позволяющей выявить вероятность удовлетворения этой потребности.                                 

                                         «            «

Э = f   П тр  - И н - И с  , …     

 

Э – эмоция, её степень, качество и знак

П – сила и качество актуальной потребности


ИН -- ИС          - оценка вероятности, возможности удовлетворения  потребно-          

                                   сти

 

ИН  - информация о средствах, прогностических необходимых для удовлетворе -                                                                

                              ния потребностей.  

 

ИС  - информация о существующих средствах, которыми располагает организм.

 

В этой формуле в скобках мы можем увидеть под буквой «П» - потребность, а далее в кавычках идёт разница между информацией, которая необходима и той информацией, которой организм реально обладает в тот момент как возникла потребность.

Очень важно рассматривать эту формулу в ДИНАМИКЕ, а не в СТАТИКЕ, потому что поведение разворачивается не в пространстве, а во времени и на каждом этапе информация может быть большей или меньшей, а, это, собственно, определяет особенность эмоционального переживания.

Если взглянуть на формулу эмоций в статике, то её можно оценить следующим образом: если необходимая информация совпадает с той, которая реально присутствует в опыте, то эмоция возникает положительная, потому что организм знает как решать эту проблему. Но, если информация реальная недостаточна, то возникает отрицательная эмоция. Собственно говоря, небольшая отрицательная эмоция может послужить побудительным МОТИВОМ к поиску и получению дополнительной информации и поиску в окружающей среде тех СИГНАЛОВ, которые могут направить это поведение в нужное русло. Причём, даже временное получение какой-либо дополнительной информации «если она полезна» то это может сразу же вызвать воодушевление, облегчение и соответствующую положительную эмоцию.

Если взглянуть на формулу ЭМОЦИЙ в динамике, то этот механизм может напоминать детскую игру в «холодно» и «горячо». В этих целях для наглядности как пример, психотерапевт может использовать МАЯТНИК, используя сигналы на невербальном уровне «да» или «нет». Исходящие по цепи обратной связи от психотерапевта. И действительно, пациент ещё не нашёл спрятанный предмет, но, если мы ему даём невербальную избыточную информацию по цепи обратной связи, то он улавливает наши СИГНАЛЫ, правильно трактует, и включает ориентировочную реакцию в верном направлении. Он знает, что ему дальше следует делать и у него действительно появляются положительные эмоции. Он начинает ориентироваться не только в ПРОСТРАНСТВЕ, но и во ВРЕМЕНИ, а потому он находит спрятанный предмет.

Дело в том, что нужно умение улавливать невербальные корректирующие СИГНАЛЫ, которые проявляются в субмодальных различениях –в тоне голоса, позах, мимике и т. д. и т. п.

Таким образом, выводя эту формулу как основополагающую П. В. Симонов сумел наделить её в определённом смысле физиологическим содержанием, но в морфологической основой.

Никто не знает как появилась эта гениальная мысль в его голове, но она оказалась на самом деле, верной. Можно представить себе логический сценарий, на какие структуры в ЦНС можно выйти, предполагая где же происходят те процессы о которых идёт речь.

Очевидно, если мы говорим о потребностях, то это должно быть центры мозга, отвечающие за голод, боль, жажду, секс, т. е. связанные с определёнными областями гипоталамуса..

Не менее значимой, с точки зрения МОТИВАЦИИ, являются лимбические структуры среднего мозга, где хранится наш опыт, который в эволюции организмов при необходимости обучения новым серьёзным НАВЫКАМ и УМЕНИЯМИ и хранении приобретённых ЗНАНИЙ в долговременной ПАМЯТИ. И, действительно, этот комплекс глубинной структуры мозга появляется во исполнении данной функции, то структуры лимбической системы оказались в поле внимания исследователей.

И наконец-таки, новая кора головного мозга, высший анализатор и ассоциативный уровень синтез и анализ, которая позволяет оценивать информацию на особом самом высшем уровне. Таким образом, КГМ является главным и основным механизмом, который должен был быть включён в систему вероятностного прогнозирования.

И, действительно, удалось установить, что все структуры в процессе следует разделять на две главные и принципиальные различия. Одна из них – МОТИВАЦИОННАЯ и связанная с потребностями (гипоталамус и ядра подкорки). Другая - ИНФОРМАЦИОННАЯ структура, в которой можно отнести гипоталамус и новую фронтальную КГМ.

А дальше у исследователей возникает огромное количество опытов и исследований, подтверждающий значение каждого из них.

Итак, латеральная зона гипоталамуса отвечает за голод, а рядом располагаются центры насыщения. В своё время, в этих зонах были найдены точки «саморегуляции». Олтон обнаружил такие точки в мозгу, при стимуляции которых возникло ярко выраженная позитивная эмоция эйфории, которая могла быть использована в поведенческих опытах..

Если, например, крысам в эксперименте предоставлялась возможность самим наносить себе раздражение в эти структуры, то они не слазили с этой педали, день и ночь давили на неё и стимулировали себе получение удовольствия, как наркоман стимулирует свою извилину удовольствия, морфием. Так вот, эти нейроны, которые были обнаружены в гипоталамусе именно и реагировали на эту форму самостимуляции.

Таким образом, в гипоталамусе находятся два класса структур. С одной стороны, возбуждающиеся во время мотивации и требующие удовлетворения. А, с другой стороны, нейроны, активность которых подавляет эту мотивацию в связи с удовлетворением возникшей потребности, т. е. если всё завершилось благополучно, то возбуждение снимается.

Особенно интересным оказалось значение этого биполярного комплекса удивительная вещь, но, на самом деле у человека редко существует какая-то одна мотивация. Потребностей может быть несколько одновременно. Но, в силу «неких» причин, мы выбираем какую-то одну в качестве ГЛАВНОЙ в данный конкретный момент. Мы «неким» образом выбираем одну из потребностей в качестве МОТИВА поведения, актуализируем, а другие мотивации откладываем, как будущий момент нашей реализации в силу «неких» других причин. Как будто в нас вмонтирован некий метафорический механизм, который решает приоритеты, символические мета-весы.

У этих метафорических «весов» есть свои излюбленные приёмы и стратегии. Они могут складывать и вычитать, интегрировать и делать ещё многое и разное. Одной из самых ярких, а потому приятных стратегий внутренних ВЕСОВ является тактика избегания «худшего» и достижения «лучшего».

Проводились очень интересные эксперименты, которые были придуманы; одни из них не ощущение ВРЕМЕНИ. Одна и та же комната, один и тот же условный СИГНАЛ, но только утром подкрепление едой, а вечером подкрепление ударом тока. Собака быстро выработала нужный рефлекс на время дня, даже можно выработать рефлекс на время года. Эта модель переключения одного поведения на другое оказалось интересной и плодотворной для объективного изучения различных структур.

Оказалось, что если разрушить этот «биполярный комплекс» и гипоталамус, то переключение с одной программы поведения на другую, значительно затрудняется, т. е. нарушается выбор и переключение с одной мотивации на другую; трудно выстроить иерархическую лестницу потребностей и реализовать мотивы в определённой последовательности, вот почему так важна система ПООЩРЕНИЯ и НАКАЗАНИЯ, она нужна как обратная связь во всей сложной системе саморегуляции.

Не менее важно значение ИНФОРМАЦИИ. В информации, в частности, важным является эффективность и достоверность, что подкрепляет даны условный СИГНАЛ – это положительный момент, например, животное, получает еду, питьё, секс и т. д.. То у людей, мы хвалим пациента, либо она сама хвалит себя, получая подкрепление позитивным одобрением.

Возникает резонный вопрос: КАК, КОГО и СКОЛЬКО подкреплять, до того, после того или во время того, а может вместо того? Можно подкреплять СИГНАЛ на все 100% случаев, т. е. буквально каждый. Но, оказывается, это плохо. А, можно подкреплять 50% случаев, это, оказывается, хорошо.

Так вот, если разрушить гипокампф, то животное теряет способность вырабатывать условные рефлексы на 50% подкрепления (маловероятное подкрепление). Интересно, но, если разрушается фронтальная кора, то улучшается выработка условных рефлексов на маловероятностное (50%) подкрепление.

Удивительно интересной оказалась РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (аранжировка) этих поведенческих реакций на жизненные ситуации при более или менее вероятностных подкреплениях прогнозируемых событий.

Надо сказать, что это направление в исследованиях, позволило поставить целый ряд конкретных экспериментов, которые интересны с точки зрения задачи и принятия ВЫБОРА. Животным между высоковероятностным (100%) подкреплением, но низкого качества корма. Или, маловероятностным подкреплением (50%), но пищей высокого качества.

Животным предоставлялась свобода ВЫБОРА, как у нас на выборах губернатора или президента, на самом деле предлагается одна либо другая тактика поведения. И, действительно, удалось выяснить, что собаки разделяются на две группы, в зависимости от типа темперамента и степени голода. Одни из них предпочитают маловероятное подкрепление, но высококачественной пищей (чистое мясо). А другие предпочитают высоковероятностное подкрепление, но, низкого качества (сухой корм). Кошки и собаки сами выбирают свои ПРЕДПОЧТЕНИЯ, а у людей правители решают, что людям предпочтительнее,, отчего это зависит?

Зависит это от двух причин. Раз здесь задействовано удовлетворение возбуждения, то, конечно, и, естественно, это зависит от степени голода животного и степени обездоленности и бедности человека. Если животное очень голодное, а человек бедный и влачит жалкое существование, то оно однозначно начинает переходить на малокачественное питание (надо есть, чтобы выжить физически). Но, если у животного оптимальный уровень голода (сытое), а человек доволен жизнью, достатком, работой, зарплатой и семьей, то выбор будет зависеть от типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов дал подсказку, которая опирается на понятие темперамента. Сангвиники и меланхолики, казалось бы являются противоположными по типу высшей нервной деятельности, но они оба предпочитают маловероятностное (50%) подкрепление, но высококачественным подкрепление. А холерики и флегматики склонны к низкокачественной, но высоковероятностному (100%) подкреплению.

Эти моменты прекрасно экстраполируются и на людей, так как мы в биологическом смысле являемся, пусть на одну треть, но, животные, на одну треть,

                                          +

Сангвиники                                                Холерик

 

             -                                                     +      

 

Меланхолик                                            Флегматик

 

 


                                           -

Эти факты интересны тем, что эти механизмы характеризуют поведению российских обывателей, оказывающихся в стеснённых обстоятельствах выбора между страхом и голодом.

С собаками, иное дело, толчок, который дала потребность и информационной точки зрения теории эмоций, даёт понимание того, что буриданов осёл не умрёт от голода, а съест обе охапки сена.

Возникает вопрос, если эти типы характеров, генетически детерминированы, следовательно и поведение определено и предопределены? Или ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ, которое происходит в социуме, меняет генетическую природу человеческого поведения? Этот вопрос хорошо изучать на однояйцовых близнецах.

Этот вопрос сложен и до сих пор идут дискуссии. Но, в западной психоаналитической литературе существует гипотеза, что на 70% наше поведение определено генетическими факторами и только на 30% зависит от воспитания и обучения, т. е. от КУЛЬТУРЫ. Как это подсчитать?

Очень хорошо известно, что утка, сразу после вылупливания из яйца способна выделить из окружающей среды «кря-кря» и потому следовать за матерью в нужном направлении. Возникает вопрос, генетическая это реакция или воспитание и в какой пропорции?

Готлиб поставил эксперимент. Он знал, что скорлупа пропускает звук и зародыш слышит материнское «кря-кря».

Готлиб предложил поместить яйца в инкубатор, где птенцы слышали «кудах-кудах». Вылупившись, птенцы услышав «кря-кря» устремились за уткой. Этот эксперимент, казалось бы, утверждал, что данный импринтинг генетически полностью предопределён. но, Готлиб ставит новые эксперименты, подрезает голосовые связки у эмбрионов и вылупившиеся утята не удит на «кря-0кря». Как можно трактовать (объяснить) этот эксперимент?

Оказывается, совершенно необходимо ЗАПЕЧЕТЛЕВАНИЕ этого «кря-кря» в памяти эмбриона в процессе развития – этот вопрос решает импринтинг, а другую долю в этот процесс вносит – ОБУЧЕНИЕ.

Какую должно вносит обучение? Надо сказать, что существует множество исследователей, которые доказывают, что необходимо определённый опыт, пусть даже в эмбриональном развитии. Для того, чтобы самая первая и ранняя поведенческая реакция, которую производит новорожденный была возможной, т. е. репетируется и становится моделью поведения ещё до рождения.

Доказано, что существует генетически детерминированная программа на самообразование и обучение. Конечно, генетический КОД совершенно необходим, но без ОПЫТА, без ОБУЧЕНИЯ нет реализации обучения, ВОСПИТАНИЕ ничего не заменит.

Речь идёт лишь о том, что не стоит отделять одно от другого. информация заложенная в геноме и обучающие факторы среды, присутствуют на всех стадиях эмбрионального развития, имеют принципиальное значение для нормализации развития до и после рождения.

Готлиб продолжал эксперименты и предлагал эмбриону утки вместо «кря-кря» коровье «му-му» и смотрел, что будет делать вылупившейся утёнок, услышав «му-му».

В ходе данных экспериментов, выяснилось, что у всех животных существует генетически и морфологически предопределённая закономерность, согласованная с динамикой и принципом развития слуховых анализаторов и связок, что и определяется предпочтение специфическому виду СИГНАЛА. Вид специфического сигнала и возможность его выделения в определённой степени детерминируется динамикой развития в определённо степени детерминируется динамикой развития слуховых и других анализаторов.

Известно, что визуализация у тех же утят производит мгновенное «схватывание» первого визуального объекта, опавшего в их поле зрения, если объект совпадает с представление о матери.

Встаёт вопрос, какое же значение это всё имеет для конкретного исследования ПОВЕДЕНИЯ, не является ли это голым и пустым философствованием психоаналитиков?

Если говорить о самых ранних формах поведения, то можно выделить интереснейшую форму – оборонительное ПОВЕДЕНИЕ, защитную реакцию, ведь такому поведению, казалось бы не учат.

В лаборатории И. П. Павлова изучалось это явление, исследовался некий условный СИГНАЛ и некое болевое раздражение, которое должно было сформировать ОВЕРСИТВНОЕ (оборонительное) поведение. Эти исследования имеют большое значение в практике лечения, например, алкоголизма, табакокурения и наркомании.

К сожалению, в природе всё происходит совсем иначе, чем в лабораторных условиях. Например, жертва попадает в лапы хищника, это для жертвы «первая встреча и, может быть, и последняя», научения, как говорится с одной попытки.

Например, в гнезде галдят голодные птенцы, а в округе появилась кошка. Мать даёт птенцам команду – специфический СИГНАЛ ТРЕВОГИ, чтобы они замолчали, причём, все. Если хоть один птенец не замолчит, то онтогенез всех птенцов прекратится. Так формируется ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ в природе, выживает только тот, который слушается родителе своих, т. е. выполняет определённые «правила», а как это происходит у людей, какой специфический сигнал у алкоголиков может вызвать оборонительную реакцию?

Предопределено ли ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ генетически или воспитывается в ходе обучения? Делаются эксперименты и обнаруживают, что предопределено! Но, внешняя среда путём ОБУЧЕНИЯ и Естественного Отбора окончательно формирует ЗАЩИТНУЮ РЕАКЦИЮ и опыт здесь является не последним делом, т. е. реакция – врождённая, а поведение – приобретённое в ходе обучения и воспитания.

С первых дней вылупившиеся птенцы учатся оборонительному поведению, хотя возможность формирования защитной реакции генетически предопределена. Ранняя «реакция ЗАМИРАНИЯ» она взята БЛОКОМ из пищевого поведения. ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ похоже и отражает удовлетворение, когда сытые птенцы улеглись и замолчали в гнезде.

 Более того, оказывается, что выработка оборонительной РЕАКЦИИ идёт не только по поведенческому, но и по эмоциональному критерию.

Эта реакция (по эмоциональному критерию) практически однозначна. И в одном и в другом случае происходит уменьшение частоты сердечных сокращений. Удивительно, но первая поведенческая реакция оборонительного поведения сопровождается не повышением сердечного пульса, как при СТ РЕССЕ, а его урежением, т. е. «реакция ЗАМИРАНИЯ» является противоположной стрессовой реакцией и отражает последнюю стадию пищевого рефлекса.

Родители, используют вторую (последнюю) фазу пищевого поведения; учат своих птенцов оборонительным реакциям и обучают реагировать на специфический СИГНАЛ должным. Некоторые психотерапевты кормят своих пациентов, чтобы использовать вторую стадию пищевого рефлекса, но это вызывает изумление у психоаналитиков, как это так.. нужно соблюдать дистанцию и прочую дребедень.. т. е. психоаналитик поступает формально.

ФОРМАЛИСТ – блюститель беспрекословного, формального решения задачи, выполнять правила, даже если они пустые и глупые, лишь бы соблюсти их. Это бюрократический подход.

БЮРОКРАТ – фр. Власть и могущество – чиновник-формалист, волокитчик, жертвующий интересами дела, ради соблюдения формальной чистоты выполнения правил и предписаний, как это делается в классическом, ортодоксальном психоанализе.

КОРРУПЦИЯ – лат. Подкуп; в капиталистическом мире подкупность и продажность общественных и политических деятелей и считается нормальным явлением.

ПРОСТИТУЦИЯ – лат. Осквернение, обесчещивание – позорное явление, когда женщина не может учиться, работать и вынуждена продавать своё тело с целью добыть средства к существованию.

АЛКОГОЛИЗМ – обязательное явление сопровождающее капитализм, как и коррупция, проституция, наркомания и прочие язвы дерьмократического капитализдизма.

Интересно, как народы севера выбирают себе щенков. Когда сука принесла щенят, то их выносят из Чума подальше, тех щенят, которые вернуться первыми – оставляют.

Другой любопытный пример, как котята осуществляют поиск соска у кошки. этому, оказывается, нужно учиться, но им это уже знакомо. Казалось бы, как котёнок может это знать? Но он этому учится запечатлевая запах околоплодных вод, которые по своему химическому составу весьма близки к молозиву.

Таким образом, делить что-то на чисто генетическое или чисто приобретённое просто неэтично, и то и другое просто необходимый элемент и неоспоримо их взаимное взаимодействие. А какова же роль во всём этом ЭМОЦИИ, особенно у высших животных, т. е. у человека?

Качество и сила ЭМОЦИИ зависит от ПОТРЕБНОСТИ и ИНФОРМАЦИИ. Сила эмоции зависит от потребности, а качество эмоции зависит от информации. Вот почему полезно давать избыточную положительную и позитивную информацию пациенту. Таким образом, степень эмоциональности зависит от качества той информации с которой оперирует наш мозг. Вот почему на сеансе психотерапии, пациент нуждается в достаточной, избыточной, научно обоснованной информации, которая позволяет поменять знак и степень эмоционального напряжения.

На самом деле, информация обрабатываемая мозгом, складывается из двух составляющих элементов. Один элемент – это информация, которая необходима. Эта информация не дана нам от Бога – это та информация, которая известна из памяти у конкретного индивида. И она зависит от опыта и качества той потребности, которую испытывает в данный момент человек. Второй момент – это информация, которой располагает субъект. Это некое значение того, что имеет быть место «здесь и теперь», текущая информация момента, которое находится вокруг нас и эту информацию надо определить, уточнить, что именно является порождённым или приобретённым, что более важно в данный момент. Это процесс в высшей степени активный. То есть все воспринимаемые сигналы, перед осмыслением, предварительно проходят через некие «фильтры-соты» разные структуры мозга и предопределяют, зачастую, стереотипное поведение. Но, иногда, этот же самый механизм, ложится в основу выработки новых стереотипов, т. е. то, что не имеет конкретного отношения к выполняемую поведению отметается, а что остаётся, то способствует выработке новых позитивных, положительных стереотипов.

На уровне отдельно взятых нейронов мозга была показана удивительная веешь, нейроны зрительной коры способны реагировать практически на любой сигнал, слуховой, обонятельный, осязаемый. Но есть такой механизм торможения, который как искусный скульптор «отсекает» всё лишнее, т. е. вычленяет из всех «книг на полке, только ту книгу, которая нам нужна».

Можно ли измерить с помощью каких-либо механизмов то, что нам необходимо и тем, что имеется и каким-либо образом выделить СИГНАЛ обратной связи и выяснить, хватает либо не хватает этой информации, причём, лучше всего, это померить и определить ещё до того, как будет совершено действие. Т. е. упредить..

Если действие характеризуется  тем, что мы приняли ошибочное решение, то это будет означать, что у нас был ДЕФИЦИТ той информации, которая обеспечивает принятие правильного решения задачи..

Можно ли это обнаружить? Исследования активности мозга человека на стадии между предъявлением раздражителя и во время решения задачи, выявляются связи, которые формируются между различными структурами мозга. В НЛП, например, это делается с помощью наблюдения за движениями глаз. Таким образом, определяется стратегия лежащая в основе решения задачи, после чего и начинается нужное поведение, действие, деятельность.

Если стратегия решения задачи правильная, информация достаточная и она позитивная и положительная, то задача будет решена. А, если стратегия неадекватная, то задача не будет иметь успешного решения.

Таким образом, выявление СТРАТЕГИИ решения задачи, мы можем, как бы ПРЕДУГАДАТЬ исход до того, как человек совершит нужное поведение, то есть в руках психотерапевта имеется инструмент, позволяющий выявлять стратегию поведения и решения мыслительных задач.

Мозг человека сильно отличается от мозга даже самых высших животных, например, высокой функциональной ассиметрией полушарий. Так какова же роль ЭМОЦИИ по поводу функциональной ассиметрии мозга?

Все явления мира в одинаковой степени отражаются как в левом, так и в правом полушарии мозга. Но, отработка, хранение и воспроизведение несколько отличаются друг от друга.

Способ, который решает проблемы левое полушарие, отличается от способа, которым решает ту же саму задачу, правое полушарие.

По всей видимости, эта способность у человека по-разному решать одну и ту же задачу, весьма серьезно «раздвинута» и различение эти очень высоки. Наш мозг может эффективно работать только тогда, когда у него есть постоянная возможность сравнивать и включать способности, как левого, так и возможности правого полушария. Что особенно легко делается в состоянии альфа-ритма.

Чем мозг человека отличается от мозга обезьян? Оказывается, главное отличие в количестве нервных волокон связывающих левое и правое полушария. Вот поэтому индексу мозг человека, прежде всего, отличается от мозга остальных животных.

Левое полушарие решает множество логических проблем, правое предпочитает метафорический подход к решению задач. Но, когда они объединяются вместе, то осуществляется ПЕРЕХОД некоего количества информации в некий качественный элемент.

Что происходит, например, во время шизофрении? А происходит функциональное расщепление этих двух между полушарных связей. Все нейрона работают нормально, но, абсолютно отсутствует какая-либо связь между левым и правым мозгом. Это то, что собственно и является фактической причиной для серьезных нарушения интеллектуальных способностей в психике.

Исходя из формулы эмоций, зная то, что хочет человек, чтобы его поддержать, зная степень его заинтересованности в чём-либо, зная необходимость нужной информации, можно постоянно подпитывать управлять и контролировать своё поведение. В обычной жизни это называется системой «кнута» и «пряника» при чётко определённой, желанной и мотивированной цели.

Метод «кнута» и «пряника» можно применять для управление не только одним человеком, но и всем народом, как это делал т. Сталин, Гитлер, Ельцин. Очень интересная проблема и страшная, люди недовольны этой жизнью, но, вместо того, чтобы обратить свой гнев против угнетателей, «грызут» друг друга – это в психотерапии называется «синдром лошадей»: их хлещут и гонят, они бегут, злятся и кусают друг друга, но продолжают бежать на выборы и выбирают капитализм.

Ещё один подобный феномен, пример, Ирак. Перед вторжением американцев, весь народ вышел как один на выборы и проголосовал за Хусейна, некоторые расписывались даже кровью. Но, прошло совсем немного времени, люди забыли, что Садам Хусейн сделал для них: минимальная заработная плата была около 500 долларов, обязательное полное среднее образование, бесплатная медицина, люди стали жить в домах и ходить в туалет сидя, а не стоя.. что мы наблюдаем сейчас, от безудержной любви, осталась ненависть, памятники рушат, проклинают и радуются, кругом бандиты, террористы, как у нас в России в 1991 году.

Как и любая программа по управлению человеком, мы должны осмыслить и признать существование МАТРИЦЫ разных уровней. С точки зрения психотерапии, мы должны решать огромное количество социальных проблем с которыми следует бороться государству, а не психоаналитику. Бороться с алкоголизмом, наркоманией,  табакокурением, бедностью одному психотерапевту не под силу – бесполезно.. всё равн6о, что писать против ветра. Государство, наверное, заинтересовано в спаивании народа, алкашами легче управлять, порабощать. Наркоману не нужно решать социальных проблем, ни к чему требовать лучшей доли, искать работу., учиться, жить по-человечески. Выпил стаканчик и «море по колено».

Государству выгодно спаивать народ, оно имеет прямую и косвенную выгоду, как с экономической точки зрения, так и с политической, алкаши не пойдут на баррикады. Средства массового оболванивания сплошь и рядом скуплены олигархами, им они не приносят прибыли, так зачем они им?

Можно с помощью психоанализа учиться решать множество бытовых проблем, избавляться от многие пагубных привычек, если бы мы научились повышать значение нужных нам духовно-нравственных ценностей и социально оправданных мотиваций, представлять информацию и показывать, что получение духовного удовольствия, много предпочтительнее чем курение, алкоголизм и наркомания.

Средства массового оболванивания подчиняются строгому правилу: «Кто платит, тот и заказывает музыку», - они занимаются мониторингом, вбрасывают в мозги граждан угодную правителям и «толстосумам» информацию подчинения. Информация, льющаяся с экранов телевизора, удовлетворяет на самом деле эмоциональный голод, а не информационный. Безусловно, что средства массовой информации, особенно телевидение «давит» на ту мотивацию, на ту бессознательную потребность каждого человека, которая для него актуальна: «Хочешь стать богатым – будь им! » - странный лозунг даже для обывателя..

 

 

             

                                       



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.