Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Многочисленные определения этих понятий можно объединить в две группы. Экологический потенциал общества и экологический потенциал природы (или ландшафта или экосистемы).



 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭТИХ ПРОЦЕССАХ

1. 1 Экологический потенциал региона: сущность и роль в формировании совокупного потенциала региона

 

Ведя разговор о рациональном природопользовании часто говорят, что одно из основных его требований состоит в том, чтобы не превышалась экологическая ёмкость территории или не истощался её экологический потенциал. Но далеко не всегда определяют эти понятия. А если определяют, то по-разному.

Многочисленные определения этих понятий можно объединить в две группы. Экологический потенциал общества и экологический потенциал природы (или ландшафта или экосистемы).

По одному из определений «Экологический потенциал общества - объективно складывающаяся в процессе становления общества способность приумножения, улучшения, рационального использования элементов природы, проявляющаяся как совокупность экологических функций основных сфер общественной жизни, и прежде всего экологической сферы»8. Фактически авторы предлагают оценивать степень склонности общества к экологически рациональному поведению. Наверное, задача интересная и нужная, но больше социологическая, чем экологическая. Поэтому национальные и религиозные аспекты экологической культуры обсуждались в курсе «Социальной экологии». Нас больше будет интересовать подход с противоположной стороны - от природы.

Наибольшей популярностью пользуется определение экологического потенциала ландшафта, данное А. Г. Исаченко: «Совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства населяющих данную территорию организмов» - на него чаще всего ссылаются. Определение производит впечатление вполне теоретически корректного, если не вдумываться, что имеется ввиду под населяющими организмами - вся совокупность или каждый организм в отдельности и относится ли человек к этим организмам. Эта неопределенность ещё сыграет злую шутку с Исаченко.

Я. Б. Олейник в учебнике «Основы экологии» даёт другое понимание термина: «Экологический потенциал - это совокупность вещественно-энергетических ресурсов и свойств экосистем, обеспечивающих ее максимально возможные структурно-функциональные параметры (энергетические, биогеохимические, средовые) и полезные функции (защитные, производительные, рекреационные, ресурсные, эстетические), которые могут быть использованы человеком». В этом смысле экологический потенциал ничем не отличается от природно-ресурсного потенциала.

У многих авторов экологический потенциал фактически сводится к определению пределов устойчивости экосистем. Например, на российской странице ВТО в интернете содержится следующее утверждение: «... экологический потенциал. В качественном выражении он очерчивает эволюционным путем сформированный интерфейс (границу раздела) жизнеспособности природно-антропогенных систем для поддержания их устойчивого состояния, превышение пределов которого способствует переводу территориальных образований в стадию разрушения системного природно-антропогенного единства с перепрофилированием экологически нерентабельных элементов системы на новый уровень развития».

Наконец, некоторые определения соединяют в себе требования поддержания устойчивости при максимально возможном использовании ПРП. Например, «Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала является экологическая емкость»9.

Понятие экологической ёмкости тесно связано с потенциалом и часто эти термины рассматривают как синонимы. Но всё же понятие потенциала больше сориентировано на природу, а ёмкость на человека. Это хорошо отражено в определении ёмкости, данным А. Г. Исаченко: «Экологическая емкость ландшафта − это численность населения, которую ландшафт способен поддерживать своими естественными экологическими ресурсами без ущерба для собственного функционирования и экологического потенциала»10.

Эксплуaтaция экологического потенциaлa природных систем трaдиционно не входит в кaтегорию природопользовaния, однaко чистый воздух, водa, продукты питaния - это тот же сaмый природный ресурс, столь же дефицитный нa одних территориях, богaтый нa других и точно в той же степени, кaк и прочие ресурсы, исчерпaемый. Его носителем является способность природы к сaмовосстaновлению. Чем большим потенциaлом устойчивости облaдaют экосистемы и тем больше чистого водухa, воды, пищи достaнется в конечном счете человеку.

Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработке народнохозяйственных программ и прогнозов. В свою очередь экологическое ограничение связано с фактически происходящим или предполагаемым неблагоприятным воздействием хозяйственных мероприятий на жизненную среду или технологические процессы в смежных отраслях экономики.

Под экологическим потенциалом понимают взаимосвязанную совокупность ресурсов живой природы на данной территории. В естественно-историческом аспекте экологический потенциал определяет все многообразие живой и неживой природы. С экономической точки зрения она является составной частью национального богатства.

Его элементы должны иметь денежную оценку. Чтобы отразить экологический потенциал в составе национального богатства, необходимо знать цену его воспроизводства.

Биосфера Земли, являясь природной основой жизнедеятельности человека, имеет пределы хозяйственной емкости, превышение которых в процессе экономического развития превращается для нее и человека в разрушительную силу. В XX в. оказался нарушенным естественный круговорот веществ в биосфере, был сломан его нормальный (сбалансированный) механизм. Своей деятельностью человек превысил допустимый порог возмущения биосферы (экологический предел). Доказательством его превышения на глобальном, региональном и национальном уровнях служат наблюдаемые изменения во всех природных средах (воздушной, водной, почвенной), а также исчезновение биологических видов. Кроме того, перестали естественно воспроизводиться в прежнем виде возобновляемые ресурсы.

В настоящее время экологический кризис продолжает усугубляться. Однако на планете сохранились и ареалы стабилизации окружающей среды, представляющие собой территории из сплошных массивов с ненарушенными или слабо нарушенными экосистемами. Они имеют особую ценность для восстановления биосферы Земли, и их значимость будет возрастать.

Основными структурообразующими элементами национальной экологической сети являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы -- ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеет статус заповедников и национальных парков. Связующими звеньями экологической сети выступают русла миграции генофонда (экологические коридоры) -- долины рек, леса (пущи), отдельные участки сельскохозяйственных угодий. По некоторым оценкам, сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосистем составляют 53--55 % общей территории Беларуси. Экологический потенциал большей части страны позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и другой продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяйственной деятельности.

Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей.

Первый показатель -- отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости (1ЭК) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:

Второй -- удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (Z) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается по формуле

На отраслевом уровне коэффициент удельных загрязнений определяется с использованием объема загрязнений в расчете на единицу использования природного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечной продукции.

В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.

Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического) потенциала. Величина природно-ресурсного потенциала, как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и т. п. ) зависит от таких факторов, как: перечень, номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания и т. п. ); качественные характеристики (содержание полезного вещества, калорийность, доступность и т. п. ); возможность комплексного использования ресурсов.

Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов и определения природно-ресурсного потенциала региона: с помощью балльной системы, когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» - величин их запасов; на основе стоимостных (денежных) показателей, когда оцениваются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона; на базе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода, подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию (например, разных энергоресурсов по калорийности 1 тонны условного топлива (т у. т. ) или 1 тонны нефтяного эквивалента (т н. э. )).

Необходимо отметить, что осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют в натурально-вещественных показателях (площадь, объем запасов, продуктивность и т. п. ).

Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов.

Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию - нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье, руды металлов, минеральное сырье и т. д.

Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию - местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т. п. ), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т. п.

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение - природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) - агроклиматические условия и земельные ресурсы, местные удобрения и т. п.

К четвертому подразделению относится та часть природно-ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.

Необходимо отметить, что хозяйственный механизм природопользования отражает как важнейшие черты общенационального хозяйственного механизма, так и местную специфику регионов, обусловленную различиями в развитии и размещении производительных сил, масштабами производства, уникальностью природных комплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия на окружающую среду. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основе и неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствие такого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватная система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, а с другой - ее региональное своеобразие. Именно поэтому управление природопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации и регулирования процессов природопользования на двух уровнях - общегосударственном и региональном (местном). Основная цель этого управления - обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитие природно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом.

Управление природопользованием на государственном уровне осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. На этом уровне осуществляется комплексное управление природопользованием в стране, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, реализация государственных экологических программ.

Наряду с проведением общенациональной политики управления природопользованием областные, городские и районные инспекции природных ресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурсным потенциалом региона.

Вопросы управления природно-ресурсным потенциалом регионов как на общенациональном, так и на территориальном уровне частично находятся в компетенции таких министерств и ведомств, как:

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Министерство лесного хозяйства (в сельских районах - лесхозы), Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство внутренних дел, которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств.

 

 

1. 2 Показатели и методы оценки ресурсного потенциала региона

 

В настоящее время для оценки ресурсного потенциала используется индексный метод, который включает в себя 2 группы индикаторов уровня экономического развития и уровня жизни населения.

I. Уровень экономического развития регионального потенциала описывается индикаторами производственного, финансового, трудового, природно-ресурсного потенциалов социальной инфраструктуры.

Индикаторами производственного потенциала являются следующие:

1. Производительность труда в хозяйстве района.

2. Доля области (Увн) в валовом продукте Республики Беларусь, которая рассчитывается по формуле

где ВРП — валовой региональный продукт;

ВПРБ — валовой продукт Республики Беларусь.

Степень спада производства в результате реформ корректно описывается индексами физических объемов производства (Iоп) и капиталовложений (Ik) следующим образом:

;

,

где ОП — объем производства;

ОПбаз — базовый объем производства;

К — капитальные вложения;

Кбаз — базовые капитальные вложения.

 

3. Коэффициенты отраслевой структуры.

При сравнительном анализе отраслевой структуры регионов нередко прибегают к определению уровня диверсификации, обратного величине отраслевой концентрации. Коэффициент отраслевой концентрации (Котр к) рассчитывается по формуле

,

где j — индекс отрасли;

Pj, Cj — численность занятых в j-й отрасли, соответственно, в регионе и стране в целом;

P, С — общая численность занятых в народном хозяйстве, соответственно, в регионе и стране в целом.

 

Помня о том, что величина отраслевой концентрации обратна величине отраслевой диверсификации (Котр див), нетрудно рассчитать коэф-
фициент отраслевой концентрации по следующей формуле:

.

Оба коэффициента колеблются в пределах от 0 до 1. Шкала градаций при диагностике уровня диверсификации может выглядеть следующим образом:

¨ диверсифицированная отраслевая структура, слабо диверсифицированная структура, моноструктура;

¨ показатель, учитывающий степень «самообеспечения» региона и рассчитываемый по следующей формуле:

где Ns — уровень комплексности;

Р — валовой продукт, потребленный регионом;

Рr — часть потребленного продукта, произведенная в самом регионе;

— сводный индекс себестоимости единицы продукции, произведенной в регионе;

 — сводный индекс себестоимости единицы, аналогичной совокупности продукции по стране (рассчитывается как средневзвешенный по всей основной номенклатуре).

 

Расчет приобретает целесообразность в случае, если:

К индикаторам финансового потенциала относятся следующие:

¨ валовая прибыль предприятий района в расчете на единицу валового дохода;

¨ уровень дебиторско-кредиторской задолженности;

¨ доля собственных доходов в районном бюджете как косвенный показатель финансовых результатов функционирования хозяйства района;

¨ бюджетная обеспеченность населения как показатель финансовых результатов развития социальной сферы.

Последние два индикатора отражают степень благополучия (или кризисности) в обеспечении государственных минимальных стандартов уровня жизни населения.

Трудовой потенциал может быть оценен следующими обобщающими показателями:

1. Уровнем занятости населения (Уз), рассчитываемым по формуле

%,

где Чз — численность занятых, чел.;

Чэа — численность трудоспособного экономически активного населения, чел.

 

2. Уровнем полной или частичной безработицы (Уб), который определяется по следующей формуле:

%,

где Чб — численность безработного населения.

 

3. Долей лиц с высшим и средним специальным профессиональным образованием в общей численности безработных.

4. Долей молодежи в общей численности безработных.

5. Механическим приростом трудоспособного населения.

При анализе рождаемости в регионе важно установить не только факторы, определяющие генеральные тенденции в рождаемости (возрастно-половая структура, брачное состояние населения, материальное положение семей, образ жизни членов семьи, жилищные условия и др. ), но и степень их воздействия на процесс каждого из них как в городской, так и в сельской местности. Анализ динамики возрастных коэффициентов смертности особенно важно вести с учетом детской смертности, смертности в трудоспособных возрастных категориях и
т. д. При анализе естественного движения населения важно установить градации качественного состояния естественного прироста в регионе:

а) положительный естественный прирост;

б) нулевой естественный прирост;

в) отрицательный естественный прирост (убыль населения).

Что касается анализа региональных рынков труда, то элементарными качественными градациями их состояния обычно служат безработица, равновесное состояние (превышение трудовых ресурсов соответствует спросу на них, то есть предложению рабочих мест) и дефицит трудовых ресурсов. Применительно к переходной экономике Рес-
публики Беларусь, которой присущи многие аномалии, следует учитывать скрытую безработицу (в том числе феномен «неполного рабочего дня» и «неоплачиваемый отпуск»), а также отличать абсолютную безработицу (избыток трудовых ресурсов) от ситуации, когда дефицит или избыток трудовых ресурсов носит структурный характер (хватает токарей — не хватает такелажников, хватает женских трудовых ресурсов — не хватает мужских и т. д. ).

6. Степенью пропорциональности использования трудовых ресурсов (половой принцип) региона ( ), которая определяется по формуле

,

где К — коэффициент комплексности хозяйства региона;

 и  — соответственно численность мужских и женских трудовых ресурсов региона;

 и  — соответственно численность мужчин и женщин, занятых в общественном производстве региона.

 

Природно-ресурсный потенциал (ПРП). Любая попытка количественной оценки ПРП территории упирается во множество трудностей. Во-первых, учету подлежат не только собственно ресурсы, но и природные условия (поскольку, например, физико-географическое положение или рельеф местности заметно влияют на экономические возможности региона). Во-вторых, количественная оценка общего ПРП включает в себя количественную оценку всех потенциалов отдельных видов ресурсов, исчисление которых само по себе является достаточно сложным. В-третьих, каждый частный природный потенциал имеет свои единицы измерения (агроклиматический — многочисленные гидротермические коэффициенты, гидроэнергетические — единицы мощности и т. д. ). В этой связи возникает непростая проблема сравнения разнородных показателей, привидения их «к общему знаменателю».

Среди нескольких способов исчисления общего (интегрального) ПРП наиболее распространенными являются балльный метод и метод стоимостных показателей. В первом случае принимается единая шкала и каждый частный природный потенциал региона в зависимости от своей величины получает свой балл. Он исчисляется по формуле

,

где Рs — общие потенциалы отдельных природных ресурсов;

Pi — частные потенциалы отдельных природных ресурсов;

п — число составляющих.

 

После определения частных потенциалов по отдельным ресурсам есть возможность перейти к заключительной операции — определению общего природного потенциала территории, представляющего собой сумму выраженных в баллах потенциалов отдельных ресурсов:

,

где  — общий потенциал территории;

N — число составляющих.

 

Любая принятая шкала баллов будет, разумеется, субъективной, но важно, чтобы элемент субъективизма был сведен к минимуму.

В условиях рыночной экономики большую перспективность имеет метод оценки ПРП в стоимостных показателях. Его сторонники полагают, что речь в данном случае должна идти о стоимости продукции (сырья), которая может быть получена в пределах данного региона при использовании наиболее совершенной техники. Этот метод также сводится вначале к оценке частных потенциалов, а затем — к суммированию стоимостных показателей по каждому виду ресурсов.

При региональном планировании (прогнозировании) иногда возникает необходимость оперировать показателями не только абсолютной, но и относительной обеспеченности ресурсами, т. е. соотнесения величины ПРП региона с его площадью, населением, основными фондами и т. п.

Потенциал социальной инфраструктуры региона. Учитывая социальную значимость таких компонентов уровня жизни, как обеспеченность объектами жилищно-коммунального хозяйства и культурно-бытового назначения, необходимо иметь объективную оценку уровня развития социальной инфраструктуры региона.

Предлагаемая методика расчета базируется на изучении фактического уровня развития социальной инфраструктуры и разработанных социально-экономических нормативов, рассматриваемых в качестве ориентиров общественно необходимого уровня удовлетворения разнообразных потребностей. Соотношение между нормативным и фактиче-
ским состоянием отраслей социальной инфраструктуры позволяет определить необходимые объемы финансовых вложений в развитие каждой отрасли и всего комплекса в целом. В дополнение к вышеуказанным объемам производится расчет затрат на эксплуатацию функционирующей социальной инфраструктуры, что является существенной отличительной особенностью данной методики [73, с. 19]. Методика включает несколько разделов: анализ развития материально-технической базы отраслей социальной инфраструктуры территории; расчет объема капитальных вложений, необходимых для их развития; оценку затрат на эксплуатацию объектов; развитие материально-технической базы по содержанию социальной инфраструктуры территории.

Для измерения уровня развития отраслей социальной инфраструктуры и обобщающего показателя используются нормативный и нормативно-стоимостной методы сравнения. Уровень развития k-й подотрасли i-й отрасли социальной инфраструктуры можно определить по формуле

,

где — фактическая обеспеченность 1000 чел. населения объектами k-й подотрасли i-й отрасли социальной инфраструктуры;

 — нормативная обеспеченность 1000 чел. населения объектами k-й подотрасли i-й отрасли социальной инфраструктуры;

 — уровень развития материально-технической базы k-й подотрасли i-й отрасли социальной инфраструктуры.

 

Уровень развития i-й отрасли социальной инфраструктуры рассчитывается суммированием нормативно-стоимостных показателей k-хподотраслей следующим образом:

,

где Кki — сметная стоимость строительства единичной мощности k-йподотрасли i-йотрасли социальной инфраструктуры.

 

Аналогично данной формуле определяется обобщающий показатель уровня развития социальной инфраструктуры территории (УРсi) по формуле

.

II. Уровень жизни населения описывается индикаторами реальных доходов населения и уровня развития социальной сферы. Для обеспечения сопоставимости результатов при межрегиональных сравнениях используют следующие показатели:

¨ количество потребительских корзин, приобретаемых на текущие денежные доходы в расчете на душу населения;

¨ уровень обеспеченности жильем и другими объектами, услугами социальной сферы.

Таким образом, оценивается как личное потребление, так и уровень развития социальной сферы, определяющий качество жизни населения.

Выход на административный район как первичную территорию для определения уровня его развития дает возможность корректно оценить влияние на обобщающие критериальные индикаторы следующих факторов:

¨ экономико-географического положения;

¨ бюджетной государственной политики и политики субъектов хозяйствования;

¨ уровня развития малого бизнеса и предпринимательства как фактора роста сельских районов с низким промышленным потенциалом.

Потенциал региона рассматривается с различных позиций, ему дается многофакторная характеристика. Однако у подобной методики есть существенный недостаток. Общей отличительной чертой традиционных систем оценки экономического потенциала является их описательность. Рассмотрение показателей, как таковых, не дает ответов на вопросы: является ли регион проблемным, есть ли сложности экономического состояния и каков их характер, благоприятен или неблагоприятен прогноз.

Для устранения этого недостатка создаются системы диагностических индикаторов. В зависимости от состояния и условий функционирования, выявленных с помощью индикаторов, производится классификация регионов на преуспевающие регионы, регионы устойчивого развития, регионы нового освоения, кризисные, стагнируюшие, ре-гионы с чрезвычайной ситуацией и т. п. Это дает возможность точнее охарактеризовать текущее состояние региона и дать общие рекомендации. Для каждого типа состояния региона определяются индикаторы, которыми служат критические величины соответствующих показателей. Однако в силу ограниченности эмпирических результатов, отсутствия устойчивого набора индикаторов появляются проблемы метода. Он перенимает недостатки традиционного подхода к оценке, разновидностью которого по сути является.

Для анализа экономического потенциала в регионе может использоваться метод рейтинговых оценок, характеризующих конкурентоспособность районов и обоснованность претензий на размещение капитала, в том числе государственных инвестиций.

В основе рейтинговых исследований лежит сочетание экспертного и статистического методов. Среди показателей, относящихся к определенной составляющей социально-экономической ситуации, экспертами выбираются индикативные, значения которых имеют наибольшую корреляцию с величиной того или иного частного вида потенциала. Зачастую эти показатели являются относительными и отража-ют долю регионального показателя в общереспубликанском. Величина индикатора определяет ранжирование регионов по рассматриваемому виду частного потенциала. Регионы занимают позиции в рейтинге соответственно убыванию величины индикативного показателя. На основании рейтинговых позиций региона по частным видам потенциала рассчитывается интегральный показатель экономического потенциала и определяется итоговое положение в общереспубликанском рейтинге.

Целесообразно использование небольшого количества индикаторов, что обеспечивает экспертам и лицам, принимающим решения, обозримость системы рейтинговых оценок.

При выборе системы индикаторов проверяется пригодность их для межрегиональных сравнений, сравнения положения административных районов внутри территориального образования и в пределах страны в целом.

Оценка экономического потенциала региона в ходе рейтинговых исследований позволяет получить достаточно наглядную картину как на текущий момент, так в динамике за определенный период. Основные тенденции могут быть выявлены и в разрезе различных типов регионов, и внутри группы сравнимых по своим признакам регионов. В результате общие выводы по ситуации в экономическом районе в целом дополняются выявленными региональными различиями в силу действия тех или иных факторов. Это позволяет отметить положительные и отрицательные тенденции применительно к каждому конкретному региону. Территориальный субъект хозяйствования имеет возможность выявить те частные составляющие экономического потенциала, которые действуют в сторону увеличения или уменьшения общего показателя.

Недостатками рейтингового подхода к оценке величины экономического потенциала региона является широкое использование статистической информации, которая не всегда полно отражает реальное положение дел, а также субъективность мнения экспертов относительно степени индикативности тех или иных показателей.

К экономическому потенциалу региона применяются также стоимостные показатели оценки. Воспроизводственная структура регионов и государства в целом традиционно анализируется при помощи показателей совокупного общественного продукта, национального дохода, соотношений фонда накопления и фонда потребления в национальном доходе, произведенного и потребленного в регионе национального дохода.

Совокупный общественный продукт (СОП) — это суммарная стоимость всех товаров, произведенных за год на территории. Совокупный общественный продукт складывается из стоимости прошлого труда, перенесенного на продукт, фонда возмещения (ФВ) и вновь созданной стоимости — национального дохода (НД) по формуле

Фонд возмещения равен сумме произведенных материальных затрат (МЗ) и износа основных средств, отражаемых в амортизационных отчислениях (АМ), и рассчитывается по формуле

Произведенный на территории национальный доход (НДпроизв) определяется как суммарный объем чистого продукта производственных отраслей (предприятий) (ПJ) за вычетом амортизации (АМJ) по следующей формуле:

,

где J — отрасли (предприятия) производственной сферы региона.

Потребленный в регионе национальный доход (НД потр) определяется как стоимость потребленных в регионе благ и услуг (СОПпотр) за вычетом фонда возмещения по формуле

.

Потребленный и произведенный в регионе национальный доход связан между собой следующей зависимостью:

.

Наибольшее применение в методологии анализа региональных счетов находит показатель валового регионального продукта (ВРП), который является региональным аналогом показателя валового национального продукта. Валовой региональный продукт равен суммарному объему добавленной стоимости на всех предприятиях, расположенных на территории региона.

Показатель валового регионального продукта имеет сходство с показателем национального дохода, однако обладает по крайней мере двумя существенными отличиями. Во-первых, валовой региональный продукт включает добавленную стоимость во всех отраслях и видах деятельности, в то время как в показателе национального дохода отражается лишь вновь созданная стоимость в отраслях материального производства. Во-вторых, при исчислении добавленной стоимости из общей стоимости всех благ и услуг вычитается лишь стоимость входных ингредиентов (потребленных в процессе производства благ и услуг), без вычитания износа основных средств. При исчислении национального дохода из стоимости благ и услуг вычитаются как материальные затраты, так и амортизация (износ основных средств).

Существуют различные подходы к расчету валового регионального продукта. ВРП с точки зрения производства может быть рассчитан как сумма всего объема добавленной стоимости во всех отраслях и секторах экономической деятельности по формуле

где J — индекс отрасли деятельности (индекс предприятия);

N — число отраслей деятельности (число предприятий);

DCJ — объем добавленной стоимости в J-й отрасли деятельности (на J-м предприятии).

 

С точки зрения потребления расчет валового регионального продукта производится суммированием совокупных расходов населения в регионе, совокупных частных инвестиций, совокупных расходов всех видов бюджетов на территории. Затем итоговая сумма должна быть скорректирована на сальдо вывоза-ввоза (экспорта-импорта).

Валовой региональный продукт может быть также рассчитан с учетом источников формирования, как сумма сбережений населения, совокупных расходов населения, налогов с населения, трансфертных платежей, нераспределенной прибыли предприятий, налогов с предприятий, инвестиций предприятий.

В целях диагностики экономической ситуации следует проводить анализ доли отдельных составляющих в валовом региональном продукте, сравнивая их с нормативом. В данном случае в качестве норматива наиболее целесообразно принять средний уровень показателя по стране.

Рекомендуется производить анализ следующих соотношений:

¨ доля сбережений населения в совокупных доходах населения;

¨ доля текущих расходов населения в совокупных доходах населения;

¨ доля налогов в совокупных доходах населения;

¨ доля доходов населения в валовом региональном продукте;

¨ доля инвестиций в валовом региональном продукте;

¨ доля налогов с предприятий в валовом региональном продукте;

¨ доля бюджетных расходов в потребленном валовом региональном продукте;

¨ доля экспорта в произведенном валовом региональном продукте.

Для всех индикаторов рекомендуется следующая шкала градаций: выше среднего (превышение норматива), на среднем уровне (на нормативном уровне, сбалансированность), ниже среднего (ниже нормативного уровня).

Кроме того, также как и при анализе национального дохода, следует установить соотношение произведенного и потребленного в регионе валового регионального продукта. По этому индикатору возможны следующие качественные состояния: превышение произведенного ВРП над потреблением; сбалансированность производства и потребления ВРП в регионе; превышение потребления ВРП в регионе над производством.

В целом, положительным моментом использования стоимостных показателей является их унифицированность, возможность применения как на региональном уровне, так и в общенациональном масштабе. Многие стоимостные показатели используются в международной практике. Недостатком стоимостных оценок является их ограниченность в силу применения денежных измерителей к различным составляющим экономического потенциала.

Потенциал региона может быть исследован также с точки зрения территориальной рыночной специализации.

Оценка потенциала региона системой показателей рыночной специализации основана на выявлении уровня специализации, экономической эффективности, торгово-коммерческого потенциала, технико-экономических показателей ведущих отраслей. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности, показатель специализации района, коэффициент выпуска конечной продукции.

Коэффициент локализации производства на территории района (Кл) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу той же отрасли в стране. Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-произ-
водственного персонала по формуле

,

где Ор — отрасль района;

Ос — отрасль страны;

Пр — все промышленное производство района;

Пс — все промышленное производство страны.

 

Коэффициент локализации показывает, какие отрасли относительно сильнее (слабее) представлены в региональной экономике. По величине коэффициента отрасли разделяют на следующие три группы:

1) отрасли с коэффициентом локализации 0, 75–1, 25 (в данной отрасли скорее всего производят товары и услуги, достаточные для удовлетворения местных нужд);

2) отрасли с коэффициентом локализации больше 1, 25, т. е. базовые;

3) отрасли с коэффициентом локализации меньше 0, 75 (потенциальные импортозаменяющие производства).

Коэффициент душевого производства (КД) исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны по формуле

где Нр — население района;

Нс — население страны.

 

Коэффициент межрайонной товарности (Кмт) рассчитывается как отношение вывоза из района данной продукции к ее районному производству по следующей формуле:

где Во — вывоз продукции из района;

Пр — производство продукции в районе.

Показатель специализации района (Су) исчисляется по формуле

где Уо — удельный вес района в стране по данной отрасли;

Ур — удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности.

 

Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации района.

Основным показателем, характеризующим степень завершенности производственных циклов, является коэффициент выпуска конечной продукции (Квкп), который определяется следующим образом:

Возможности торгово-коммерческого потенциала (ТКП), которые можно привести в действие, возможно рассчитать, если:

i — группа товаров, производимых в регионе всеми предприятиями;

j — товары, не производимые в регионе или производимые в незначительных количествах и подлежащие обязательному ввозу;

z — товары, ввозимые в регион в больших количествах вследствие благоприятствующих экономических условий, причем z1(1…N) = i; z2(N + 1…M) = j;

Q — объем товаров в денежном выражении.

Тогда ТКП, рассчитанный по группе однородных товаров, — один вариант, а ТКП региона — другой вариант.

В первом варианте ТКПi = производственные мощности,

где i — потребление в i-м регионе.

В другом варианте

где А выступает в виде региональных резервных и страховых фондов.

 

Но и здесь ТКП будет не полным, так как не учитываются коммерческие ввозы z-товаров вследствие каких-то особо благоприятствующих условий. Если производить расчеты с коммерческими ввозами, то картина будет следующая:

.

Всесторонняя оценка отраслей специализации региона позволяет выявить существующее положение, направления динамики; провести анализ соответствия принятым нормативам; определить приоритеты дальнейшего развития.

Таким образом, различные методики оценки экономического потенциала региона имеют свои достоинства и недостатки. При этом основными требованиями к ним являются достоверность отражения экономической действительности и комплексность рассмотрения многофакторной характеристики потенциала.

Наиболее обобщающие традиционная методика оценки и метод рейтинговых исследований дают многогранный обзор потенциала региона, но не могут претендовать на высокую достоверность из-за массы рассматриваемых разнородных показателей, статистических данных и эмпирических результатов. Более узкие по объекту исследования такие методики, как оценка стоимостных показателей или отраслей региональной специализации, не отражают всей совокупности составляющих экономического потенциала. В силу имеющихся недостатков отдельных методов экономической оценки потенциала целесообразно применять их сочетания в зависимости от поставленных задач исследования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.