Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ. на проект федерального закона № 458518-7 «О внесении изменения в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»



 

Проект

Утверждено решением Комитета

№ 71/4 от 18 июля 2018 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 458518-7 «О внесении изменения в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных), внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области

 

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы
от 4 июня 2018 года (протокол № 124, пункт 78) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона № 458518-7 «О внесении изменения
в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных), внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области.

Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 49 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) и отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения не только решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но и мероприятий по выпуску вакцинированных безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.

В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.

Прежде всего, следует отметить, что согласно положениям подпункта 49 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится не только решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но и предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9. 2 и 9. 5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3. 1. 7. 2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54).

Тем самым, вопросы отлова и содержания животных неразрывно связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации) и благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Согласно пояснительной записке к законопроекту «содержание безнадзорных животных до их естественной смерти является непосильным для бюджетов большинства регионов страны, неурегулированность федеральным законодательством данного вопроса понуждает исполнителей контрактов по отлову и содержанию безнадзорных животных к насильственному умерщвлению животных».

Однако при решении обозначенной проблемы, по мнению Комитета, прежде всего необходимо исходить из соблюдения баланса интересов публично-правовых образований и граждан, так как возможный бесконтрольный и бессистемный возврат безнадзорных животных, проживающих преимущественно на населенных территориях, в городскую среду в целях экономии средств региональных бюджетов может создать обстановку повышенной опасности для жителей.

Кроме того, при рассмотрении проектируемого изменения следует отметить позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную
в Апелляционном определении от 31 января 2018 г. № 44-АПГ17-29
«Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда
от 27 сентября 2017 г., которым были признаны недействующими отдельные положения Правил отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 9 июля 2014 г. № 596-п».

Согласно указанному Определению по смыслу нормы подпункта 49 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, состоящего как из отлова, так и содержания таких животных, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне общественных отношений в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их возврат в прежнюю среду обитания.

Такое толкование согласуется с предписаниями, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3. 2. 3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3. 1. 7. 2627-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54.

Также следует отметить, что в пояснительной записке авторами законопроекта обосновывается возврат в прежнюю среду обитания «вакцинированных, стерилизованных и неагрессивных» безнадзорных животных, тогда как положениями законопроекта предусматривается выпуск только «вакцинированных» животных, что не дает гарантий безопасности граждан от возможных нападений таких животных.

Тем самым, по мнению Комитета, затронутая авторами законопроекта проблема необходимости дополнительного законодательного регулирования порядка отлова и содержания безнадзорных животных является актуальной и требующей решения, однако это не достигается проектируемыми изменениями.

 

В решении рассматриваемого вопроса представляется действенным комплексный и всеобъемлющий подход и дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из таких шагов, по нашему мнению, может послужить скорейшее принятие проекта федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», находящегося на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данным законопроектом устанавливаются основные принципы обращения с животными, требования к содержанию и использованию животных, требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев,
а также определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с животными.

На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным и не поддерживает концепцию проекта федерального закона № 458518-7 «О внесении изменения
в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных).

 

Председатель Комитета                                                                     А. Н. Диденко



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.