Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Требования к результатам учебной деятельности учащихся



 

УТВЕРЖДЕНО
ПостановлениеМинистерстваобразования
РеспубликиБеларусь
27. 07. 2017 № 91

 

 

Учебная программа по учебному предмету

«Трудовое обучение. Технический труд»

для V-VII класcов учреждений общего среднего образования

с русским языком обучения и воспитания

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» в V—VII классах осуществляется по новым учебным программам 2017 года.

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в V—VII классах является формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой, конструкторско-технологической деятельности, декоративно-прикладного и технического творчества, способствующих социализации личности в современных социально-экономических условиях.

Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач:

формирование знаний, умений и навыков в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций) по обработке материалов, техническому и художественному творчеству, ремонтным работам в быту;

формирование основ графической и технологической грамотности, умений экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасного поведения;

формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

развитие познавательных интересов, конструкторско-технологических и творческих способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов трудовой деятельности;

воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.

Содержание учебной программы реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Практическое обучение осуществляется в процессе практической деятельности учащихся.

Обучение учебному предмету «Трудовое обучение» на II ступени общего среднего образования базируется на методологических подходах: системно-деятельностном, средовом, личностно-ориентированном, культурологическом, компетентностном.

К основным видам компетенций, формируемых в процессе трудового обучения учащихся, относятся личностные, метапредметныеи предметные компетенции.

Личностные компетенции ориентированы на готовность и способность обучающихся к саморазвитию. К личностным компетенциям относятся:

• ценностно-смысловые — способности к ценностному и эмоционально-волевому осуществлению деятельности, принимать знания как ценности; уметь гармонично адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения;

• рефлексивно-оценочные — способности осознавать собственные индивидуально-личностные особенности, свое психическое состояние; осуществлять субъективный самоконтроль и самооценку, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию;

• коммуникативные — способности к организации и продуктивному сотрудничеству в коллективной деятельности, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать их и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных, организационных и практических задач.

Метапредметные компетенции направлены на овладение обучающимися универсальными учебными действиями (регулятивными, информационными, познавательными), составляющими основу умения учиться. К метапредметным компетенциям относятся:

• регулятивные — способности принимать учебную задачу, ставить цели в учебно-технологической и творческой деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять промежуточный и итоговый контроль и оценку учебных действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя, выполнять учебные действия в теоретической и практической деятельности;

• информационные — способности осуществлять поиск, обработку, хранение и передачу необходимой информации в соответствии с уровнем и сложностью решения задач, создания собственного информационного продукта, представлять информацию в разнообразной форме (табличная, графическая, схематическая и др. ) для решения задач, строить ответы в устной и письменной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• познавательные — способности осуществлять учебно-познавательную деятельность, анализировать предметы с выделением существенных и несущественных характеристик и элементов, проводить сравнение по заданным критериям, строить рассуждения об изделиях, их строении, свойствах и связях, обобщать, устанавливать аналогии, выполнять проектную деятельность.

Предметные компетенции формируются при освоении учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания изделий; оценка свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся технических средствах и технологиях создания изделий; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования; планирование технологического процесса; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера изделия и технологии его изготовления; проектирование последовательности технологических операций и разработка технологической документации; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм безопасного поведения и др.

Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в V—VII классах представлено инвариантным и вариативным компонентами.

Инвариантный компонент включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту». Содержание инвариантного компонента направлено на последовательное овладение учащимися VII класса отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов, а также ремонтными работами в быту.

Вариативный компонент содержит темы, отражающие различные виды технического и художественного творчества учащихся. Учителю предоставляется возможность самостоятельно определить вид творчества (один или несколько) в каждом классе или выбрать сквозную тему с V по VII класс. Кроме перечисленных в учебной программе видов технического и художественного творчества учитель может выбрать иной (не указанный в списке) вид творчества с учетом возрастных особенностей и желаний учащихся, состояния материально-технической базы, региональных и местных условий, особенностей и традиций.

После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат для V—VII классов перечень знаний (на уровне представления и понимания), подлежащих контролю в процессе обучения.

Содержаниеучебнойпрограммыпредусматриваетознакомлениеучащихся с оборудованиемучебныхмастерских и организациейучебныхместдляручной и механическойобработкиконструкционныхматериалов; правиламибезопасногоповедения; изучениевидов и основныхсвойствиспользуемыхматериалов, ихэкономноеиспользование; изучениевидовинструментов и приспособлений, безопасныхметодов и приемовихиспользования; раскрытиесодержания, последовательности и приемоввыполнениятехнологическихопераций; изучениеразличныхвидовремонтныхработ в быту и овладениеприемамиихвыполнения; изучениевидовтехнического и художественноготворчества; ознакомление с технологическимпроцессом; чтение и оформлениеграфической и технологическойдокументации.

В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов.

Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. Все виды учебных занятий по техническому труду носят практико-ориентированный характер. Учебной программой для V—VII классов предусмотрены практические работы. Также для V—VII классов приведены примерные перечни изделий как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий может изменяться и дополняться учителем с учетом желаний и возможностей учащихся, состояния материально-технической базы. Выбор изделий должен обеспечивать возможность динамичного развития формируемых умений учащихся и достижения установленных результатов учебной деятельности учащихся (компетенций).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для V—VII классов

Названиераздела

Количествочасов

V VI VII

ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обработкадревесины 17*/17** 36/18 28/14
Обработкаметаллов 8/8 16/8 24/12
Ремонтныеработы в быту 3/3 4/2 4/2

ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ***

Техническое творчество Начальное моделирование Автомоделирование Авиамоделирование Судомоделирование Конструирование и др. Художественная обработка материалов Выжигание по древесине Аппликация из соломки Плетение из соломки Аппликация и плетение из бересты Пропильная резьба по древесине Контурная резьба по древесине Геометрическая резьба по древесине Деревянная мозаика (интарсия) Леснаяскульптура и др. 6/6 12/6 12/6
Резерввремени 1/1 2/1 2/1
Итого 35/35 70/35 70/35

 

* — количество часов для изучения разделов (тем) в школах;

** — количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях;

*** — последовательность и выбор количества тем на изучение разделов вариативной части в каждом классе осуществляется учителем самостоятельно на основании желания учащихся, региональных особенностей и традиций.


 

Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать на факультативных занятиях и в кружках по соответствующим программам.

В учебной программе для каждого класса учитель имеет право изменить последовательность изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения курса в целом. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15 % учебного времени с учетом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской.

Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя.

Инструменты, приспособления и учебное оборудование в мастерских должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.

Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных практических работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления изделий, разработки графической и технологической документации. С учетом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасного поведения; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.


 

Vкласс

ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обработка древесины (17/17 ч)

Столярная мастерская. Общие сведения о столярной мастерской. Правила безопасного поведения в мастерской. Учебное место для ручной обработки пиломатериалов и фанеры: организация учебного места, оборудование. Назначение, устройство столярного верстака, проверка соответствия высоты верстака росту учащегося, правила пользования верстаком.

Практическая работа. Изучение устройства столярного верстака, способов закрепления заготовки с помощью винтовых зажимов.

Получение и применение древесины. Общие сведения о строении дерева. Понятие о древесине. Заготовка древесины, использование древесины в хозяйстве. Общие сведения о деревообрабатывающей промышленности, получении пиломатериалов, видах пиломатериалов (брус, брусок, доска), области применения. Листовые древесные материалы (шпон, фанера), область применения.

Практическая работа. Изучение пиломатериалов, листовых древесных материалов.

Графическая документация. Понятие о чертеже, эскизе, и техническом рисунке. Общие сведения о масштабе, линиях чертежа, размерах, оформлении и чтении чертежа (эскиза), чертежных инструментах. Правила чтения чертежа (эскиза).

Практическая работа. Чтение чертежа (эскиза) изделия.

Технологическая документация. Понятие о детали и сборочной единице. Понятие о заготовке, инструментах, приспособлениях. Общие сведения о технологическом процессе, технологической операции. Общие сведения о технологической документации, используемой в учебных целях: технологическая карта (учебная).

Практическая работа. Чтение технологических карт (учебных) на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры.

Измерение и разметка заготовок из древесины. Общие сведения об измерении и разметке. Виды разметки: по чертежу, с помощью шаблона. Инструменты и приспособления для измерения и разметки, их назначение. Определение базовой стороны заготовки. Приемы разметки при помощи линейки, столярного угольника, шаблона. Понятие о припуске. Качество выполнения разметки. Экономное использование материалов.

Практическая работа. Разметка заготовок с использованием линейки, столярного угольника, шаблона.

Пиление древесины. Общие сведения о пилении древесины. Виды пиления. Общие сведения об инструментах и приспособлениях для пиления, их назначении. Пиление столярной ножовкой: устройство, приемы пиления. Пиление лобзиком: устройство, приемы пиления ручным лобзиком, приспособления для пиления. Качество выполнения пиления. Общие сведения об электрифицированном инструменте для пиления. Зачистка деталей. Правила безопасного поведения в процессе пиления и зачистки деталей из древесины.

Практические работы. Пиление заготовок из древесины столярной ножовкой, ручным лобзиком. Зачистка деталей напильником.

Сборка деталей из древесины. Общие сведения о сборке деталей из древесины. Общие сведения о соединениях на клее, о клеях на основе ПВА. Подготовка поверхности к склеиванию, приемы склеивания, инструменты и приспособления. Общие сведения о сборке деталей из древесины на гвоздях, видах гвоздей. Правила соединения деталей при помощи гвоздей. Инструменты, приспособления, приемы работы. Качество выполнения сборки. Правила безопасного поведения при сборке деталей из древесины.

Практические работы. Сборка деталей из древесины на клее; на гвоздях.

Шлифование древесины. Общие сведения о шлифовании изделий из древесины, инструментах, приспособлениях для шлифования. Приемы шлифования при помощи шлифовальной шкурки. Качество выполнения шлифования. Правила безопасного поведения при шлифовании изделий из древесины.

Практические работы. Шлифование изделий из древесины при помощи шлифовальной шкурки.

Ознакомление с профессиями вальщика, столяра, чертежника-кон­структора и др.

Примерный перечень изделий. Разделочные доски, подставки под горячее и цветы, кормушки для птиц, фигурки животных, буквы для стендов, макеты и модели, кубики, коробочки, декоративные и сувенирные изделия и др.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о столярной мастерской; строении дерева, заготовке древесины, получении пиломатериалов, листовых древесных материалов (шпоне, фанере), масштабе, линиях чертежа, размерах на чертеже, оформлении и чтении чертежа, технологическом процессе, технологической операции, технологической документации, используемой в учебных целях, ручных и электрифицированных инструментах, приспособлениях; сборке деталей из древесины, шлифовании изделий.

на уровне понимания: правила безопасного поведения в столярной мастерской; назначение и устройство столярного верстака; сущность понятий: древесина, оборудование, инструменты, приспособления, заготовка, деталь, сборочная единица, технический рисунок, эскиз, чертеж, разметка, припуск, пиление древесины; назначение оборудования, инструментов и приспособлений для выполнения технологических операций; приемы и правила соединения деталей при помощи гвоздей, на клее.

уметь:

• организовывать учебное место (размещать инструменты и приспособления на столярном верстаке), пользоваться столярным верстаком, закреплять заготовки в зажимах столярного верстака;

• распознавать пиломатериалы и листовые древесные материалы (шпон, фанера), графические изображения, условные обозначения на чертежах (радиус, диаметр, толщина), виды разметки (по чертежу и шаблону);

• читать чертежи (эскизы), технологическую карту (учебную) на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры;

• определять базовую сторону заготовки из древесины;

• выбирать заготовки из пиломатериалов и фанеры с припуском на обработку с учетом экономии материалов; инструменты и приспособления для выполнения технологических операций;

• контролировать качество выполнения технологических операций;

• пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций;

владеть:

• безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций;

• приемами выполнения измерения и разметки заготовок из древесины (линейка, угольник, шаблон), пиления древесины (ножовка, ручной лобзик), зачистки деталей (рашпиль, надфиль), шлифования изделия (шлифовальная шкурка), сборки деталей из древесины на клее и на гвоздях.

Обработка металлов (8/8 ч)

Слесарная мастерская. Общие сведения о слесарной мастерской. Правила безопасного поведения в мастерской. Учебное место для ручной обработки металлов: организация учебного места, оборудование. Назначение и устройство слесарного верстака. Устройство слесарных тисков, правила пользования.

Практическая работа. Изучение устройства слесарного верстака, слесарных тисков, освоение приемов закрепления заготовок.

Получение и применение металлов. Общие сведения о металлообрабатывающей промышленности: получение и применение металлов и сплавов. Проволока: способы получения, область применения.

Практическая работа. Изучение свойств проволоки.

Графическая и технологическая документация. Особенности графических изображений простых изделий из проволоки. Определение длины заготовки (длина окружности) из проволоки. Чтение технологических карт (учебных) на изготовление изделий из проволоки.

Практические работы. Чтение чертежей (эскизов) на изготовление изделий из проволоки. Чтение технологических карт (учебных) на изготовление изделий из проволоки.

Правка проволоки. Общие сведения о правке проволоки. Инструменты и приспособления для правки проволоки. Приемы правки. Качество выполнения правки проволоки. Правила безопасного поведения при правке проволоки.

Практическая работа. Правка заготовки из проволоки.

Измерение, разметка и резка проволоки. Общие сведения об измерении и разметке заготовок из проволоки. Инструменты и приспособления для измерения и разметки. Приемы резки проволоки, инструменты и приспособления. Резка проволоки кусачками. Зачистка срезов (торцов) проволоки. Качество выполнения разметки и резки проволоки. Экономное использование материалов. Правила безопасного поведения при резке проволоки.

Практические работы. Измерение и разметка заготовок из проволоки. Резка проволоки кусачками, зачистка срезов (торцов).

Гибка проволоки. Гибка проволоки. Инструменты и приспособления для гибки проволоки. Приемы гибки проволоки. Общие сведения о сборке деталей из проволоки. Качество выполнения гибки проволоки. Правила безопасного поведения при гибке проволоки.

Практические работы. Гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Сборка деталей из проволоки.

Ознакомление с профессиями слесаря, разметчика и др.

Примерный перечень изделий. Проволочные головоломки, кольца для штор, подставки под горячее, подвесные крючки, цепочки, проволочные изделия в виде растений и животных, крючки дверные, чертилки, вешалки, макеты и модели, декоративные и сувенирные изделия и др.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о слесарной мастерской; металлообрабатывающей промышленности, получении и применении металлов и сплавов, правке, измерении и разметке заготовок из проволоки, сборке деталей из проволоки.

на уровне понимания: правила безопасного поведения в слесарной мастерской, организации учебного места, назначение и устройство слесарного верстака, слесарных тисков и правила пользования, сведения о получении и применении проволоки, ее свойствах, особенности графического изображения изделий из проволоки; приемы правки, резки, гибки проволоки, зачистки срезов (торцов);

уметь:

• организовывать учебное место (закреплять заготовку в слесарных тисках в зависимости от обрабатываемого материала);

• сравнивать различные виды проволоки, учитывать их свойства при выборе материала для изделия;

• читать чертеж (эскиз) изделия из проволоки, технологические карты (учебные) на изготовление изделий из проволоки;

• определять длину заготовки из проволоки с учетом конфигурации изделия (прямолинейные, криволинейные участки), рассчитывать длину окружности для изготовления кольца из проволоки;

• размечать заготовки из проволоки с припуском на обработку, экономно использовать материалы;

• выбирать способ правки и гибки проволоки в зависимости от ее толщины и материала, из которого она изготовлена; инструменты для резки, правки, гибки проволоки;

• пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций;

владеть:

• безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций, приемами выполнения измерения заготовки из проволоки, правки, разметки, резки проволоки кусачками, гибки, сборки деталей из проволоки.

 

Ремонтные работы в быту (3 ч)

Ремонт мебели. Общие сведения о видах ремонта мебели в быту, разъемных и неразъемных мебельных соединениях. Простейший ремонт мебели (стулья, столы и др. ): ремонт разъемных соединений (перетяжка винтовых соединений), ремонт неразъемных соединений на клее (соединения на шипах, на нагелях). Инструменты и приспособления для перетяжки винтовых соединений. Качество выполнения перетяжки. Правила безопасного поведения при выполнении ремонтных работ.

Практические работы. Простейший ремонт (стульев, столов и др. ): перетяжка винтовых соединений, ремонт соединений на клее.

 

Ознакомление с профессиями реставратора и др.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о видах ремонта мебели, видах разъемных и неразъемных мебельных соединений;

на уровне понимания: способы простейшего ремонта винтовых соединений мебели, ремонта неразъемных соединений на клее;

уметь:

• выбирать материалы для выполнения ремонта мебели;

• пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для выполнения простейшего ремонта мебели (стульев, столов и др. );

• производить простейший ремонт мебели (перетяжку винтовых соединений, ремонт неразъемных соединений);

владеть:

• безопасными приемами работы с инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении ремонта мебели, приемами сборки винтовых соединений, ремонта неразъемных соединений, проверки качества выполнения ремонта мебели.


 

VI класс

ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обработка древесины (36/18 ч)

Породы древесины. Общие сведения о разрезах ствола дерева, породах древесины: лиственные и хвойные. Основные свойства древесины (цвет, запах, твердость). Понятие о текстуре древесины.

Практическая работа. Изучение образцов пород древесины.

Понятие о пиломатериалах. Понятие о пиломатериалах, виды пиломатериалов. Элементы пиломатериалов (пласть, кромка, торец, ребро).

Практическая работа. Изучение видов пиломатериалов, их элементов.

Графическая документация. Общие сведения о видах на чертеже: расположение видов на чертеже (главный вид, вид слева, вид сверху). Правила выполнения чертежа изделия.

Практическая работа. Выполнение чертежа (эскиза) простого изделия.

Технологическая документация. Понятие о производственном и технологическом процессах, технологической операции, технологической карте (учебной). Общие сведения о машине и механизме. Типовые детали и их соединения. Правила чтения, составления и оформления технологической карты (учебной) на изготовление изделия.

Практические работы. Изучение видов типовых деталей и их соединений. Разработка технологической карты (учебной) на изготовление простого изделия из пиломатериалов (фанеры).

Разметка заготовок из древесины. Общие сведения о разметке. Понятие о базовой стороне. Устройство и назначение рейсмуса. Приемы разметки заготовки рейсмусом. Качество выполнения разметки. Правила безопасного поведения при разметке. Экономное использование материалов.

Практическая работа. Разметка заготовок из древесины рейсмусом.

Строгание заготовок из древесины. Общие сведения о строгании древесины. Инструменты и приспособления для строгания, их виды, устройство и назначение. Приемы строгания. Качество выполнения строгания. Правила безопасного поведения при строгании.

Практическая работа. Строгание заготовок из древесины.

Сверление древесины (ручное). Понятие о сверлении древесины. Инструменты и приспособления для ручного сверления древесины. Общие сведения о ручном электрифицированном инструменте для сверления, его назначении и применении. Виды сверл. Приемы сверления. Качество выполнения сверления. Правила безопасного поведения при сверлении древесины.

Практическая работа. Изучение видов сверл. Сверление древесины.

Шлифование древесины. Понятие о шлифовании древесины. Инструменты и приспособления для шлифования. Приемы шлифования. Общие сведения о ручном электрифицированном инструменте для шлифования, его назначении и применении. Качество выполнения шлифования. Правила безопасного поведения при шлифовании древесины.

Практическая работа. Шлифование заготовки из древесины.

Сборка деталей из древесины. Сборка деталей из древесины на шурупах. Виды шурупов. Инструменты и приспособления для сборки деталей на шурупах. Приемы сборки деталей на шурупах. Общие сведения о ручном электрифицированном инструменте, его назначении и применении. Качество выполнения сборки на шурупах. Правила безопасного поведения при сборке изделия.

Практическая работа. Сборка деталей из древесины на шурупах.

Отделка изделий из древесины. Общие сведения об отделке изделий из древесины, видах отделки. Прозрачная отделка (лаки на водной основе, масла). Приемы выполнения прозрачной отделки. Качество выполнения прозрачной отделки. Правила безопасного поведения при отделке древесины.

Практическая работа. Прозрачная отделка поверхности изделия.

 

Ознакомление с профессиями технолога, столяра и др.

Примерный перечень изделий. Полки, подставки под салфетки, рамки для фотографий, вешалки, стульчики, предметы кухонных наборов, скворечники, макеты и модели, декоративные и сувенирные изделия и др.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о разрезах ствола дерева, породах древесины, видах на чертеже, их расположении, машине и механизме, разметке заготовок из древесины, строгании, сборке на шурупах, отделке и ее видах, ручном электрифицированном инструменте для сверления, шлифования и сборки на шурупах;

на уровне понимания: основные свойства древесины (цвет, запах, твердость), понятие о текстуре древесины, пиломатериалах, их видах и элементах, базовой стороне, правила выполнения чертежа изделия, чтения и оформления технологической карты (учебной), сущность понятия производственного процесса и его составляющих, сведения о типовых деталях и их соединениях, о прозрачной отделке, назначение и устройство рейсмуса, сущность понятий сверления и шлифования, виды и назначение инструментов для строгания и ручного сверления, виды сверл, виды отделки, приемы строгания, сверления отверстий, прозрачной отделки;

уметь:

• распознавать породы древесины, виды пиломатериалов;

• определять элементы пиломатериалов (пласть, кромку, торец, ребро), виды на чертеже (эскизе);

• выполнять чертеж (эскиз) простого изделия;

• разрабатывать технологическую карту (учебную) на изготовление простого изделия;

• выбирать заготовки для изделий, определять или подготавливать базовую сторону заготовки, выбирать инструменты и приспособления для выполнения технологических операций;

• выполнять разметку заготовок рейсмусом, строгание, шлифование, сверление древесины (ручное), сборку деталей из древесины на шурупах, прозрачную отделку изделия;

• пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций;

владеть:

• приемами организации учебного места, безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций, приемами разметки заготовок, строгания, шлифования, сверления (ручное), сборки деталей из древесины на шурупах, прозрачной отделки готового изделия.

Обработка металлов (16/8 ч)

Тонколистовой металл. Понятие о тонколистовом металле. Общие сведения о процессе получения тонколистового металла. Виды тонколистового металла, применение.

Практическая работа. Изучение видов тонколистового металла.

Графическая документация. Графическое изображение изделий из тонколистового металла. Понятие о развертке. Графическое изображение развертки на чертеже (эскизе).

Практическая работа. Выполнение чертежа развертки.

Технологическая документация. Технологическая документация на изготовление изделий из тонколистового металла.

Практическая работа: Разработка технологической карты (учебной) на изготовление изделия из тонколистового металла.

Правка тонколистового металла. Общие сведения о правке металлов. Правка тонколистового металла, способы правки. Инструменты и приспособления для правки тонколистового металла. Приемы правки. Правила безопасного поведения при правке металлов.

Практическая работа. Правка заготовки из тонколистового металла.

Разметка тонколистового металла. Разметка заготовок из тонколистового металла. Инструменты и приспособления для разметки. Приемы разметки заготовок с использованием линейки, слесарного угольника, чертилки. Качество выполнения разметки. Экономное расходование материалов. Правила безопасного поведения при разметке заготовок из тонколистового металла.

Практическая работа. Разметка заготовки из тонколистового металла.

Резка тонколистового металла. Общие сведения о резке тонколистового металла ножницами по металлу, устройстве и видах ножниц. Приемы резки заготовок из тонколистового металла. Зачистка деталей из тонколистового металла. Приемы зачистки. Качество выполнения резки и зачистки деталей. Правила безопасного поведения в процессе резки металлов.

Практические работы. Резка и зачистка заготовки из тонколистового металла.

Гибка тонколистового металла. Общие сведения о гибке металлов. Гибка заготовок из тонколистового металла. Приемы гибки. Инструменты и приспособления для гибки заготовок из тонколистового металла. Качество выполнения гибки и соединения деталей. Правила безопасного поведения при гибке металлов.

Практическая работа. Гибка заготовки из тонколистового металла.

Шлифование тонколистового металла. Общие сведения о шли­фо­вании металлов. Инструменты и приспособления для шлифования. Приемы шлифования. Качество выполнения шлифования. Правила безопасного поведения при шлифовании металлов.

Практическая работа. Шлифование заготовки из тонколистового металла.

 

Ознакомление с профессиями прокатчика, резчика металла и др.

Примерный перечень изделий. Флюгеры, совки, коробочки, брелоки, жетоны, цветы из металлов, урны, крючки для вешалок, макеты и модели, декоративные и сувенирные изделия и др.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о процессе получения тонколистового металла и его применении, разметке, правке металлов, резке, гибке, шлифовании; особенности графического изображения изделий из тонколистового металла;

на уровне понимания: понятие о тонколистовом металле, развертке, видах тонколистового металла, их применении, сведения о правке тонколистового металла, способах правки, виды ножниц по металлу, понятие о разметке, приемы разметки, резки, зачистки, гибки и шлифования металлов;

уметь:

• распознавать виды тонколистового металла;

• выполнять чертеж развертки;

• разрабатывать технологическую карту (учебную) на изготовление изделия;

• выбирать заготовку из тонколистового металла в зависимости от назначения изделия, способы правки и гибки в зависимости от толщины материала заготовки;

• выполнять правку, разметку, резку, гибку, зачистку и шлифование заготовок из тонколистового металла;

• контролировать качество выполнения технологических операций;

• пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций;

владеть:

• приемами организации учебного места, безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций, приемами правки металлов, разметки, резки металлов ножницами по металлу, гибки тонколистового металла, шлифования металла.

 

Ремонтные работы в быту (4/2 ч)

Ремонт ручных инструментов. Общие сведения о ремонтных работах в быту. Ремонт ручных инструментов (молотка и др. ), хозяйственного инвентаря (швабр, лопат, граблей и др. ). Порядок и правила выполнения ремонтных работ. Качество выполнения ремонта ручных инструментов и хозяйственного инвентаря. Правила безопасного поведения при проведении ремонтных работ.

Практические работы. Простейший ремонт ручных инструментов и хозяйственного инвентаря.

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны:

знать:

на уровне представления: общие сведения о ремонтных работах в быту;

на уровне понимания: порядок и правила выполнения ремонтных работ, способы ремонта ручных инструментов и хозяйственного инвентаря;

уметь:

• выполнять ремонт ручных инструментов и хозяйственного инвентаря;

• контролировать качество выполнения ремонта;

• пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для выполнения технологических операций;

владеть:

• приемами организации учебного места, безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций, простейшими способами ремонта ручных инструментов и хозяйственного инвентаря.


 

VIIкласс

Инвариантный компонент

Обработка древесины (28/14 ч)

Строение древесины. Общие сведения о строении древесины на поперечном разрезе ствола дерева.

Практическая работа. Изучение строения древесины на поперечном разрезе ствола дерева.

Понятие о листовых древесных материалах. Общие сведения о листовых древесных материалах. Виды листовых древесных материалов, их получение, свойства, применение.

Практическая работа. Изучение листовых древесных материалов.

Графическая и технологическая документация. Общие сведения осборочном чертеже изделия. Понятие о спецификации. Правила чтения сборочного чертежа. Составление и оформление технологической карты (учебной) на изготовление изделия.

Практические работы. Чтение сборочного чертежа. Разработка технологической карты (учебной) на изготовление изделия из древесины.

Пиление заготовок из древесины. Общие сведения о пилении древесины вдоль волокон. Инструменты и приспособления для пиления вдоль волокон. Приемы пиления древесины вдоль волокон. Качество выполнения пиления. Правила безопасного поведения при пилении древесины.

Практическая работа. Пиление заготовок из древесины вдоль волокон.

Столярные соединения. Общие сведения о столярных соединениях. Соединение брусков в половину толщины бруска: по длине, под разными углами. Инструменты и приспособления. Приемы соединения (запиливание, сборка с подгонкой). Качество выполнения соединения деталей. Правила безопасного поведения.

Практическая работа. Соединение деталей в половину толщины бруска.

Сверление древесины (механическое). Общие сведения о механическом сверлении древесины. Назначение и устройство настольного сверлильного станка. Настройка сверлильного станка и прие-мы управления им. Сверление отверстий на сверлильном станке. Приспособления для сверления. Качество выполнения сверления. Правила безопасного поведения при работе на сверлильном станке.

Практические работы. Изучение устройства настольного сверлильного станка. Сверление древесины на сверлильном станке.

Отделка изделий из древесины. Общие сведения о непрозрачной отделке изделий из древесины. Виды отделки, материалы, инструменты и приспособления. Подготовка поверхности к непрозрачной отделке (шпатлевание, грунтование). Приемы выполнения отделки. Качество выполнения отделки. Правила безопасного поведения в процессе отделки древесины.

Практическая работа. Непрозрачная отделка поверхности изделия.

 

Ознакомление с профессиями сверловщика, плотника и др.

Примерный перечень изделий: полки и подставки, рамки для фотографий, шкатулки, коробочки, ящики, стульчики, игрушки, макеты и модели; декоративные и сувенирные изделия и др.

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

·на уровне представления: общие сведения о строении древесины, листовых древесных материалах; сборочном чертеже; пилении древесины вдоль волокон; столярных соединениях; механическом сверлении древесины; непрозрачной отделке изделий из древесины;

·на уровне понимания: строение древесины на поперечном разрезе ствола дерева; виды и свойства листовых древесных материалов; сведения о спецификации; правила чтения сборочного чертежа, оформления технологической карты (учебной) на изготовление изделия; приемы и правила пиления древесины вдоль волокон, соединения брусков в половину толщины бруска, сверления, непрозрачной отделки изделий; назначение и устройство сверлильного станка; виды непрозрачной отделки древесины.

уметь:

·определять основные части древесины на поперечном разрезе ствола дерева;

·распознавать виды листовых древесных материалов, подбирать листовой древесный материал в зависимости от назначения изделия;

·читать сборочный чертеж;

·разрабатывать технологическую карту (учебную) на изготовление изделия;

·выбирать заготовку из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку;

·выполнять пиление древесины вдоль волокон, соединение брусков в половину толщины бруска, сверление отверстий на сверлильном станке, непрозрачную отделку изделий;

·контролировать качество выполнения технологических операций;

·пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций.

владеть:

·приемами организации учебного места, безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций;

·приемами пиления древесины вдоль волокон, сверления древесины на сверлильном станке, сборки, отделки готового изделия.

 

Обработка металлов (24/12 ч)

Понятие о металлах и сплавах. Общие сведения о металлах и сплавах. Виды черных и цветных металлов и сплавов, их характеристика и область применения. Физические и механические свойства металлов и сплавов.

Практическая работа. Изучение свойств металлов и сплавов.

Контрольно-измерительные инструменты. Общие сведения о контрольно-измерительных инструментах. Назначение и устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем.

Практические работы. Изучение устройства штангенциркуля. Измерение деталей штангенциркулем.

Разметка заготовок из тонколистового металла. Общие сведения о разметке тонколистового металла. Разметка при помощи кернера, разметочного циркуля. Приемы разметки. Качество выполнения разметки. Правила безопасного поведения при разметке.

Практическая работа. Разметка заготовок из тонколистового металла.

Рубка металлов. Понятие о рубке металлов. Инструменты и приспособления для рубки. Приемы рубки: на плите, в тисках. Качество выполнения рубки. Правила безопасного поведения при рубке металлов.

Практическая работа. Рубка металлов.

Опиливание металлов. Понятие об опиливании металлов. Виды напильников. Приемы опиливания. Качество выполнения опиливания. Правила безопасного поведения при опиливании металлов.

Практические работы. Определение видов напильников. Опиливание заготовок из металлов.

Сверление металлов. Общие сведения о сверлении металлов. Оборудование, инструменты и приспособления. Приемы сверления. Зенкование отверстий, приемы зенкования. Качество выполнения сверления. Правила безопасного поведения при работе на сверлильном станке.

Практические работы. Сверление отверстий на сверлильном станке. Зенкование отверстий.

Отделка металлов. Общие сведения об отделке металлов, видах отделки. Подготовка поверхности детали к отделке. Приемы отделки. Качество выполнения отделки. Правила безопасного поведения при отделке изделий из металлов.

Практическая работа. Отделка поверхности изделий из металлов.

 

Ознакомление с профессией слесаря-инструментальщика и др.

Примерный перечень изделий: ручки для шкафчиков и ящиков, инструменты для сельскохозяйственных работ, ушки навесные, крючки хозяйственные, макеты и модели; декоративные и сувенирные изделия и др.

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.