Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Защитное слово



Уважаемая комиссия, представляю Вашему вниманию курсовую работу по предмету «Психология» на тему «Влияние компьютера на личность младшего школьника».

Актуальность исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали неотъемлемым атрибутом. Компьютеры окружают нас повсюду: на работе и дома, практически во всех областях человеческой деятельности. Безусловно, компьютер – одно из важнейших и выдающихся достижений науки и техники, но факторы влияния компьютера на человека изучены недостаточно. В настоящее время компьютеры стали использовать не только взрослые, но и дети. Поэтому был выбран:

Объект исследования – личность младшего школьника.

Предмет исследования – влияние компьютера на личность младшего школьника.

Проблема: каким образом компьютер влияет на личность младшего школьника?

Цель исследования: изучить влияние компьютера на личность младшего школьника.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие личности в психологии и особенности развития личности младшего школьника на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2. рассмотреть роль компьютера в жизни младшего школьника;

3. выявить влияние компьютера на личность младшего школьника;

4. разработать рекомендации родителям по осуществлению контроля и регуляции влияния компьютера на личность младшего школьника.

СЛАЙД! Были применены следующие методы – теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование.

Личности в психологии определяется как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.

 

Отметим основные компоненты в структуре личности: направленность, возможности и стиль поведения личности.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Возможности личности определяют ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер и темперамент, сотавляющие стиль поведения человека в социальной среде.

Младший школьный возраст – это первая пора организованного обучения и воспитания. Пора самая удивительная, самая восприимчивая ко всему, самая готовая не только познать, но и тотчас же ответить на это знание.

Детей данного возраста отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обусловливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Компьютер занимает одно из главных мест в жизни младшего школьника.

Он может быть и полезным, и вредным для ребенка. Плюс состоит в том, что с помощью него школьники могут осуществлять поиск учебной информации, открытие новых знаний, досуг. Минус – уход от реальности,

ПОДУМАТЬ!!!! ДОДЕЛАТЬ!

 Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.

Выявление роли компьютера в жизни младшего школьника осуществлялось во 2 « А» классе МБОУ СОШ № 2 г. Городца.

СЛАЙД!!! Сроки проведения: март - апрель 2013 года.



СЛАЙД!!! Количество испытуемых: 22 человека.

Анкетирование осуществлялось в 2 этапа:

1 этап – анкетирование учащихся

2 этап – анкетирование родителей

 Цель анкетирования: выявить роль компьютера в жизни младшего школьника.

анкета взята с сайта сети Интернет и модифицирована. Анкета состоит из 9 вопросов. Модификация заключалась в изменении формулировки вопросов для детей и родителей. Смысл вопросов для детей был аналогичен вопросам для родителей.

Заполненные бланки с ответами учащихся и родителей находятся в ПРИЛОЖЕНИЯХ 1 и 3. Анкеты были проанализированы и обобщены в таблицы 1 и 2 в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2 и 4. Ответы детей и родителей представлены в сравнительных диаграммах.

Вопрос №1: Что вашему ребёнку больше нравится делать в свободное время?

Рис. 10. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №1 родителей и детей

Из данной диаграммы видно, что ответы родителей и их детей практически совпадают.

 

 

Вопрос №2: С какой целью он садится за компьютер дома?

Рис. 11. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №2 родителей и детей

Диаграмма показывает, что не все родители знают, с какой целью их ребёнок садится за компьютер. Многие родители уверены, что их ребёнок готовится к урокам с помощью компьютера, хотя это не так.

Вопрос №3: Сколько времени Ваш ребёнок проводит за компьютером дома?

Рис. 12. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №3 родителей и детей

Из диаграммы видно: некоторые родители ответили, что их ребёнок проводит за компьютером 2-3 часа, тогда как сами дети отвечают, что проводят за ним более 3 часов в день.

Вопрос №4: Как Вы думаете, сколько времени рекомендуют врачи работать за компьютером детям младшего школьного возраста?

Рис. 13. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №4 родителей и детей

Из диаграммы видно: 86, 5 % детей из числа опрошенных считают, что врачи рекомендуют для их возраста проводить за компьютером меньше часа, как и 59 % опрошенных родителей, тогда как 41 % родителей допускают, что это время может быть до 2-х часов.

Вопрос №5: Что больше всего устаёт, когда человек работает за компьютером?

Рис. 14. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №5 родителей и детей.

Из диаграммы видно: 45, 5 % опрошенных детей и 59 % опрошенных родителей ответили, что больше всего при работе за компьютером устают глаза, в чём их мнения совпадают. Но большой процент опрошенных детей – 32 % ответили «ничего», тогда как ни один из родителей не дал такой ответ.

Вопрос №6: Использует ли Ваш ребёнок Интернет?

 

Рис. 15. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №6 родителей и детей

Анализ диаграммы показал: один из учеников ответил, что не использует Интернет дома, тогда как его родители ответили, что он им пользуется.

Вопрос №7: Как он заходит в Интернет?

Рис. 16. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №7 родителей и детей

Диаграмма показывает: 50 % родителей ответили, что их ребёнок заходит в Интернет под их присмотром, хотя большинство опрошенных детей – 81 % ответили на этот вопрос, что заходят в Интернет самостоятельно.

Вопрос №8: Подражает ли Ваш ребёнок героям виртуальных игр?

Рис. 17. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №8 родителей и детей

Из диаграммы следует, что 45, 5 % учащихся подражают героям компьютерных игр, хотя 100 % родителей уверены, что их дети не подражают им.

Вопрос №9: Компьютер – это:

Рис. 18. Сравнительная диаграмма ответов на вопрос №9 родителей и детей.

Из диаграммы видно: больше половины опрошенных детей – 54, 5 % считают, что компьютер – враг, тогда как 73 % родителей уверены, что компьютер – друг.

Таким образом, было выявлено, что не все ответы родителей и их детей совпадают. Это говорит о том, что большинство родителей не знают, как проходит работа их детей за компьютером, то есть не осуществляют должный контроль за детьми. Следовательно, процесс формирования личности оказывается подвержен влиянию компьютера, что может в дальнейшем сказаться на выборе интересов, мировоззренческих взглядов, особенностях характера и других проявлениях личности. Поэтому возникла необходимость в разработке рекомендаций для родителей по осуществлению контроля и регуляции влияния компьютера на личность младшего школьника.

Для того, чтобы предотвратить зависимость ребёнка от компьютера:

Ø - общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением;

Ø - ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни;

Ø - обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы. Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной;

Ø - ограничьте время пребывания ребёнка за компьютером. Врачи-офтальмологи считают, что ребенок 8–9 лет может проводить за компьютером максимум 40 минут в день. В возрасте 7–12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 1–2 часа, но не ночью. После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;

Ø - не позволяйте своему чаду играть в компьютер за 1, 5–2 часа до сна и особенно ночью;

Ø - когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем;

Ø - если ребенок стал отдельным пользователем на компьютере, посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе;

Ø - также важно научить ребенка использовать компьютер в помощь учебе. Например, уже младшие школьники могут готовить небольшие доклады для урока;

Ø - следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки»;

Ø - если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция, кружок может быть любой направленности, главное – чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, все что угодно!

Для снижения утомляемости глаз:

Ø используйте хороший монитор, учитывайте его положение и расстояние от глаз до дисплея (45-60 см);

Ø чтобы избавиться от бликов на экране от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).

Ø время непрерывной работы с монитором: для взрослого - 2 часа; для ребёнка - 30 минут; перерыв - не менее 15 минут

Ø ограничьте время игры и работы в Интернете (самое вредное для зрения);

Ø использовать физкультминутки для глаз (См. Приложение №5).

Для снижения физического утомления:

Ø используйте специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;

Ø используйте специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

Для снижения психического напряжения:

Ø ограничьте временя игр-стрелялок и работы в Интернете;

Ø устраивайте регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

Ø проветривайте помещение, где находится компьютер.

Следуя данным рекомендациям, можно достичь оптимального варианта работы ребёнка за компьютером. Таким образом, родители смогут предотвратить негативное влияние компьютера на ещё формирующуюся личность.

Компьютер должен служить во благо и положительно влиять на формирующуюся личность младшего школьника. Для этого необходимо найти правильный подход при работе за ним и ответственно подходить к контролю над этим процессом.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу над данной темой, более детально изучив влияние компьютера одну из составляющих личности младшего школьника.

Спасибо за внимание, я готова выслушать Ваши вопросы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.