|
|||
Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушенным развитием
Одной из важных задач, которые решает специальная психология, является выявление: 1) общих закономерностей психического развития всех детей (с нарушенным и нормальным развитием); 2) общих закономерностей аномального (нарушенного) развития - то, что характеризует все типы детей с нарушенным психическим развитием, (особых, специфических проявлений общих законов развития); 3) особенностей, которые характерны для нескольких типов нарушенного развития; 4) особенностей, которые характерны только для отдельных (конкретных) типов нарушенного развития.
Наиболее общие закономерности психического развития нормального ребенка, прослеживаются и у детей с отклонениями в развитии: · определенная последовательность стадий развития психики; · последовательность развития всех психических процессов; · наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; · роль деятельности в психическом развитии; · ведущая роль обучения в психическом развитии; · роль речи в формировании высших психических функций. И другие
Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений и выделить некоторые из них, был Л. С. Выготский. Он рассматривал такие недостатки как глухота, слепота и умственная отсталость – причины этих отклонений в развитии ведут к возникновению первичных нарушений (разные при разных отклонениях развития), а затем и вторичных нарушений. С 30-х гг. по настоящее время в России этой проблемой занимались Л. В. Занков, Т. А. Власова, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, Л. И. Переслени и др.
Исследователями были выделены общие закономерности аномального развития (недостатки развития всех категорий детей с нарушенным развитием): 1. Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка (Л. С. Выготский). 2. Затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающимся миром. (Л. С. Выготский). 3. Изменения в развитии личности в целом (Ж. И. Шиф). 4. Нарушение речевого общения (проявляются в разной мере и в разной форме). 5. Сниженная способность к приему и переработке информации – объем информации, который может быть принят за единицу времени в той или иной мере меньше по сравнению с нормой – для приема и усвоения материала этим детям нужно больше времени.
При приеме и переработке информации участвуют целый ряд психических процессов и явлений разного уровня, разной сложности организации, следовательно причины, вызвавшие их - разнообразны: а) сенсорные процессы (ощущение, восприятие)- дефекты в работе любого отдела анализатора; повышением порогов абсолютной и различительной чувствительности; нарушения интегративных процессов – например, узнать предмет в необычном ракурсе (особенно сильно сказываются при восприятии сложных раздражителей, таких как звучащая или письменная речь) б) мышление, в) память, г) речь и др.
Особенностей, которые характерны для отдельных типов нарушенного развития будут рассматриваться подробно в данном курсе.
|
|||
|