|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура и содержание программы
Алгинский районный отдел образования Тамдинская средняя школа
Вариативная часть
Программа по ручному труду «Мастерилочка». в предшкольном классе 2016 г Программа утверждена экспертным советом Алгинского РОО Протокол №______от « »__________2016г Методист Алгинского РОО_____________ Бектурганова Ш
Составитель Рябова О. А воспитатель предшкольного класса II категории Тамдинской средней школы
Рецензенты Кроль О. Ю учитель начальных классов I категории Тамдинской средней школы Дьяченко Н. Мучитель начальных классов IIкатегории Тамдинской средней школы
В данном пособии предлагается программа вариативного компонента по ручному труду «Мастерилочка». В рамках программы дети наблюдают, собирают природный материал, изготавливают поделки как индивидуально, так и коллективно. Приобретают знания и умения в работе с разнообразным природным материалом. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста Предложенный материал может представлять интерес для воспитателей групп дошкольного возраста ДОУ. Литература: Ø И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г Ø М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007 Ø И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г. Ø И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г. Ø И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г. Ø И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г. Ø Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г Ø Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г. Ø Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г Ø Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.
Ожидаемые результаты: Ø дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности; Ø у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности; Ø в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; Ø сформированы умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов); Ø в поделках детей присутствует художественный вкус. Ø ребенок имеет представление о материале, из которого сделана поделка; Ø владеет приемами работы с различными материалами и различными техниками художественного ручного труда; Ø самостоятельно определяет последовательность выполнения работы; Ø умеет самостоятельно провести анализ поделки; Ø учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки; Ø выполняет работу по замыслу; Ø умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей; Ø показывает уровень воображения и фантазии;
Пояснительная записка Программа вариативной части «Мастерилочка»рассчитана на детей с 5-6 лет. Работа планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также с бросовым материалом, совершенствовала навыки и умения. Работа организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами работа начинается с более простых поделок. Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа по программе - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. При работе в «Мастерилочке» детям сообщаются задачи общеобразовательного характера, сведения о материалах и инструментах. Акцентируется внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показываются варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям. В группе действует выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Результатом реализации данной программы кружка являются выставки детских работ, как в группе, так и на выставках в школе. Поделки используются в качестве подарков для детей младшего возраста, для родителей; ими оформляется группа к различным праздникам. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Я заметила, что детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы включена работа с природным материалом, нитками, крупой, тестом, пластилином. Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ планирование ЗАНЯТИЙ
Рецензия
Предложенные технологии соответствуют возрасту детей и не вызывают затруднений в ходе изготовления работ. Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Цель программы: формирование у детей эстетического вкуса и творческо - художественных способностей через ручной труд. Задачи программы: способствовать развитию творчества и фантазии; развивать внимания, память, логическое и абстрактное мышления; воспитывать интерес к созданию образа, умение взаимодействовать друг с другом. При изготовлении поделок используется гофрированная и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, семена, нитки готовые образцы. В основе программы используются наглядные методы - рассматривание образца, показ способа выполнения и практические методы – накручивание гофрированной бумаги на стержень и её приклеивание; складывание модулей из бумаги для дальнейшей сборки поделки.
Цель: развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними. Задачи: Развитие коммуникативных навыков. Познакомить со свойствами материалов: бумага, природные материалы, соленое тесто, ткань и т. д. Познакомить с видами ручного труда. Способствовать развитию мелкой моторики. Показать разнообразные приемы работы с названными материалами. Направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность. Создавать условия для творческой деятельности детей. Способствовать воспитанию эстетического вкуса. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Структура и содержание программы Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет Программа направлена на развитие творческого потенциала ребенка Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Положения о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций», разработанного на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Астана, 2013 год, программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«Бізмектепкебарамыз». – Астана, 2009. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии. Режим занятий: Предшкольный класс - количество занятий в неделю 1 В год проводится 32 занятия. Длительность занятия - 25 – 30 мин. Методы проведения занятия: - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные -практические -игровые Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы: -Проведение открытого мероприятия -Проведение мастер-класса среди педагогов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|