ПАНАГЮРИШТЕ (3073) 2-А по северному гребню с перемычки.

Первопрохождение вершины – в 1980 году группой Н. Олейникова (Ставрополь).

1. Описание подхода к маршруту.

Из пос. Архыз автомобилем до ущелья Ак Айры (примерно 1 час), где по кладке переправиться через р. София (можно переправиться также немного выше стоянки отдыхающих, палатки и автомашины которых в августе всегда имеются здесь, у них же можно оставить автомобиль). Тропа сначала круто поднимается вверх, но примерно через 15 минут подъема с рюкзаками приводит на большую террасу, по которой с пологим набором высоты надо идти, придерживаясь правого по ходу борта долины, к видимому впереди правому мощному водопаду. Перед водопадом тропа поворачивает резко вправо вдоль ручья на пер. БашДжол. Не поворачивая, надо переправиться через неширокий, но многоводный поток ручья и подниматься в обход водопада вправо – вверх. Здесь много тропок, натоптанных скотом, поэтому надо выбирать наиболее удобные. Крутой подъем приводит на площадку выше водопада, где опять видна только одна тропа, так как остальные свернули в сторону перевала БашДжол (Верхняя Дорога), который издавна служил для перегонки скота местным населением.

Нужная тропа приводит к многоводному потоку, который и образует водопад. Здесь надо поискать переправу (прыжки по камням), затем снова двигаться по тропе, которая идет почти горизонтально через заросли рододендрона. Метров через 200 тропа теряется в осыпи (возможен снежник). Осыпь надо пересечь направо -–вверх, где надо снова поискать тропу. Обычно у начала и конца тропы на осыпи стоят каменные туры. Далее тропа очень круто поднимается вверх к зеленому гребню, затем влево – вверх, пересекает моренный карман (возможно со снегом), и преодолев крутой моренный гребень, выходим на большую, заросшую травой площадку, где среди отдельных больших камней видны следы стоянок. Это “Спартаковские ночевки”. Здесь надо устанавливать базовый лагерь. От моста через р. София до ночевок 3-5 ходовых часов.