Документальное оформление инвентаризации.
Документальное оформление инвентаризации предусматривает ряд правил:
· акт проверки не должен содержать незаполненных граф, если информация отсутствует –ставится прочерк;
· описи и акты должны быть последовательно скреплены, а все страницы документа – пронумерованы;
· при заполнении используются общепринятые в бухучете номенклатурные обозначения и единицы измерения;
· все исправления должны быть оговорены в сносках, и заверены всеми членами комиссии по инвентаризации, а также подписью материально-ответственных лиц;
· документы по инвентаризационному учету визируются всеми участвующими в ревизии лицами.
| | Действия
|
| Подготовьте «стартовый» пакет документов.
| § Перед началом инвентаризации Вам необходимо:
ü разработать и утвердить порядок и график проведения проверки;
ü сформировать инвентаризационные описи (перечень обязательств и имущества для проверки);
ü издать приказ о проведении инвентаризации;
ü получить от материально-ответственных лиц расписки установленной формы.
|
| Подготовьте приказ на инвентаризацию.
| § Приказ о проведении инвентаризации издайте по унифицированной форме (№ ИНВ-22) или разработайте самостоятельно. В приказе укажите:
ü данные о назначении и составе инвентаризационной комиссии с занимаемыми должностями;
ü состав проверяющей группы с разделением на председателя комиссии и ее членов;
ü точные даты начала и окончания работы комиссии, а также сроки предоставления отчетных документов по проведенной проверке;
ü причины проверки с точными формулировками (плановая проверка, смена материально-ответственных лиц и т. д. ).
§ После подписания приказа руководителем и регистрации его в специальном журнале (форма № ИНВ-23), комиссия может начинать процедуру проверки.
§ В каждом из инвентаризационных документов комиссией указываются регистрационные данные приказа.
|
| Зафиксируйте результаты проверки.
| Результаты проверки фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых обычно в 3-х экземплярах, а при ведении на предприятии электронной формы учета – и в электронном виде.
§ Оформление инвентаризации проводится в 2 основных этапа:
ü оформление предварительных результатов проверки - в тот же день передаются руководителю и главному бухгалтеру предприятия (при проверке комиссией фактического наличия проверяемых объектов);
ü оформление окончательного результата проверки – инвентаризационного акта (после сверки данных о фактическом наличии с данными бухучета).
§ Комиссия осуществляет фиксацию результатов, заполняя следующие формы:
ü инвентаризационные описии акты:
- по основным средствам (№ ИНВ-1) и НМА (№ ИНВ-1а),
- по товарно-материальным ценностям (№ ИНВ-3, № ИНВ-4), в т. ч. принятым на ответственное хранение и находящимся в пути (№ ИНВ-5, № ИНВ-6),
- по драгметаллам и изделиям из них, драгоценным камням (№ ИНВ-8, № ИНВ-8а, № ИНВ-9),
- по ценным бумагам и БСО (№ ИНВ-16),
- по расчетам с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями, по задолженностям по займам и кредитам (№ ИНВ-17),
ü сличительные ведомости оформите при обнаружении расхождений между учетными и фактическими данными, в т. ч.:
- по основным средствам и НМА (№ ИНВ-18),
- по ТМЦ (№ ИНВ-19).
В этом случае у материально-ответственных лиц обязательно запросите соответствующие объяснения.
ü ведомость учета результатов (форма № ИНВ-26) - итоговый документ инвентаризации. В нем отразите суммы всех обнаруженных недостач и излишков в разбивке по счетам бухучета, а также, отнесите убытки от недостач (на виновных лиц, на пересортицу и т. д. ).
|
| Приведите в соответствие учетные данные.
| § При наличии расхождений между наличием и учетными данными сделайте следующее:
ü имущество в излишке –оприходуйте и отнеситена результат хоздеятельности предприятия, с последующим выявлением виновных и причин образования излишков;
ü убыль в пределах допустимых норм – спишите на издержки обращения на основании приказа руководителя;
ü недостачи сверх допустимых пределов естественной убыли, либо порча имущества – отнесите на виновное лицо (а если таковое не установлено – спишите на издержки).
§ Результат проведенной инвентаризации отразите в учете и отчетности того месяца, в котором завершилась проверка, а по годовой инвентаризации – в годовом отчете.
|
|