Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника формирования и использования гипнотических состояний 4 страница



Барб: Я не могла это сделать, когда вы говорили. Было очень уж много слов. Я просто не могу это все сознательно связать.

Вот именно. И это одна из желательных реакций. " Было очень уж много слов ия не могу связать их. О чем же вы, черт побери, говорили? Плотники и берег в Сан-Франциско. И с самолета это выглядит иначе, чем, если ходить между домами".

Иными словами, последняя часть была построена с целью, о которой Барб просила меня раньше. Когда я произносил эти метафоры, ее сознание их не покидало. Но я заметил признаки, свидетельствующие о том, что ее подсознание поняло, к чему относятся эти метафоры, и начало подготовку, о которой я просил. Есть ли вопросы о том, что я делал? Мужчина: Вы решили не настаивать на левитации руки? Нет, я предложил ей выбор. Я всегда так делаю.

Мужчина: Значит ли это, что вы встретили сопротивление левитации, и тогда предложили ей выбор?

Сопротивления не было. Ее рука уже начала подниматься. Уже заметны были движения ее пальцев. Тогда я предложил ей второй вариант, и ее подсознание выбрало второй. Если бы я не предложил ей выбора, ее рука продолжала бы подниматься.

Я сделал указание о левитации руки, и заметил подергивание, почти всегда предшествующее настоящему движению. В этот момент я вспомнил, что должен был демонстрировать наведение, а не явления транса. Тогда я сделал указания, чтобы она вышла из транса с ощущением свежести, обновления и удовольствия, что она их выполнила очень быстро.

Хороший гипнотизер похож на хорошее правительство. Чем меньше вы делаете для достижения результата, желаемого результата, тем лучше вы знаете ваше дело. На моем метафорическом языке Барб позволяла мне включиться в ее цепь, так что я мог передать ей обратной связью некоторую часть ее переживаний, а это позволяло ей радикально изменять свое состояние сознания. Но в течение всего времени она вела процесс, в том смысле, что я был чувствителен ко всем происходящим в ней переменам, инкорпорировал их, а затем формулировал инструкции о том, что нам делать дальше. Она приняла все мои указания. Если бы она в какой-то момент подала знак, что мое указание для нее неприемлемо, я предложил бы ей альтернативы. Мужчина: Как вы узнали, что это указание ей не подходит?

Об этом свидетельствовало обращение все нарастающих признаков транса. Любое обращение вялости мышц, изменений в дыхании, размера нижней губы или цвета кожи, было бы для меня признаком того, что я предложил ей нечто для нее не подходящее.

Мужчина: Я хотел бы знать, что вы думаете о ее нервной усмешке в самом начале, когда вы сказали, что ее руки ощущают тепло. Она усмехнулась, но вы не обратили на это внимания. Это было, когда я сделал перерыв и сказал: " Вы заметили эту реакцию? " Реакция, о которой я говорил, состояла в вялости мышц и расширении зрачков, и, сразу же за этим, в колебании тела. Вслед за моим замечанием она усмехнулась. Она не усмехнулась бы, если бы я продолжал

наведение. Ее смех был признаком того, что наведение действовало. Я успел сказать лишь две фразы, и они подействовали так, что она обнаружила изменения. Не правда ли, Барб? Барб: Да.

Итак, усмешки не было бы, если бы я продолжал наведение. Ее реакция была столь

непосредственной и отчетливой, что я хотел проверить, все ли вы ее заметили.

Женщина: Когда вы производили наведение, со мной случилось что-то непонятное. Я пыталась

следить за вами, т. е. выполнять свою задачу, но вместо этого, сама через все это прошла. Я в

самом деле была в замешательстве, потому что моя рука поднималась, и...

Ну что ж, это было не только с вами. Около тридцати присутствующих испытали это, и вам

незачем смущаться.

Ларри: Вы не могли бы дать нам больше слов, которыми вы обозначаете внутренние реакции-внутренние ощущения, которые вы угадываете?

Нет, я не угадываю, в это время я вел. Я предлагал ей создавать эти переживания. Применяя такие слова, как " уют" или " спокойствие", я не исходил из того, что видел, потому что я не знаю, означают ли для нее эти символы действительно спокойствие и уют. Я знаю только, что эти общие слова часто бывают связаны с расслаблением мышц.

Ларри: Хорошо. Я хотел бы найти другие слова, пригодные для этой цели. Их очень много Можно применять такие слова, как легкость, умиротворение, ясность, безмятежность и сосредоточенность. Все это подходящие слова. У них нет никакого внутреннего смысла. Каждый толкует их по своему для собственной надобности.

Я хотел бы подчеркнуть различия между описаниями, основанными на сенсорных впечатлениях, и описаниями, не основанными на сенсорных впечатлениях. Сенсорные описания позволяют мне достигнуть синхронности с партнером. Не сенсорные описания позволяют мне предложить партнеру процедуры весьма общего характера, которые он может использовать идиосинкретически. Его истолкование таких процедур будет богато, осмысленно и индивидуально. Я не имею понятия о том, в чем состоит такое истолкование - и прекрасно. Это принадлежит партнеру и удовлетворяет его. Мое дело_- направлять процесс. Это очень простое словесное наведение, и вы всегда можете к нему прибегнуть. Оно подействует. Правда оно занимает больше времени, чем другие более изящные методы. Когда вы пользуетесь таким методом, не забывайте связывать между собой предложения и высказывания о сенсорных переживаниях с высказываниями о внутренне ориентированных состояниях. Это называется " причинно-следственным моделированием". Простейший и самый необязательный способ связывания высказываний состоит в применении соединительного союза " и". " Вы слышите звук моего голоса, и чувствуете тепло там, где ваши руки опираются на бедра, и вы чувствуете все большее ощущение уюта, и... "

В наведении, которое я выполнял с Барб, я начал соединение со слова " и", а затем перешел к более обязательному виду соединения. " Ощущение тепла и поддержки, возникающее, когда ваше тело прилегает к столу, доставляет вам все больше уюта и спокойствия".

Есть три вида соединения. Простейший из них " X и У". Более обязательный вид соединения_-" Когда X, У". " Когда вы слышите звук моего голоса вам становится уютнее": или " Когда я протяну руку и коснусь вашего колена, у вас возникает ощущение, что вы погружаетесь в еще более расслабленное состояние", или " В то время, как вы сидите здесь и слышите звук моего голоса, ваше подсознание выбирает и подготовляет интересное воспоминание о приятном переживании, которое вы испытывали в детстве". Самый обязательный вид соединения " X вызывает У", с применением слов: " влечет за собой", " причиняет", " вызывает" и т. д. " Поднятие руки вызовет у вас приятное воспоминание".

Итак, прием состоит в том, чтобы высказать четыре утверждения, поддающихся непосредственной проверке, а затем связать с ними при помощи союза " и" внутреннее ориентированное состояние, которое вы желаете вызвать. Вначале происходит подстройка, а затем ведение. По мере продвижения вы можете постепенно увеличивать число внутренне ориентирующих высказываний, последовательно переходя от менее обязательных видов соединения к более обязательным. Соединение_- очень сильное средство. Удивительно, что соединение в значительной степени проходит непосредственно через сознание человека, и все же сильно действует. Однажды на семинаре я буквально ослепил одного человека. Во время одной демонстрации я сказал: " Чтобы сделать это, вам надо только видеть", связав тем самым способность выполнить задание. Когда я провел демонстрацию, одна женщина подняла руку, сказала: " У меня вопрос". Я спросил: " В чем

состоит ваш вопрос? " и она сказала: " Что делать, если я ничего не вижу? " Я подумал, и спросил: " Разве вы не видели никаких реакций? " " Нет, сказала она, - у меня темно в глазах". Ее это нисколько не беспокоило, но я подумал: " Вот так штука", подошел к ней и сказал: " Вам не надо этому учиться" _- и что же... зрение к ней вернулось.

Реакция этой женщины была весьма необычной. У большинства людей связывание действует иначе. Поскольку они видят, они в состоянии выполнить задание. Если вы знаете, что с чем связываете, вы сумеете справиться с любым возможным эффектом.

 

НЕСЛОВЕСНАЯ ПОДСТРОЙКА И ВЕДЕНИЕ

 

Весь гипноз полезно представлять себе, как обратную связь. Вот сейчас передо мной сидит Боб. Мы передали друг другу много информации, и словесно и несловесно. Мы передаем друг другу множество сообщений. Некоторые из них сознательны, - т. е. мы понимаем, что делаем такие сообщения, а другие_- несознательны.

Я могу, например, сделать с обобщениями Боба следующее: отобрать из них те, которые по моему мнению, им не осознаны, и передавать их ему обратно с помощью телесного отражения. Когда я передаю их обратно может произойти одно из двух: либо это вызовет изменение в его сознании, и он начнет сознавать эти вещи, либо его подсознательные реакции попросту усилятся, так что все большее число его реакции станет подсознательными, и все меныпе_- сознательными. Подстроившись к некоторым подсознательным реакциям, вы можете усиливать их или переводить их в другие реакции. Я могу выбрать любую часть несловесного поведения Боба и проделать это. Я могу подстроиться к расширению его зрачков, расширяя мои собственные зрачки, а затем, продолжая смотреть на него, расфокусировать мои глаза, следя лишь за тем, чтобы он поспевал за мной. Расфокусирование глаз является хорошим признаком транса, поскольку он сопровождает внутренние процессы, в противовес фокусированию их на каком-нибудь объекте внешнего мира. Я могу подстроиться к миганию его глаз, а затем постепенно начать мигать все чаще и все медленнее, пока не заставлю его закрыть глаза. Я могу отразить его мышечный тонус, а затем медленно расслабить его мышцы, чтобы помочь ему в расслаблении. Когда вы подстраиваетесь и ведете несловесно, вам незачем говорить. Вы просто отражаете, чтобы построить раппорт, а затем медленно переходите в измененное состояние сознания, следя, чтобы партнер следовал за вами. Подстройка и ведение- это метаприем. Это часть каждого другого способа наведения, которому мы вас будем учить. Вы можете применять несловесную подстройку и ведение, либо как самостоятельный способ, либо как часть другого способа наведения. Рекомендую вам отработать на некотором этапе именно несловесную часть. Вы занимаете, без слов, позицию отражения. Затем, вы начинаете очень медленно, замечая, с какой скоростью партнер следует за вами_-переходить в состояние глубокого транса. Позаботьтесь о том, чтобы вы могли из него как-то выйти.

 

ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Позвольте мне кратко объяснить, что такое системы представлений, для тех, кто этого не знает. Как мы заметили в свое время, люди специализируются на определенном виде обрабатываемой и воспринимаемой информации. Если разделить воспринимаемую информацию по сенсорным каналам, то мы получаем ее в виде зрительных, слуховых и кинестетических (осязательных) типов восприятия. Мы получаем также обонятельную и вкусовую информацию, но эти два канала получают не очень большую часть воспринимаемой нами информации, за исключением процессов приготовления пищи и еды. В нормальном состоянии некоторые из нас осознают преимущественно зрительную информацию, другие_- слуховую, а третьи_- кинестетическую. Эти системы мы называем системами представлений, поскольку они существуют для представления наших впечатлений. Слова, употребляемые для описания наших впечатлений, указывают на то, какой сенсорный канал, мы главным образом осознаем и используем.

Отметим следующий интересный факт: если попросить кого-нибудь описать его нормальное состояние сознания, а затем описать, его измененное состояние, то в этих описаниях нередко используются разные системы представлений. Например, человек может описать свое нормальное состояние, как " ясное, сосредоточенное ощущение самого себя" (зрительные термины), а свое измененное состояние, как " слияние со вселенной" (кинестетическое, кинестетические термины). Это означает, что если вы знаете, в терминах систем представлений, нормальное состояние человека, то у вас есть превосходное указание на то, каким будет его измененное состояние_- оно будет каким-нибудь другим. Если человек сдерживает свои чувства и твердо направляет свою жизнь, то вы попробуете перевести его в измененное состояние, в котором он будет, например, воспринимать преимущественно зрительные образы. Допустим, человек приходит и говорит: " Я хотел бы, я чувствую, перейти в состояние транса, потому что очень уж много меня задевает, а иногда я раздражаюсь, и теперь мне хотелось бы почувствовать себя не так напряженно и сгладить некоторые трудности моей жизни". В этом случае вы получаете тонкое указание на то, что восприятие вашего клиента преимущественно кинестетическое. Джен, подойдите пожалуйста, ко мне. Расскажите мне что-нибудь о вашем доме. Джен: Там очень красивый вид на океан - это просто прекрасно.

Джен предоставляет мне зрительную информацию, и я могу с уверенностью начать говорить о зрительной информации. Это будет соответствовать ее опыту. Как вы помните, метаприем - это подстройка и ведение: подстройка к тому, что партнер уже делает, и ведение его к чему-то другому. " Что-то другое" означает переход к системам представлений, которыми он обычно не пользуется. Это и будет для него измененное состояние.

Пожалуй, я начну с некоторого контекста, доставляющего приятные зрительные ощущения. Я уже знаю, что Джен любит вид на океан, скажите, Джен, любите ли вы берег моря? Джен: О, да!

Приглашаю вас последовать за мной, с закрытыми или открытыми глазами, когда я опишу вам... впечатление от берега моря... Если бы вы могли бы в самом деле... подойти к берегу моря... в такой день, как сегодня... то прежде всего вы заметили бы... посмотрев вверх... вы отчетливо увидели бы... ясный свет неба... Вы видите тучи, плывущие по небу... и когда вы смотрите кругом... вы радуетесь... прозрачности воздуха... и вы смотрите вниз... и видите поверхность пляжа... и когда вы стоите так... и смотрите себе под ноги... вы видите ваши ступни... и чувствуете, как ваши ноги... стоят... на песке...

И когда вы смотрите вокруг... на океан... вы видите волну... за волной... они катятся с горизонта... к вам... и каждая имеет свою собственную форму... особенный цвет, когда она плещет. И когда вы смотрите на волны... как они движутся к вам... вы замечаете, как ветер сдувает пену... с каждой волны... когда буруны разбиваются о берег... И когда вы смотрите на эту пену, вы ощущаете... влажность воздуха... когда бриз дует вам в лицо... И если бы вы сделали пару шагов... в воду... и ощутили бы прохладу воды, журчащей у ваших ног... вы в самом деле наслаждаетесь этим... И если вы посмотрите вдоль пляжа, вы увидите знакомую фигуру... вы не думали увидеть ее здесь... и вы машете ему... и он зовет вас... напоминая другое время и место... и что-то очень приятное и удивительное... из того переживания... вы радуетесь этому переживанию... и учитесь из него... чему-то полезному для вас... И когда вы будете готовы... не торопясь, так, как вам угодно... вы возвращаетесь... Какой вид коммуникации я применил?

Женщина: Кажется, главным образом, зрительную коммуникацию, и еще вы много раз переходили из нее к кинестетической и обратно. Достигли бы вы своей цели, если бы остановились на кинестетической?

Я достиг бы ее, если бы продолжил наведение. Когда я двигаюсь туда и обратно, я проверяю, может ли партнер следовать за мной. Вы можете себе это представить, как словесный аналог совместного дыхания. Я дышу некоторое время вместе с партнером, а затем изменяю мое дыхание. Если партнер следует за мной, а сохраняя раппорт: я могу вести, могу сохранять и развивать дальше любое требуемое переживание.

Кстати, как я узнал, что Джен может следовать за мной? Сказав несколько первых фраз, я уже

знал, что она может идти за мной. Как я это узнал?

Мужчина: Ее голова двигалась в соответствии с вашими указаниями.

Да. Когда я сказал, что она смотрит вверх, она приподняла голову. Когда я сказал, что она смотрит вниз, она опустила голову. Когда я сказал, что она смотрит на волны, она оглянулась на волны. Ее телесные реакции указывали, что она испытывала подсказанные мною переживания. Я получил достаточно информации, показывающей, что у меня есть раппорт. А затем возникает вопрос: сохранится ли раппорт, если я переключу систему? Ответ: попробуем и выясним это. И вот я

заставил посмотреть ее вниз на пляж. А за тем я сказал: " И вы почувствуете песок у вас под ногами".

Джен. Да, я чувствовала.

Женщина: А если бы перевели ее в другую систему, вы в ней бы и остались?

Да. Тогда я говорил бы главным образом о ее кинестетических ощущениях. Когда она входит в

воду, она чувствует журчание воды... и влажность воздуха... и ветер дует ей в лицо.

Сначала я развиваю зрительные ощущения, говоря, где партнер находится, а затем нахожу точку

перекрывания зрительного образа и некоторой другой системы. Если, например, в данном случае,

Джен смотрит вниз на пляж и видит свои ноги на песке, то она чувствует при этом, как ее ноги

опираются на песок. Если она смотрит вокруг и видит, как ветер сдувает пену с бурунов, она

чувствует при этом, как бриз овевает ее лицо.

В любом переживании есть зрительная, слуховая и кинестетическая размерность. Вы начинаете с любой системы представлений, какую вам предлагает партнер. Это подстройка: присоединение к модели партнера. Затем вы применяете простую словесную формулу: " Вы видите тучи, бегущие по небу, и... когда вы смотрите, как движутся тучи, вы чувствуете на вашем лице дуновение бриза... ". Вид движущихся туч вызывает мысль о ветре. Точка перекрывания зрительного образа движущихся туч, гонимых ветром, и кинестетической системы, в которую я хочу перевести Джен_- это ощущение бриза на ее лице.

Женщина: насколько я заметила, вы только один раз применили слуховую коммуникацию. Вы сказали Джен, что она слышит зовущего ее друга. По какой причине вы не поддерживали слуховые восприятия?

Я в этом не нуждался. В нашей культуре слуховая система представлений редко достигает полного развития, это бывает только у музыкантов. Я мог бы инкорпорировать слуховые элементы описания в ряде других мест; звук ветра, звук волн, разбивающихся о берег. Я хотел бы провести различие между наведением и утилизацией (использованием). Наведение состоит в продолжении зрительного восприятия, а затем в перекрывании его кинестетическим, и партнер следует за мной в продолжение кинестетического восприятия это приведет к радикальному изменению состояния сознания партнера. Когда это произойдет, когда я получу физиологические реакции, свидетельствующие о том, о которых я уже говорил, тогда мне останется лишь построить заново полное переживание. Тогда я включу в переживание все три системы: я заставлю партнера подойти к другому человеку, протянуть ему руки, коснуться его, внимательно посмотреть на его лицо и заметить выражение его лица, а затем слушать, что этот человек захочет сказать. Потом я использую эту фантазию со всеми тремя системами представлений в качестве основы для любых желательных для партнера изменений. Женщина: Здесь была слуховая помеха. У кого-то громко щелкнул магнитофон, и я удивилась, почему вы не используете этого. Конечно, это вам помешало.

Это помешало мне, но не Джен. Она этого не слышала. Я знал это, потому что она не реагировала. Не было изменения в ее дыхании, в цвете кожи, в ее мышечном тонусе. Поскольку не было реакций было бы нелепо об этом говорить.

Женщина: Но если бы она услышала этот звук, как бы вы инкорпорировали его в своем наведении?

" Существуют звуки, вызывающие беспокойство, это бывает даже на пляже". Мужчина: А можно было инкорпорировать раскачивание ноги?

Я мог бы это сделать. Я мог бы вызвать у нее такое раскачивание на пляже. Это превосходно действовало бы. Я мог бы использовать раскачивание ноги, или других частей ее тела и это был бы хороший вариант. Но нет надобности применять все, все хорошие приемы, использовать все особенности поведения, можно ограничиться тем, что вызывает положительную реакцию. Джен: Кажется нога у меня действительно качалась, и тогда я знала почему, а теперь не знаю. Каким образом она может восстановить ту информацию, пользуясь тем же принципом перекрывания систем представления?.. Джен, покачайте ногой снова. Закройте глаза, снова покачайте но гой, и обратите внимание на зрительное запечатление... Немного быстрее. Джен: Я вижу только человеческие лица.

Как я вспоминаю, я истолковал это следующим образом: Когда она это делала, у нее была возрастная регрессия - она стала маленькой девочкой на пляже. Взрослые и дети по-разному раскачивают ногами. Теперь она качала ногой довольно взрослым образом. Но в измененном состоянии она делала это больше по-детски. Она была снова маленькой девочкой на пляже. Представляете ли вы то, сколько вам было лет, когда вы были на пляже?

Джен: столько, сколько и сейчас.

Она сказала, что ей было столько лет сколько и сейчас, но в то же время она продемонстрировала мне несловесные изменения лица и голоса, характерные для возрастной регрессии. Таким же образом я описал бы то, как она раскачивала ногой раньше. Итак, есть ли вопросы об этом виде наведения?

Мужчина: Я не помню с чего вы начали, Вы задали ей какой-то вопрос?

Да, я сделал нечто чрезвычайно полезное. Я спросил: " Любите ли вы ходить на берег моря? ", и заметил ее реакцию Если бы я автоматически предположил, что она любит ходить на пляж, то я мог бы ошибиться, если бы например оказалось, что она в три года видела на пляже, как утонула вся ее семья. В этом случае пляж бы оказался плохим местом для успокоительного наведения. Правило состоит в следующем: надо выяснить какой системой представлений человек пользуется обычно в нормальном состоянии Некоторые используют все системы, и в таких случаях можно начать с любой. Но в условиях стресса - а терапия является именно таким условием - люди, как правило, специализируются на какой-либо одной системе представлений. Это составляет часть того затруднения, от которого они ищут помощи. По отношению к данной проблеме они бывают специализированы в той или иной системе представлений. И часто бывает достаточно ввести две другие системы представлений, чтобы они приобрели некоторое новое поведение. Вы можете сделать это с помощью перекрывания.

Перекрывание всегда видно во всем, что мы делаем. Наблюдается не только перекрывание одной системы представлений другой, но также перекрывание при переходе от внешнего к внутреннему. Один человек говорил мне: " Я выполняю наведение ста различными способами". Я заинтересовался этим и попросил его продемонстрировать все способы, которые он может себе представить. Оказалось, что все они с формальной точки зрения были тождественными. При каждом наведении он пользовался одной и той же последовательностью: внешнее зрительное восприятие, внутреннее зрительное, внешнее кинестетическое, внешнее слуховое, внутреннее слуховое. Его наведения имели каждый раз иное содержание, но он всегда применял при наведении один и тот же прием. И хотя у него лишь одна последовательность, он весьма эффективный гипнотизер, в том смысле, в каком традиционные гипнотизеры оценивают свои результаты.

Здесь, где вы работаете в группе, вы можете начинать с любой системы, если только вам не попадется партнер с уже выработанной сильной специализацией. И все же сделайте следующий предварительный шаг, чтобы в точности воспроизвести то, что вы будете делать на практике: опросите человека о чем-нибудь из его жизненного опыта, обратите внимание на то, какими терминами он пользуется, и примените вначале соответствующую систему представлений. Выскажите четыре или пять описаний в этой системе, а затем найдите точку перекрывания, чтобы перевести партнера в другую систему.

 

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА

 

Простейшее из всех наведений состоит в том, что вы спрашиваете клиента, находился ли он когда-нибудь в состоянии транса. Если это с ним случалось, попросите его описать во всех подробностях последовательность событий, происшедших в последний раз, когда он был в состоянии транса. Спросите его, как в точности выглядела комната, как звучал голос гипнотизера, и что в точности делал гипнотизер, чтобы ввести его в состояние глубокого транса.

Если клиент продвигается через свое переживание слишком быстро, так что вы не успеваете получить полные реакции, вы можете указать ему в несловесной форме, чтобы он двигался медленнее, если же задать ему вопросы с требованием большего количества подробностей. Вы можете, например, спросить: " Вы видели тогда точно так же, как теперь? " " Нет" _- отвечает клиент_- совсем иначе". " Покажите пожалуйста, как вы сидели". Положение тела, которое клиент связал в последний раз с измененным состоянием сознания, поможет ему снова найти положение, ведущее к переживанию такого же транса.

" Вы были в такой же комнате, как и теперь? " " Нет, нет, там были зеленые стены". " Попробуйте закрыть глаза и мысленно представить себе комнату, в которой это происходило"... Вы отделяете пациента от его нынешнего состояния, нынешних пространственновременных координат, чтобы представить ему более свободный доступ ко всей информации, и тем самым позволить ему вернуться в состояние транса, наиболее эффективное для него в прошлом.

Чтобы усилить действие ваших вопросов, вы можете добавить и другую технику высказываний-инкорпорацию команд (см. Приложение) " Так, вот, она наклоняется влево или вправо, когда ваши глаза начали закрываться? "

Это в самом деле простейшее из наведений. Обычно дело сводится к тому, что вы просите клиента вспомнить во всех подробностях последовательность событий, происшедших с ним, когда он в последний раз находился в состоянии глубокого транса. После того, как клиент достигает состояния транса, вам остается только утилизировать (использовать) такое состояние. Кто из вас испытал переживание встречи с Милтоном Эриксоном?

Если вы оглянетесь кругом, то вы увидите, кто из присутствующих встречался с Милтоном, потому что мой вопрос вызвал у них транс, пережитый при встрече с ним.

 

ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА

 

Есть и другой легкий способ достигнуть состояния транса. Каждый человек побывал в сомнамбулическом трансе: дело лишь в том сознает он это или нет.

Сегодня утром мы просили каждого из вас выбрать из своего личного опыта некоторое состояние с ограниченным фокусом внимания. Два других члена вашей группы говорили вам об этом переживании, чтобы его усилить. Можно получить реакции того же рода, ничего не зная о человеке, если выбрать и описать состояние сомнамбулического транса, как правило, встречающиеся в нашей культуре. Это делается очень легко. Вы садитесь напротив человека и говорите: " Давайте рассмотрим сначала обычные виды переживаний, поскольку мне нужно знать для коммуникации, какую вы пережили историю, ситуацию. Это поможет мне использовать ваши способности, чтобы научить вас новым методам гипноза". Затем вы описываете пять очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Вы заметите, что при попытках понять вас и найти в своем личном опыте примеры того, о чем вы говорите, ваш клиент перейдет в измененные состояния.

Предположим, я говорю вам об ваших ощущениях при длительной поездке в машине: что при этом происходит в вашем переживании? Вот вам пример случая, когда пет прямого указания перейти в транс, а просто приводится ситуация, в которой в нашей культуре естественно возникает состояние транса.

Например, вчера я ехал в машине... из Санта-Крус, в Калифорнии где я живу... поднимаясь в горы Санта-Крус... и спускаясь с другой стороны... к аэропорту Сан-Хосе... И как это случалось уже много раз, когда я вел машину... особенно по хорошо известной мне дороге... где я уже много раз проезжал... последнее, что я вспоминаю... перед тем, как я прибыл в аэропорт... - я сворачивал на автостраду N 7, по которой проезжаю весь путь через горы Санта-Крус до Сан-Хосе, чтобы поспеть к самолету. И конечно я ехал вполне безопасно... и во время езды... однообразие пути... я полагаю... вызвало у меня нечто вроде... автоматической... и бессознательной... реакции... на которую я мог положиться... чтобы доехать в безопасности с начала... и до конца моего пути... И это было очень похоже на другое переживание, знакомое, конечно, и вам и многим, кто меня слушает... переживание, когда вы сидите на лекции... где присутствие обязательно... но лектор... не очень интересный рассказчик... а просто человек, который... говорит так, что вызывает нечто... вроде скуки... и выдает вам слова, не особенно заботясь об их содержании и об их действии... и в таких переживаниях_- мой ум, как я заметил... любит переноситься... в другие места и времена... где не так скучно, и где интереснее, чем в моем нынешнем окружении...

Или еще одно мое переживание... когда я шел через лес... в хорошую погоду... там, где я живу, очень красивые места... в удивительном лесу из секвойи я слышал, как люди сравнивали... зрительное впечатление... от этих стволов секвойи... с тем, как будто находишься в соборе... в какой-то большой церкви... и они вызывают чувство величия... и покоя... и безмятежности... И когда я иду через лес секвойи... надо сказать об этих лесах секвойи... что они так однородны... что в них не так уж много дичи... особенно птиц... и величественная тишина... сопровождает прогулки... через лес секвойи... и хотя так мало разнообразия... в моем переживании... когда я через них прохожу... у меня бывает чувство покоя... и расслабления... которое я глубоко... ценю. Что общего имеют эти три переживания? Женщина: Расслабление, одиночество. Мужчина: Безмятежность. Женщина: Повторение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.