Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зачет с оценкой



  1. При получении билета студент кладет на стол преподавателю свой конспект лекций и материалы для подготовки. Их отсутствие не может понизить оценку за ответ, но наличие качественных материалов, наоборот, может оценку повысить.
  2.  Первым этапом ответа на зачете с оценкой является «угадайка». Студент должен узнать на предложенных изображениях те архитектурные произведения, которые соответствуют вопросам в полученном билете. В случае, если он не смог соотнести ни один из вопросов с соответствующими изображениями, дальнейший опрос прекращается, и выставляется неудовлетворительная оценка.

         При уверенном правильном соотнесении всех вопросов с соответствующими изображениями – 3, даже если не удастся дать развернутые ответы на вопросы.

  1. После прохождения «угадайки», студент готовит развернутый ответ на вопросы билета с зарисовкой необходимых графических схем.
  2. При ответе на вопрос студент, в случае затруднения, может воспользоваться «подсказкой» своего конспекта или подготовительных материалов (под контролем преподавателя). В случае, если студент свободно ориентируется в собственных материалах и сам находит в них «подсказку» и может ее расшифровать, оценка не понижается.
  3. Важнее понимать общее направление развития древнерусского зодчества и особенности его отдельных школ, чем сообщать информацию об отдельных конкретных произведениях архитектуры.
  4. Для высокой оценки необходимо умение использовать профессиональный графический язык для передачи знаний и представлений в аналитических схемах - как для ответов на общие темы, так и по узким вопросам (например, по отдельным произведениям, или по характеру конструкций, композиционным схемам, завершениям и др. )
  5. В каждом билете – по 3 вопроса.
  6. В билетах не будет информации, данной в курсивом.  Например, вопрос №5 в билете будет выглядеть следующим образом: «Сравнение храмов X – первой половины XI века и храмов второй половины XI века. » Какие произведения надо сравнивать при ответе на этот вопрос, студент должен знать. При ответе на вопрос необходимо провести именно сравнение произведений по указанным курсивам параметрам, а не рассказывать об объектах по отдельности.
  7. Звездочками отмечены произведения, на которых рекомендуется строить ответ, но можно привлекать и другие произведения, которые давались на лекциях и лучше известны студенту.
  8. Если студент не узнает церковь Покрова на Нерли, собор Мирожского монастыря в Пскове, церковь Михаила Архангела в Смоленске, Успенский собор в московском кремле – 2.
  9. Рисовать схему плана Кремля! Не нарисована – 2.

 

Вопросы для подготовки 

1. Основные конструкции и приемы деревянного зодчества Древней Руси. Жилище VI – начала XIII века. Языческие святилища.

2. Деревянное крепостное зодчество X – начала XIII века.

3. Особенности строительной техники и конструкций в архитектуре Киевской Руси X – XI веков (указать строительные материалы, систему кладки стен, устройства фундаментов, сводов и арок, деревянных связей, лестниц, кровель, устройство окон и полов).

4. Развитие архитектуры Киевской Руси на протяжении X – XI веков . На примерах основных построек - Десятинная ц., Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Успенский собор Киево-Печерского м-ря, Михайловский собор Выдубицкого монастыря. Указать строительные материалы и конструкции, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, общее направление развития.

5. Сравнение храмов X – первой половины XI века. (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, план Спасо-Преображенского собора в Чернигове)и храмов второй половины XI века (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Михайловский собор Выдубицкого монастыря). Указать строительные материалы и конструкции, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, направление развития).

6. Особенности архитектуры Киевской Руси второй половины XI века (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, и Успенский собор Киево-Печерского монастыря, собор Выдубицкого монастыря, храмы Переяславля Русского). Сравнить с более ранними и более поздними храмами (указать строительные материалы и конструкции, композиционные схемы, завершение, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, направление развития).

7. Архитектурные школы Древней Руси 1100х – 1130х годов (киевская, новгородская, черниговская, архитектура Галицкой земли). Их особенности (строительные материалы и конструкции, кладка стен, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет) и значение для последующего развития русского зодчества. На конкретных примерах.

8. Изменения в архитектуре сооружений Киева на протяжении XI – первой трети XII века ( на примерах -   Десятинная церковь, Софийский собор, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, Михайловский собор Выдубицкого монастыря, Михайловский собор Златоверхого монастыря, церковь Спаса на Берестове). Рассмотреть изменения в строительных материалах и конструкциях, кладке стен, композиционных схемах, завершении храмов, устройстве хор и лестниц, в архитектурных деталях, декоре и цвете.

9. Особенности черниговской архитектурной школы первой трети XII века (Борисоглебский собор и Успенский собор Елецкого монастыря ). Рассмотреть строительные материалы и конструкции, кладку стен, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, рельефы. Влияние черниговской школы на архитектуру других русских земель на протяжении XII века. На конкретных примерах.

10. Особенности новгородской архитектурной школы первой трети XII века. (Николодворищенский собор, соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода). Рассмотреть строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, направление развития.

11. Особенности архитектурных школ Древней Руси 1140-х – 1180-х годов (столичная –бывшая черниговская, новгородская (в Пскове, Старой Ладоге, снова в Новгороде),

полоцко-смоленская, галицкая, владимиро-суздальская, опыты Гродно). Указать происхождение архитектурных артелей различных земель. Рассмотреть строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет, направление развития. На конкретных примерах.

12. Особенности киевской архитектурной школы середины XII века (на примерах собора Кирилловского монастыря в Киеве, Петропавловского собора в Смоленске, Успенского собора Владимира-Волынского). Указать происхождение школы, строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цвет сооружений.

13. Традиции и новаторство в архитектуре Полоцкого княжества (Спасская церковь Евфросиньевского монастыря и собор Бельчицкого монастыря) и Смоленского княжества ( церковь Михаила архангела - «Свирская») середины XII – начала XIII века. Указать происхождение школы, строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные решения, завершение храмов, устройство хор, архитектурные детали, декор и цвет.

14. Развитие композиции столпообразных храмов в середине XII – начале XIII века. На примерах - Спасская церковь Евфросиньевского монастыря в Полоцке, церкви Михаила Архангела («Свирская») в Смоленске, Васильевская на Новом дворе в Киеве, Параскевы Пятницы в Чернигове, Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде, Рождества Богородицы в Перынском скиту близ Новгорода. Указать характер соотношения подпружных арок и сводов.

15. Разнообразие архитектуры западных княжеств второй половины XII – нач. XIII века. На примерах: 1). Владимир-Волынский - Успенский собор; 2). Галицкая земля - ранние постройки, Успенский собор Галича,   необычные композиции, церковь Пантелеймона;  3). Борисоглебская церковь на Коложе, Нижняя» церковь Гродно.

16. Основные этапы развития владимиро-суздальской архитектурной школы. На примере основных построек: Юрий Долгорукий - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском; Андрей Боголюбский - первоначальный Успенский собор Владимира, церковь Покрова на Нерли; Всеволод Большое Гнездо - достройка Успенского собора во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире; Всеволодовичи - Георгиевский собор Юрьева-Польского.

17. Особенности владимиро-суздальской архитектурной школы на разных этапах ее развития. Указать происхождение школы, строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, архитектурные детали, декор, цветовое решение сооружений, скульптурное убранство.

Ее влияние на развитие послемонгольской московской архитектурной школы конца XIII - начала XV веков.

18. Сравнение храмов времени Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском и Борисоглебской церкви в Кидекше близ Суздаля) с храмами времени Андрея Боголюбского (Успенским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли). Указать происхождение архитектурно-строительных артелей, строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цветовое решение, скульптурное убранство.

19. Особенности архитектуры Владимира времени Андрея Боголюбского. Разобрать строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор и лестниц, архитектурные детали, декор и цветовое решение, скульптурное убранство (на примерах Успенского собора и Золотых ворот с церковью Ризположения во Владимире, замка в Боголюбове, церкви Покрова на Нерли).

20. Сравнение архитектуры первоначального Успенского собора во Владимире (Андрея Боголюбского) с архитектурой собора, перестроенного Всеволодом Большое гнездо. Рассмотреть строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор, лестниц и галерей, постановку глав, архитектурные детали, декор и цветовое решение, скульптурное убранство.

21. Сравнение Дмитриевского собора во Владимире - с собором Переяславля-Залесского, с церковью Покрова на Нерли и с Георгиевским собором Юрьева-Польского (современный вид сооружений и в вариантах реконструкции первоначального облика). Рассмотреть строительные материалы и конструкции, кладку стен, композиционные схемы, завершение храмов, устройство хор, лестниц и галерей, постановку глав, архитектурные детали, декор и цветовое решение, скульптурное убранство.

22. Особенности архитектуры Древней Руси 1180-х – 1237 годов. Композиционные и технические взаимовлияния  архитектурных школ и их переработка в местной архитектурной традиции. (На примере основных построек - Васильевская церковь на Новом дворе в Киеве, церкви Святых Апостолов в Белгороде, Василия в Овруче, Параскевы Пятницы в Чернигове и Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде, Рождества Богородицы на Перыни близ Новгорода, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском). Указать строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, композиционные схемы, завершение храмов, соотношение подпружных арок и сводов, устройство хор, лестниц и галерей, постановку глав, архитектурные детали, декор и цветовое решение, скульптурное убранство.

23. Изменения в архитектуре сооружений Киева и киевской земли на протяжении XII – первой трети XIII века (на примерах собора Михайловского Златоверхого монастыря, церкви Спаса на Берестове, собора Кирилловского монастыря, Васильевской церкви на Новом дворе в Киеве, церкви Святых Апостолов в Белгороде, Васильевской церкви в Овруче). Указать происхождение архитектурных артелей, проследить изменения в строительных материалах и конструкциях, кладке стен, композиционных схемах, характере завершений, устройстве хор и лестниц, в архитектурных деталях, декоре и цвете.

24. Развитие новгородской архитектурной школы на всем протяжении XII века и в первой трети XIII века (на примерахсоборов Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода, соборов Ивановского и Мирожского монастырей Пскова, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Параскевы Пятницы на Торгу и Рождества Богородицы на Перыни близ Новгорода). Рассмотреть композиционные схемы, характер завершений, конструкции, характер столбов, устройство хор и лестниц, декор и цвет.

25. Пути-дороги строительных артелей XII – начала XIII века.

26. Особенности строительной техники и конструкций в архитектуре различных архитектурных школ Древней Руси XII – начала XIII века (строительные материалы и конструкции, системы кладки стен, характер столбов, своды и арки, соотношение подпружных арок и сводов, устройство хор и лестниц, деревянные конструкции, оконные и дверные проемы, полы и др. ).

27. Иноземные влияния в архитектуре домонгольской Руси и их переработка в творчестве русских мастеров (византийская система и артели, элементы романского зодчества в архитектуре черниговской школы, мастера из Польши и Венгрии в Галицкой земле, мастера «от немцев» во Владимире времени Андрея Боголюбского).

28. Основные композиционные схемы храмов домонгольской Руси (по школам и хронологическим периодам).

29. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском как переходное звено от домонгольского зодчества северо-восточной Руси к послемонгольскому. Варианты реконструкций, сравнение с раннемонгольскими храмами. Роль скульптуры в архитектурной композиции.

30. Развитие архитектуры послемонгольского Новгорода с конца XIII – по конец XIV века. На примерах церкви Николы на Липне, Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Указать строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, устройство хор и лестниц, композиционные схемы, варианты завершений храмов, декор, цвет. Сравнить с другими архитектурными школами послемонгольской Руси того же времени и с домонгольскими постройками Новгорода.

31. Особенности развития новгородской архитектурной школы конца XIV - середины XV вв. На примерах церквей Петра и Павла в Кожевниках, Иоанна на Опоках, Дмитрия Солунского на Славкове улице, Евфимьевой палаты владычного двора. Указать строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, устройство хор и лестниц, композиционные схемы, варианты завершений храмов, декор, цвет. Сравнить с другими архитектурными школами послемонгольской Руси того же времени.

32. Особенности псковской архитектуры XIV – середины XV века. На примерах собора Снетогорского монастыря, Троицкого собора на Кроме, Успенской церкви в Мелетове и Михаила Архангела в селе Кобылье Городище. Указать строительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, устройство хор и лестниц, соотношение подпружных арок и сводов, композиционные схемы, варианты завершений храмов, пропорции, декор, цвет.

33. Сравнение архитектуры Новгорода и Пскова XIV – XV вв . Указать строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, соотношение подпружных арок и сводов, устройство хор и лестниц, композиционные схемы, варианты завершений храмов, пропорции, архитектурные детали. На примерах: церкви Николы на Липне, Спаса на Ильине улице, Иоанна на Опоках, Дмитрия Солунского на Славкове улице - и собора Снетогорского монастыря, Троицкого собора на Кроме, Успенской церкви в селе Мелетове и Михаила Архангела в селе Кобылье Городище.

34. Особенности раннемосковского зодчества XIV –первой половины XV веков. На примерах основных произведений - Благовещенский собор 1360-х и 1416 г., церковь села Каменского, ц. Рождества Богородицы на Сенях в Кремле, соборы в Звенигороде - Успенския на Городке и Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Указатьстроительные материалы и конструкции, кладку стен, характер столбов, наличие хор и лестниц, соотношение подпружных арок и сводов, композиционные схемы, характер завершений храмов, архитектурные детали, декор.

35. Композиционные поиски в раннемосковском зодчестве. На примерах - Никольской церкви в селе Каменское, соборов Успения на Городке и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигорода, Троице-Сергиевского монастыря и Андроникова монастыря в Москве.

36. Сравнение архитектурных школ послемонгольского Новгорода и ранней Москвы (строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, соотношение подпружных арок и сводов, композиционные схемы, характер завершения храмов, пропорции, цвет, декор). На примерах: церкви Николы на Липне, Спаса на Ильине улице, Иоанна на Опоках, Дмитрия Солунского на Славкове улице - Никольской церкви села Каменского, соборов Троице-Сергиева и Андроникова монастырей.

37. Сравнение архитектурных школ послемонгольского Пскова и ранней Москвы (строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, объемно-планировочное решение, пропорции, цвет, декор). На примерах: собора Снетогорского монастыря, Троицкого собора на Кроме, Успенской церкви в селе Мелетове и Михаила Архангела в селе Кобылье Городище (Псков) и Никольской церкви села Каменского, Успенского собора на Городке, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря(Москва).

38. Особенности строительной техники различных архитектурных школ послемонгольской Руси (строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, соотношение подпружных арок и сводов, устройство хор и лестниц, композиционные схемы, характер завершений храмов).

39. Развитие темы столпообразного храма в русском зодчестве конца XII– нач. XV века.

На примерах: церковь Михаила Архангела «Свирская» в Смоленске, Параскевы Пятницы в Чернигове, Рождества Богородицы на Перыни близ Новгорода, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве.

40. Каменные храмы московского кремля до возведения Успенского собора 1472 г. Предшественники существующих Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, церковь-колокольня Иоанна Лествичника, собор Спаса на Бору, церковь Рождества Богородицы на Сенях. (В хронологическом порядке возведения).

41. Конструкции и формы русского деревянного зодчества. Основные типы врубок (в обло, в лапу, в режь). Конструкция крыши русской избы «по самцам и потокам». Конструктивные и варианты завершений (двускатная и восьмискатная крыши, шатер, колпак, бочка, крещатая бочка, кубоватое покрытие). Композиционные варианты устройства многоглавия в храмах.

42. Деревянное зодчество. Тип и варианты композиции клетских церквей. (ц. Лазаря из Муромского монастыря, Преображенская церковь из села Спас-Вежи, Кострома). Деревянные колокольни: а) столбчатые – село Кимжа; б) срубные – в селе Кулига-Дракованово. Колокольни в композиции деревянных храмовых комплексов (Кижи).

43. Разновидности деревянных шатровых храмов. На восьмерике «от низу» - Никольская церковь села Лявля, на восьмерике с четырьмя прирубами – Богородицкая церковь в селе Заостровье, на крещатых в плане храмах – Успенская церковь села Варзуга, «восьмерик на четверике» - Успенская церковь в Кондопоге. Шатер на крещатой бочке – Михаила Архангела в селе Юрома. Многошатровые храмы – Успенский собор в Кеми.

44. Композиции деревянных церквей с кубоватым покрытием (Никольская села Зачачье, Никольская села Бережная Дуброва) и деревянных ярусных храмов (Предтеченская церковь Ширковского погоста и Ильинская церковь в Белозерске).

45. Варианты композиции многоглавых церквей. На примерах: Ильинская церковь села Чухчерьма, Никольская села Бережная Дуброва, Покровская близ Вытегры, Покровская и Преображенская церкви в Кижах.

46. Новое в строительной технике и конструкциях эпохи Ивана III. Причины строительной катастрофы Успенского собора Кривцова и Мышкина. Новаторство Фиораванти: строительные материалы и конструкции - кладка стен, фундаменты, своды, железные связи, круглые колонны, устройство центральной главы, лопатки-контрфорсы. Алевиз Новый – кладка купола «вихревой розеткой».

47. Сравнение Успенского собора московского кремля и Успенского собора Владимира. Строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, устройство хор, объемно-планировочное решение, характер завершений, постановка глав, характер внутреннего пространства, архитектурные детали, декор, цвет.

48. Успенский и Архангельский соборы московского кремля как синтез принципов архитектуры Ренессанса и традиций русского зодчества.

49. Творчество итальянских зодчих в Московской Руси конца XV – первой трети XVI вв. (Аристотеля Фиораванти, Алевиза Старого и Алевиза Нового, Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари, Петрока Малого, крепости Нижнего Новгорода и Пскова).

50. Архитектура Пскова конца XV – первой трети XVI вв. Четырехстолпные храмы (церковь Богоявления в Запсковье, Троицкая в Доможирке, Николы с Усохи, Успения с Пароменья). Бесстолпные храмы (церков в селе Пустое Воскресенье и церковь Николы Каменногородского). Конструкции сводов. Звонницы в композиции храмов.

51. Постройки псковских мастеров в Троице-Сергиевском монастыре и в московском кремле в конце XV века. Церковь Святого Духа Троицком монастыре, Благовещенский собор и церковь Ризположения в Кремле (строительные материалы и конструкции, кладка стен, характер столбов, устройство хор, объемно-планировочное решение, характер завершений, постановка глав, архитектурные детали, декор, цвет). Сравнить с псковскими постройками того же времени.

52. Варианты архитектурного решения храмов с повышенными подпружными арками в домонгольском зодчестве (церковь Параскевы Пятницы в Чернигове),  в зодчестве Пскова ( церкви в Мелетове и Богоявления в Запсковье), Москве конца XIV – первой трети XVвв. (Успенский собор на Городке в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева и Спасский собор Андроникова монастырей) и в эпоху Ивана III (Церковь Св. Духа в Троице-Сергиевом м-ре и Благовещенский собор в Кремле, соборы Рождества Богородицы в Москве и в Ферапонтовом монастыре близ Вологды).

53. Конструкции и архитектурное решение бесстолпных храмов в Москве и в Пскове. Москва: граненый купол (церковь Петра Митрополита в Высоко-Петровском м-ре); крестчатый свод (церковь Трифона в Напрудной слободе в Москве и Рождественская церковь села Юркино). Псков: конструкции ступенчатого свода - со ступенчатыми распалубками (церковь в селе Пустое Воскресенье) и с прямыми распалубками ( церковь Николы Каменногородского).

54. Церковь Вознесения в Коломенском. Сравнение его в деревянными шатровыми храмами. Разобрать типы деревянных храмов: «восьмерик с низу», восьмерик с четырьмя прирубами, крестчатые храмы, «восьмерик на четверике». Найти ближайший аналог.

55. Сложение основных типов храмов конца XV –первой трети XVI вв. Пятиглавые храмы шестистолпные (Успенский собор в Ростове) и четырехстолпные (Успенские соборы в Старице и в Дмитрове); трехглавые четырехстолпные храмы (Благовещенский собор в Москве, Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле и Покровского монастыря в Суздале; одноглавые четырехстолпные храмы (Спасо-Преображенский собор в Александровой слободе); одноглавые бесстолпные храмы(церковь Благовещения в Старом Ваганькове); шатровые храмы (Вознесения в Коломенском).

56. Архитектурное решение звонниц и колоколен первой трети XIV - первой трети XVI века. Звонницы Пскова (в композиции храмов и отдельно стоящие) и Москвы(звонницы церкви Трифона в Напрудной слободе и в Симоновом монастыре; церкви-колокольни: Иоанна Лествичника времени Калиты в Кремле, св. Георгия в Коломенском, Алексеевская в Александровой слободе.

57. Монастырское строительство первой трети XVI в. Храмы, колокольни и трапезные. Соборы Рождества Богородицы в Москве и в Ферапонтовом монастыре близ Вологды, церковь Петра Митрополита в Высоко-Петровском м-ре. Колокольня Симонова монастыря. Трапезные Андроникова монастыря в Москве, Пафнутьев-Боровского в Боровске, Макарьевского в Калязине Спас-Евфимьевского монастыря в Суздале. Принципы зонирования.

58. Светские постройки (великокняжеский дворец с Грановитой палатой в московском кремле, каменная палата княжеского дворца в Угличе) и монастырские трапезные конца XV – первой трети XVI века (трапезны, Андроникова, Пафнутьев-Боровского в Боровске, Макарьевского в Калязине, Ферапонтова монастыря близ Вологды.

59. Каменное крепостное зодчество послемонгольской Руси - Изборск, Копорье, Псков, Порхов. Тактика и оружие штурма, методы обороны.

60. Каменное крепостное зодчество эпохи сложения единого государства. Тактика и оружие щтурма, методы обороны. На примерах: Иван-город, Новгород, Москва, Нижний Новгород, Тула, Коломна, Зарайск, Псков, Китай-город.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.