Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к коллоквиуму по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



  1. Общие вопросы по роману.
  • К какому жанру относится роман?

 бытовой /картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/, философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический)

· Когда и где происходит основное действие романа, как рисуется город?

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

 

  • Система персонажей в романе.

 

 

  1. Воланд и его свита. Сатирическое в романе.
  • Кто такой Воланд, кто составляет его свиту, с какой целью герои появляются в Москве?

Но особо стоит подчеркнуть то обстоятельство, что и Воланд, и вся его свита — обладатели какого-то дефекта внешности. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа.

 

 

  • Кого, за что и каким образом наказывает Воланд? Как вы понимаете слова: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо? »

Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитация деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары).
Композитора Берлиоза за неверие и гордыню, " людишек" из варьете за жадность, зависть....
Воланд выполняет поручения Иешуа Га-Ноцри — таким оригинальным способом Булгаков осуществляет взаимодополняемость доброго и злого начала. Он, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. Цель его миссии в Москве, кроме извлечения Мастера, также заключается в выявлении злого начала в человеке. Воланд и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в полной безнаказанности, а затем сами наказывают

" Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
слова Мефистофеля понимать нужно буквально:
по его мнению все зло, что ему приписывают, на самом деле - благо.

Это своего рода шутка дьявола.

  • Проблема добра и зла в романе. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?.. Тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги…» Это произведение посвящено не судьбе одного человека – оно рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Интервал во времени около двух тысяч лет только указывает на то, что проблема добра и зла – вечная проблема, актуальная во все времена.
    Вражда, зависть царствует в мире, который окружает Мастера. Эти пороки человечества обнажает Воланд. За свои кратковременные гастроли Воланд облицает деятелей литературной и театральной среды.
    Воланд появляется в столице, чтобы покарать взяточников, предателей, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранивших верность друг другу.
    По замыслу Булгакова со злом следует бороться не по законам добра, а силами зла, чтобы восстановить справедливость.
    Каждое поколение людей обязано вновь разрешить нравственные проблемы – этические противоречия. Одни люди иногда прозревают, «заглядывают внутрь себя», другие – никогда. Примером может служить Берлиоз. Он так ничего и не понял, ничего не осознал, возмездие настигает его – он гибнет.
    А Мастер? Истина открылась ему, он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем на пришел на Землю – написать роман об Иисусе Христе, но в результате он становится врагом общества. Мастер так же, как и Иешуа, но только в свое время, должен заплатить за право провозгласить свою истину.
    Сумасшедший дом – вот то место, где находят приют человеческие пороки. Мир оказался таким, что лишь сатана смог раздать всем по заслугам.
    На мой взгляд, Булгаков хотел показать, что грань между добром и злом еле заметна. Так и в жизни, делая добро мы можем не замечать, как порождаем зло.
    Мастер потерпел крах, но на земле у него остался ученик и роман, которому суждена жизнь.
  1. Мастер: проблема творчества и любовная линия в романе.
  • Почему Мастер назван Мастером, в чем смысл противопоставления мастер – писатель в романе? Какие черты, по Булгакову, должны быть присущи мастеру? Совершенно очевидно, что Мастер – один из главных героев произведения. Тогда почему автор не дал ему ни имени, ни фамилии, а также, с первого взгляда, странное название, откуда оно? Ответ не сложен: нет сомнения, что Булгаков был знаком с самой известной и влиятельной критической книгой в середине 20-х годов Льва Троцкого «Литература и революция».

    В своей статье Троцкий цитирует слова Блока: «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе».
  • В чем трагедия Мастера? Какова его судьба и судьба его произведения? Есть ли в этом закономерность? Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде - о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом единым…»), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва.
  • Какова роль Маргариты в романе? Как она связана с Мастером и Воландом? Любому Мастеру нужна Муза, а проще говоря - женщина, которая будет его опекать, защищать и быть источником вдохновения одновременно. В реальной жизни это очень сложно. Прообразом Маргариты стала одна из жен Булгакова. Традиционно считается, что образ Маргариты - символ верной и вечной любви,

 

 

  1.  «Евангелие по Булгакову»: ершалаимские главы в романе.
  • Образ Иешуа: внешность, манеры, отношение к вере, истине, власти. Иешуа Га-Ноцри пришел в этот мир в начале христианской эры, проповедуя свое учение о добре. Однако его современники не смогли понять и принять эту истину. Иешуа приговорили к позорной смертной казни — распятию на столбе. С точки зрения религиозных деятелей, образ этого человека не вписывается ни в какие христианские каноны. Более того, сам роман был признан «евангелием от сатаны». Однако булгаковский персонаж — образ, включающий в себя религиозные, исторические, этические, философские, психологические и другие черты. Именно поэтому он так сложен для анализа. Безусловно, Булгаков, как человек образованный, прекрасно знал Евангелие, однако он не собирался писать еще один образец духовной литературы. Его произведение глубоко художественно. Поэтому писатель сознательно искажает факты. Иешуа Га-Ноцри переводится, как спаситель из Назарета, тогда как Иисус родился в Вифлееме.

    Булгаковский герой — «человек лет двадцати семи», Сыну Божьему было тридцать три года. У Иешуа существует только один ученик Левий Матвей, у Иисуса — 12 апостолов. Иуда в «Мастере и Маргарите» был убит по приказанию Понтия Пилата, в Евангелии он повесился. Подобными несоответствиями автор хочет еще раз подчеркнуть, что Иешуа в произведении, в первую очередь, является человеком, который сумел в самом себе найти психологическую и нравственную опору и быть ей верным до конца своей жизни. Обращая внимание на внешний вид своего героя, он показывает читателям, что красота духовная, куда выше внешней привлекательности: «... был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека было большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Это человек не был по божественному невозмутим. Он, как и обычные люди был подвержен страху перед Марком Крысобоем или Понтием Пилатом: «Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Иешуа не подозревал о своем божественном происхождении, поступая как обычный человек.

Образ Понтия Пилата. Тема долга и совести. Как поступает Пилат после смерти суда над Иешуа и почему? Как автор передает страдания Пилата? Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненави­дит из-за своих обязанностей. Пилат жестокий человек, его называют «свирепое чудовище», и он этим кичится; он считает, что миром руководит закон силы. Он был во­ином, знает цену опасности и поэтому считает, что по­беждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости. Понтий Пилат живет по своим зако­нам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчи­няющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, что всесилен римский император, а в Ерлаша­име он — наместник императора, значит, господин всех и вся. Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть.

Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он лю­бит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Но­цри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство. Более того, этот «бродяга» смеет пред­лагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Га-Ноцри считает, что «злых людей нет на свете», есть люди «не счастливые»; он предельно откровенен, ведь «правду го­ворить легко и приятно». Арестант показался интересен прокуратору.

 

  • Образы Левия Матвея и Иуды в романе. евий Матвей — персонаж повествования Воланда, сна Ивана и романа Мастера. Герою около сорока лет. Сборщик податей, он под влиянием беседы с Иешуа становится его учеником и спутником, ведет хронику его жизни и записывает его высказывания, существенно искажая их смысл. Образ персонажа ассоциируется с евангелистом; при этом Л. представлен как человек ограниченный и фанатичный. Обвиняя себя в том, что не смог уберечь Иешуа от ареста, Л. надеется спасти его от мучений на кресте, ударив ножом по дороге к месту казни, однако план не удается. Л. наблюдает за казнью издали, а когда солдаты уходят, снимает с крестов тела трех казненных и пытается унести тело Иешуа. Его обнаруживают сотрудники тайной службы прокуратора, и Л. присутствует при похоронах казненных. После этого его доставляют к Пилату, которому Л. заявляет о намерении убить Иуду, в изумлении узнавая, что тот уже убит по приказу прокуратора. Л. отвергает предложение Пилата стать его библиотекарем, отказывается и от денег и просит лишь кусочек чистого пергамента. В «московской» фабуле романа Л. является к Воланду от имени Иешуа просить за Мастера и Маргариту. При этом собеседники относятся друг к другу неприязненно — видно, что это не первая их встреча; Воланд замечает: «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда». Воланд называет Л. «рабом», а тот себя — «учеником» Иешуа.

 

 

Вопросы для дополнительных баллов:

  1. Система двойников в романе.

У Маргариты двойника нет.
Мастер-Иешуа
Бездомный-Левий Матвей
Алоизий Могарыч-Иуда

Понтий Пилат – Воланд
Низа – Гелла – Наташа
Иосиф Каифа – Берлиоз
Афраний –Коровьев-Фагот
Марк Крысобой – Азазелло

  1. Тема дома. Кто ищет дом? Почему Иван – Бездомный? Это творческий псевдоним Ивана Понырева. И. Б. - персонаж, который на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы. В первой же главе Б и Берлиоз встречаются на Патриарших прудах с Воландом. В дальнейшем Берлиоз погибает под колесами трамвая. Б во всем винит таинственного иностранца и начинает погоню за Воландом и его свитой. В дальнейшем Б сдают в психиатрическую лечебницу. Так Б наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости. В больнице Б встречает Мастера. Тот рассказывает ему свою историю. Б обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. Пересмотрев в больнице все свои нравственные идеалы, Б становится совершенно другим человеком. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.
  2. Тема сумасшествия в романе.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.