Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Восстание



7 августа 1918 года в Ижевск пришло известие по телеграфу о взятии чехословаками и белой армией города Казани. Казань богата большими складами военного вооружения и обмундирования, пороховыми заводами и пороховыми погребами, в которых хранится громадное количество пироксилина и прочих взрывчатых веществ, употребляющихся в военном ведомстве. Казань находится в 340 верстах от Ижевска и соединена с ним водным путем по судоходной реке Каме и линией железной дороги.

Большевики в этот же день не в урочный час (в 3 часа утра) сильным тревожным заводским паровым гудком созвали ижевских рабочих на митинг на Михайловской площади.

Здесь большевики объявили приказ народных комиссаров о мобилизации всех, прибывших с фронта Первой Мировой войны, в ряды Красной армии для действия против белогвардейцев в г. Казани.

Фронтовики, согласно заранее принятому ими решению, заявили большевикам, что они, «фронтовики», без оружия и без обмундирования из Ижевска никуда ни на шаг не пойдут.

Большевики за такой ответ стали арестовывать фронтовиков и тут же писать им приговоры о смертной казни.

Митинг рассеялся.

На следующий день, 8 августа, фронтовики сами дали тревожный сигнал заводского парового гудка для сбора на митинг во дворе заводов.

Фронтовики собирались на митинг, но большевики разгоняли их и грозили им поголовным расстрелом, если не разойдутся.

Такая свирепая угроза большевиков возмутила фронтовиков, и они рванулись всей толпой в двери проверочной мастерской, где тогда имелось 7000 готовых винтовок, и там вооружились.

Затем, выйдя вооруженными во двор заводов, окружили большевиков и потребовали от них категорическим тоном освобождения из-под ареста арестованных вчера фронтовиков.

В этот момент с нагорной части Ижевска, где квартировали красноармейцы, раздалось несколько резких ружейных выстрелов. Вот эти выстрелы и послужили ижевцам сигналом к окончательному вооруженному восстанию против большевиков. Готовясь к восстанию, ижевские рабочие заблаговременно запаслись винтовками и хранили их у себя по домам. И вот теперь, с началом стрельбы большевиков с нагорной части города, рабочие поднялись с оружием в руках и 12 часов ловили и расстреливали большевиков в Ижевске.

Таким образом совершился факт восстания ижевских рабочих в Ижевске против большевиков.

По окончании расстрелов в Ижевске водворилась тишина.

Гражданская власть в городе, бывшая до сих пор в руках большевиков, теперь перешла было в руки Ижевского Совета рабочих депутатов, разогнанного большевиками; но через два дня ижевцы воочию убедились, что такой громоздкий, в 250 человек, орган власти абсолютно неспособен к быстрым решениям и распоряжениям, которые до крайности необходимы в период восстания. Поэтому гражданская власть на третий день восстания была передана Прикамскому Комитету, состоявшему из четырех членов Всероссийского Учредительного Собрания, собравшихся в Ижевске после разгона Учредительного Собрания большевиками.

Командовать всеми вооруженными силами, действовавшими против большевиков, было предложено организатору восстания капитану Цыганову, но он вследствие утерянного на войне своего здоровья отказался от этой чести, и тогда Прикамский Комитет членов Всероссийского Учредительного Собрания назначил старшего из строевых офицеров, участника двух войн — русско-японской и Первой Мировой — и кавалера ордена Св. Георгия, полковника Д. Федичкина, Главнокомандующим прикамской Народной армии под флагом за Всероссийское Учредительное Собрание.

* * *

С переменой власти переменился и образ правления, как в Ижевске, так и на заводах.

Все закрытые большевиками в городе общественные и государственные учреждения и заведения начали действовать по-прежнему, как было до большевиков.

Все уволенные с заводов за антипатию к большевикам рабочие и служащие заводов снова были приняты на свои прежние места. Разрешена воспрещенная большевиками торговля хлебом.

В городе было снято осадное положение и введен порядок мирного времени.

Фронтовики, ненавидевшие Красную армию, радовались, что отделались от мобилизации в нее.

Все населенное пространство Вятской, Уфимской и Пермской губерний, в центре которого восстал Ижевск, было переполнено сильно вооруженными продовольственными красноармейскими отрядами, имеющими своими заданиями красного правительства отбирать от крестьян их хлеб и скот на потребности Красной армии.

Таким образом, восставший против большевиков Ижевск с двумя богатейшими государственными заводами оказался в центре враждебно действовавших красноармейских хорошо вооруженных сил и, следовательно, был отрезан и изолирован ими от всех тех, кто в то же время, но в других местах великой России с оружием в руках действовал против большевиков.

Большевистское правительство, обыкновенно охотно и очень громко оповещавшее весь мир — «Всем! Всем! Всем! » — о победах Красной армии в борьбе с контрреволюцией, не нашло для себя полезным известить мир о восстании ижевских рабочих против рабоче-крестьянского правительства; поэтому о восстании в Ижевске, кроме ижевцев, жителей его окрестностей и большевиков, окружавших его со всех сторон, до самой ликвидации этого восстания никто ничего не знал.

Средства, с которыми Ижевск продолжал работать на заводах на три восьмичасовых смены в сутки и выделывать по 2500 винтовок ежедневно, а кроме того, начал воевать против большевиков, нападавших на Ижевск со всех сторон, были таковы:

 

В Ижевском отделении Государственного банка:

· 25 000 000 рублей (Временного правительства),

· 2 500 000 ружейных патронов,

· 7000 винтовок,    

· 1 радиостанция (приемник)

 

Так как количество денег в распоряжении Ижевской волости было ограничено, а срок пребывания Ижевска в изолированном состоянии был неопределенный, неизвестный, то Прикамский Комитет членов Всероссийского Учредительного Собрания, представлявший из себя в то время высшую власть в Прикамском крае, постановил:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.