Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура и содержание программы



 

 

Алгинский районный отдел образования

Тамдинская средняя школа

 

 

Вариативная часть

 

Программа по ручному труду

«Мастерилочка».

в предшкольном классе

2016 г

Программа утверждена экспертным советом Алгинского РОО

Протокол №______от « »__________2016г

Методист Алгинского РОО_____________ Бектурганова Ш

 

Составитель                              Рябова  О. А воспитатель                                                                  предшкольного класса

II категории Тамдинской средней школы

 

 

Рецензенты                                   Кроль О. Ю учитель начальных классов

I категории Тамдинской средней школы

                                                      Дьяченко Н. Мучитель начальных классов

IIкатегории Тамдинской средней школы

 

 

В данном пособии предлагается программа вариативного компонента по ручному труду «Мастерилочка».

В рамках программы  дети наблюдают, собирают природный материал, изготавливают поделки как индивидуально, так и коллективно. Приобретают знания и умения в работе с разнообразным природным материалом.

Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста

 Предложенный материал может представлять интерес для воспитателей групп дошкольного возраста ДОУ.

Литература:

Ø  И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г

Ø  М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007

Ø  И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.

Ø  И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

Ø  И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.

Ø  И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.

Ø  Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г

Ø  Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

Ø  Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г

Ø  Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.

 

 

Ожидаемые результаты:

Ø дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

Ø у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;

Ø в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;

Ø сформированы умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов);

Ø в поделках детей присутствует художественный вкус.

Ø ребенок имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

Ø владеет приемами работы с различными материалами и различными техниками художественного ручного труда;

Ø самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

Ø умеет самостоятельно провести анализ поделки;

Ø учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

Ø выполняет работу по замыслу;

Ø умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;

Ø показывает уровень воображения и фантазии;

 

Пояснительная записка

 Программа вариативной части «Мастерилочка»рассчитана на детей с 5-6 лет.

Работа  планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также с бросовым материалом, совершенствовала навыки и умения. Работа  организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.

 Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

 Работа по программе - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

При работе в «Мастерилочке» детям сообщаются задачи общеобразовательного характера, сведения о материалах и инструментах. Акцентируется внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показываются варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям.

 В группе действует выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.

Результатом реализации данной программы кружка являются выставки детских работ, как в группе, так и на выставках в школе. Поделки используются в качестве подарков для детей младшего возраста, для родителей; ими оформляется группа к различным праздникам. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Я заметила, что детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы включена работа с природным материалом, нитками, крупой, тестом, пластилином.

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

 

 

«Елочная игрушка»
Карновальные шапочки(бумага)

январь

«Булки и пирожное, рогалики и круассаны» (соленое тесто)
«Заплетушки»(соленое тесто)
«Фрукты» (соленое тесто)

февраль

«Натюрморт в корзинке»
«Сказочные птицы» (пластилин)
По замыслу
Салфетка с бахромой(ткань)

март

Вышивание салфетки(ткань)
«Вазочка для мамочки»(крупа)
Игольница
Мебель для кукол(бросовый материал)

апрель

Кулончики(нитки, ленточки)
Подставка для карандашей(бросовый материал)
Кормушка для птиц(бумага, семена)
Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

май

Ваза в подарок

 

Чудесные превращения картона

         

ПЕРСПЕКТИВНОЕ планирование ЗАНЯТИЙ

месяц содержание Кол-во часов

сентябрь

Домик для щенка(работа с бумагой)
Пакет для семян(работа с бумагой)
Птицы(природный материал)
Животные(природный материал)

октябрь

«Золотые листочки осени»(коллаж из осенних листьев)
Осенние картины (засушенные листья, лепестки, семена).
«Лесные скульптуры»( шишки, желуди, каштаны, орехи)
«Цветик – семицветик» (карандашные стружки)
Альбом(работа с бумагой)

ноябрь

Мир игрушек(бросовый материал)
Плетение камчи(нитки)
Веселая мастерская(бросовый материал)
«Зимнее настроение» (карандашные стружки)

декабрь

« Синичка»( рис, гречка, манка)
« Пингвины» (различные виды крупы)  

 

Рецензия

 

Предложенные технологии соответствуют возрасту детей и не вызывают затруднений в ходе изготовления работ.

Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Цель программы: формирование у детей эстетического вкуса и творческо - художественных способностей через ручной труд.

Задачи программы: способствовать развитию творчества и фантазии; развивать внимания, память, логическое и абстрактное мышления; воспитывать интерес к созданию образа, умение взаимодействовать друг с другом.

      При изготовлении поделок используется гофрированная и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, семена, нитки готовые образцы.

 В основе программы  используются наглядные методы - рассматривание образца, показ способа выполнения и практические методы – накручивание гофрированной бумаги на стержень и её приклеивание; складывание модулей из бумаги для дальнейшей сборки поделки.

 

Цель: развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.

Задачи:

 Развитие коммуникативных навыков.

 Познакомить со свойствами материалов: бумага, природные материалы, соленое тесто, ткань и т. д.

 Познакомить с видами ручного труда.

 Способствовать развитию мелкой моторики.

Показать разнообразные приемы работы с названными материалами.

 Направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность.

 Создавать условия для творческой деятельности детей.

 Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

 Способствовать развитию коммуникативных навыков.

 

Структура и содержание программы

Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет

Программа направлена на развитие творческого потенциала ребенка

Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Положения о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций», разработанного на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Астана, 2013 год, программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«Бізмектепкебарамыз». – Астана, 2009.

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Режим занятий:

Предшкольный класс - количество занятий в неделю 1

 В год проводится 32 занятия.

Длительность занятия - 25 – 30 мин.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.