Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перфективация и имперфеткивация



 

Вид– это такая несловоизменительная морфологическая категория глагола, которая выражается в противопоставлении грамматических классов сов и несов вида и служит для обозначения характер действия, способа его протекания во времени.

Категория вида в русском языке оформилась сравнительно поздно.

К XVII веку в русском языке формируется категория вида, имеющая до сих пор своё первоначальное состояние. Существенным этапом на пути становления категории вида в современном русском языке была утрата форм прошедшего времени (аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта).

Виноградов В. В. подчеркивал: «Теория видов русского глагола — один из наиболее трудных, спорных и неразработанных отделов русской грамматики». К изучению категории вида обращались многие известные лингвисты: Фортунатов Ф. Ф., Шахматов А. А., Богородицкий В. А., Буслаев Ф. И. и др.

Наиболее хорошо разрабатывает Виноградов. В основу определения видовых различий им положено «значение предельности». «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия».

Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме- спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая — несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю — совершенный вид.

Различаются два вида: совершенный и несовершенный.

Ученик решил (решит) задачу. – Ученик решал (будет решать) задачу. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил совершенного вида, он обозначает действие, которое завершилось достижением результата и является законченным. В этом глаголе грамматически выражено указание на предел, границу действия, поэтому действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность. Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия.

Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т. п. ).

Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).

Лекант выделяет следующие грамматические формальные различия глаголов сов и несов вида и делит их на парадигматические и синтагматические:

Парадигматические: 1) глагнесов вида имеют полную временную парадигму (читал, читаю, буду щитать, читающий), у глаг сов вида нет формы настоящего времени (прочитал, прочитает, прочитанный)

2) у глагнесов вида форма будущего времени явл-ся аналитической (буду смотрть), у сов вида – синтетическая (посмотрю)

Синтагматические различия: 1)НФ глаг сов вида не сочетается с фазисными глаголами (начать-начинать, продолжить-продолжать, закончить-заканчивать), НФ глаголов несовершенного вида сочетаются с фазисными глаг (начинаю говорить, закончил пересказывать)

2)глаг сов вида не сочетаются с глаголами следующих семант групп: а показывающих неограниченную длительность(без конча, долго, нескончаемо, сутками), б обозначающие регулярную повторяемость (периодически, регулярно, ежедневно, каждый день, по вечерам), в имеющие значение модальности (бесполезно, бессмысленно, излишне, напрасно, не надо), негативно-оценочные (не люблю, не привык, избегаю, разучился).

В группе глаголов несовершенного вида выделяются глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы: а) некратные глаголы, обозначающие движение единичное, совершающееся в одном определенном направлении: бежать, брести, вести, везти, гнать, ехать, идти, катить, лезть, лететь, нести, плыть, ползти, тащить; б) кратные глаголы, обозначающие движение или непрерывное, но разнонаправленное, или однонаправленное, но прерывистое: бегать, бродить, водить, возить, гонять, ездить, ходить, катать, лазить, летать, носить, плавать.

Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совершилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть (один раз и быстро), качнуть, дёрнуть и т. п.

Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: подталкивать покачивать, подёргивать, почитывать и т. д.

Основные грамматические различия видов касаются значений и форм времени:

*3) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени действительные и страдательные, у глаголов совершенного вида эти причастия отсутствуют;

Глаголы совершенного вида, как правило, образуются от глаголов несовершенного вида посредством присоединения приставок и реже - суффиксов (ср.: печь - испечь, прыгать - прыгнуть и т. п. ).

Менее продуктивными способами видового образования являются: 1) противопоставление аффиксов, например: -а(ть), -я(ть), - -и(ть), -е(-ть), обычно сопровождаемое чередованием в корне (ср.: пускать - пустить, умирать - умереть); 2) перемещение ударения (ср.: рассыпать - рассыпать, разрезать - разрезать), 3) выражение видов разными словами (ср.: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, ложиться - лечь, садиться - сесть, становиться - стать).

Бесприставочные глаголы со значением совершенного вида малочисленны: пустить, купить, пленить, хватить, решить, дать, явить, лишить, бросить, кончить, обидеть и др.

При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата: а) присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь - перелететь, взлететь и т. п. ); б) присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть - ослепнуть, обедать - пообедать и т. п. ). В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о- (об-, обо-), по-; с- (со-): ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать; реже - за; у; на; вз-: задушить, утопить, наточить, вспотеть; и очень редко - из; при; вы; раз-: испугать, приготовиться, вырасти, разбередить.

Большинство глаголов русского языка образует соотносительныевидовыепары – это противопоставление двух глаголов с одинаковым лексическим значением, различающиеся грамматич значением вида несовершенного и совершенного (решить-решать, писать-написать).

Но определить насколько глаголы действительно сходны по значению, оказывается нелегко и вызывает дискуссии в научных кругах. Ю Маслов предложил проверять глаголы с помощью построения конструкций с «настоящим историческим).

Например: Вот он делает вчера упражнения и видит… Если конструкция синонимична не только с использованием глаголов прошедшего времени несов вида (и вот он желал вчера упражнение и увидел), но и сов вида – (вот он сделал вчера упражнение и увидел), то глаголы делал-сделал могут считать парными, в отличие от делал-выделал, делал-переделал.  

Образование видовых пар глагола происходит с помощью 2х процессов:

Перфективация и имперфеткивация



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.