Планируемые результаты по театрализованной деятельности
Планируемые результаты по театрализованной деятельности
К концу года дети 6 - 7 лет должны уметь:
ü ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь в зале;
ü двигаться в заданном ритме;
ü создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
ü находить оправдание заданной позе;
ü действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
ü сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
ü произносить скороговорку и стихотворный текст с разными интонациями, правильным произношением слов, расставляя логические ударения;
ü строить диалог с партнером на заданную тему;
ü подбирать рифму к заданному слову;
ü составлять диалог между сказочными персонажами.
ЦЕЛЬ - совершенствование познавательного интереса к элементам театральной деятельности, совершенствование артистических навыков детей
ЗАДАЧИ
· Развивать способности детей средствами театрального искусства, творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизации на детских музыкальных инструментах
· Продолжать расширять знания об окружающей действительности
· Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях, их окружающих
· Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям
· Расширять и уточнять представления детей о различных видах кукольных театров
· Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи
· Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру общения в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения
· Побуждать сочинять сказки, используя персонажей известных произведений, изменив характеры героев на противоположные
· Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию
· Развивать способность анализировать поступки свои, сверстников, героев художественной литературы
· Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации
· Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание играть с куклами различных систем
· Формировать желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности
· Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
· Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
· Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
· Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
· Воспитывать любовь к театру.
· Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др. ).
· Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов
· Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
· Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др. ).
· Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
В соответствии с ФГОС ДО одним из условий реализации программы является формирование развивающей предметно-пространственной среды. Определение содержания компонентов РППС для организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении базируется на деятельностном подходе. Благодаря своему высокому развивающему потенциалу театральные игрушки могут быть использованы детьми с различным уровнем развития, в том числе и детьми с ОВЗ.
Развивающая предметно-пространственная среда знакомит детей с жанрами театра; способствует развитию сценического творчества детей и взрослых в совместной театрализованной деятельности; стимулирует потребность в совместной театральной деятельности, направленной на формирование познавательной активности и творческое решение вопросов по изготовлению театральных атрибутов и подготовке спектаклей.
Неотъемлемой частью группового пространства является зона для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий). Уголок ряжения и театр стимулируют творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети их родители.
Развивающая предметно-пространственная среда способствует развитию творческого, инициативного потенциала всех участников педагогического процесса, их социально-нравственной сферы.
Тема занятия
| Задачи
| |
«Мальвина учит Буратино»
Л. В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников, с. 99
| · Формировать представление о школе, труде учителя, обязанностях учеников
· Закреплять умение выразительно и эмоционально исполнять роли, активно участвовать в подготовке игры, творческом разыгрывании сюжета
| | | «Красота лица и души»
И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет, с. 49
| · Развивать у детей умение анализировать свои действияи поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения
· Развивать умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику
| | «Мой родной язык»
И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет, с. 54
| · Развивать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка
· Развивать умение выражать свое отношение к персонажам с помощью мимики, жестов
| | «Мы - актеры»
(конспект 1)
| · Расширять представления о видах театров
· Продолжать знакомство с театральной терминологией (актер, режиссер, ширма)
| | «Превращения в волшебной стране»
(конспект 2)
| · Развивать связную речь, пантомимические навыки, моторику рук
· Формировать активную позицию (желание брать на себя роль, противостоять злу)
| | «Театральная мастерская»
(конспект 3)
| · Развивать познавательный интерес к элементам театральной деятельности, развивать самостоятельность в выборе роли совершенствовать артистические навыки детей
| | «Давайте жить дружно»
Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, 31-37
| · Развивать групповую сплоченность
· Развивать пантомимические навыки, произвольность, умение передавать характер персонажа с помощью мимики, жестов, движений
| | «Закрепление знаний о чувствах»
Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, с. 42-74
| · Закреплять умение выражать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоциональные состояния человека и животных
| | Тема занятия
| Задачи
| | «Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности»
(деревянные ложки)
| · Рассказать детям об истории ложки, объяснить значение фразеологического оборота – «бить баклуши»
· Обучать изготовлению кукол для театра ложек
| | «Жихарка»
(театр игрушек из деревянных ложек)
| · Закреплять умение выразительно и эмоционально исполнять роли, активно участвовать в подготовке игры, творческом разыгрывании сюжета
| |
«Каша из топора»
(театр настольных игрушек из цилиндров)
1-ое занятие – знакомство с произведением
2-ое занятие – изготовление игрушек, проигрывание ролей
3-е занятие – настольный театр
| · Вызвать эмоциональный отклик на любимые сказки
· Воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
| | · Учить создавать художественные приемы, упражнять в работе с изобразительным материалом; совершенствовать навыки коллективной работы
| | · Развивать познавательный интерес к элементам театральной деятельности, самостоятельность в выборе роли
| |
«Двенадцать месяцев»
(настольный театр картинок, инсценировки)
Л. В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников, с. 117
| · Совершенствовать знания о временах года, особенностях природы в разные месяцы
· Формировать умение с помощью мимики, интонации передавать характеры персонажей
· Воспитывать доброжелательность, уважение к трудолюбивым людям и негативное отношение к таким качествам, как лень, жадность, грубость
· Учить выражать благодарность за проявленное внимание, доброе отношение
· Совершенствовать навыки коллективной работы, доброжелательные отношения в детском коллективе, взаимопомощь при изготовлении атрибутов и игрушек для настольного театра
| | | |
Тема занятия
| Задачи
| | Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий. 2007., с. 146
| · Обучать способам управления большими напольными куклами.
· Развивать умение изображать радость с помощью мимики, движения, жеста.
· Обогащать и активизировать словарь детей, закреплять произношение всех звуков.
| |
«Федорино горе»
(настольный театр картинок, инсценировки)
Л. В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников, с. 110
| · Формировать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста, персонажам, различать их положительные и отрицательные качества, драматизировать отдельные сцены из произведения
· Развивать самостоятельность и творчество в создании образа
| | | Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий. 2007., с. 145
| · Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, расширять знания детей о различных видах кукольных театров (настольный, театр верховых кукол, больших напольных кукол).
· Поддерживать желание активно участвовать в танцевальных импровизациях с театральными куклами.
| |
«Три медведя»
1-ое занятие – рассказывание по иллюстрациям
2-ое занятие – театр кукол на гапите
3-е занятие – изготовление настольных театральных кукол из конусов
| · Формировать умение проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки точно воспроизводя реплики персонажей
| | · Развивать выразительность речи и умение изменять тембр голоса;
· развивать координацию речи с движением
| | · вызывать интерес к русскому народному творчеству – сказкам, стимулировать проявление творческой индивидуальности детей, формировать навыки сотрудничества.
| | Тема занятия
| Задачи
| | «Путешествие в волшебный мир театра»
(конспект )
| · Систематизировать знания о различных видах театра;
· Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;
| | «Приключения в пути»
(театр картинок)
Л. В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников, с. 104
| · Формировать художественно-речевые исполнительские умения, развивать способность к творческому перевоплощению
· Закреплять знание правил дорожного движения и поведения на улице
· Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках
| |
«Перчаточные куклы»
(конспект )
| · Знакомить детей с перчаточными куклами; побуждать к активному участию в театрализованной игре
| |
«Красная Шапочка»
(перчаточные куклы)
| · Расширять интерес к сказочным приключениям
· Развивать интонационную выразительность речи
· Воспитывать доброжелательные партнерские отношения
| | | Тема занятия
| Задачи
| |
«Волшебный цветок»
(театр картинок на магнитной доске или фланелеграфе)
1-ое занятие – знакомство с произведением В. П. Катаева «Цветик-семицветик»
2-ое, 3-е занятия – изготовление картинок (персонажей), проигрывание отдельных эпизодов
4-ое занятие – театрализованное представление для детей 4 – 5 лет
| · На примере литературного произведения показать, в чем состоит красота и ценность дружбы
· Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь
| | · Развивать умение работать в коллективе
· Развивать творчество, конструкторские умения и навыки
| | | · Развивать самостоятельность, активность, внимательность, чуткость, решительность, уверенность, актерскую игру (легкость смены ролей и проявление себя в них), чувство партнера.
| |
«Театрализованное представление для малышей»
| · Развивать эмоциональную отзывчивость, умение строить сюжет и осваивать его в двигательной импровизации, учить выразительности в ролевой игре
· Поддерживать у детей желание активно участвовать в праздниках, воспитывать любовь и интерес к театральному искусству
| | |
Викторина «Мои любимые сказки»
Маханёва М. Д. Театрализован-ные занятия в детском саду, с. 120
| · Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов сказочных персонажей
| |
Литература
§ Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Москва, «Генезис», 2006г.
§ Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
§ Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий М. 2007г.
§ Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург, 2002г.
§ Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников
§ Прохорова. Путешествие по Фанталии.
§ Салагаева. Чудесные скорлупки.
§ Петрова И. М. Театр на столе. (Ручной труд для старших дошкольников).
§ Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
§ Мерзлякова С. И. Театрализованные игры. Москва, «Обруч», 2012г.
§ Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000.
|