Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушенным развитием



 

Одной из важных задач, которые решает специальная психология, является выявление:

1) общих закономерностей психического развития всех детей (с нарушенным и нормальным развитием);

2) общих закономерностей аномального (нарушенного) развития - то, что характеризует все типы детей с нарушенным психическим развитием, (особых, специфических проявлений общих законов развития);

3) особенностей, которые характерны для нескольких типов нарушенного развития;

4) особенностей, которые характерны только для отдельных (конкретных) типов нарушенного развития.

 

Наиболее общие закономерности психического развития нормального ребенка, прослеживаются и у детей с отклонениями в развитии:

· определенная последовательность стадий развития психики;

· последовательность развития всех психических процессов;

· наличие сензитивных периодов в развитии психических функций;

· роль деятельности в психическом развитии;

· ведущая роль обучения в психическом развитии;

· роль речи в формировании высших психических функций.

И другие

 

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений и выделить некоторые из них, был Л. С. Выготский. Он рассматривал такие недостатки как глухота, слепота и умственная отсталость – причины этих отклонений в развитии ведут к возникновению первичных нарушений (разные при разных отклонениях развития), а затем и вторичных нарушений.

С 30-х гг. по настоящее время в России этой проблемой занимались Л. В. Занков, Т. А. Власова, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, Л. И. Переслени и др.

 

Исследователями были выделены общие закономерности аномального развития (недостатки развития всех категорий детей с нарушенным развитием):

1. Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка (Л. С. Выготский).

2. Затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающимся миром. (Л. С. Выготский).

3. Изменения в развитии личности в целом (Ж. И. Шиф).

4. Нарушение речевого общения (проявляются в разной мере и в разной форме).

5. Сниженная способность к приему и переработке информации – объем информации, который может быть принят за единицу времени в той или иной мере меньше по сравнению с нормой – для приема и усвоения материала этим детям нужно больше времени.

 

При приеме и переработке информации участвуют целый ряд психических процессов и явлений разного уровня, разной сложности организации, следовательно причины, вызвавшие их - разнообразны:

а) сенсорные процессы (ощущение, восприятие)- дефекты в работе любого отдела анализатора; повышением порогов абсолютной и различительной чувствительности; нарушения интегративных процессов – например, узнать предмет в необычном ракурсе (особенно сильно сказываются при восприятии сложных раздражителей, таких как звучащая или письменная речь)

б) мышление,

в) память,

г) речь и др.

 

Особенностей, которые характерны для отдельных типов нарушенного развития будут рассматриваться подробно в данном курсе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.