Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности
В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».
Необходимы более точные разъяснения этих понятий и самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле
(по состоянию на май 2014 г. )
Основание для сравнения
| Дополнительная образовательная программа
| Программа внеурочной деятельности
| Определение основных понятий
| Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
(273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).
Дополнительная образовательная программа -дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)
(273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4).
| Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.
(http: //standart. edu. ru/)
Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности
(http: //standart. edu. ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
| Описание целевых ориентиров
| Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
o формирование и развитие творческих способностей учащихся;
o удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
o формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
o обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
o выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
o профессиональную ориентацию учащихся;
o создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
o подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;
o социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
o формирование общей культуры учащихся;
o удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
| Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:
o обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
o оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
o улучшить условия для развития ребенка;
o учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
(Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
| Описание результатов реализации программ
| Результаты реализациидополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:
o результаты обучения,
o результаты развития,
o результаты воспитания.
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
| Реализацияпрограммы внеурочной деятельностиотражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:
o результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, представлений;
o результаты второго уровня– формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
o результаты третьего уровня– получение школьником опыта самостоятельного социального действия
(ФГОС общего образования)
| Типология программ
| Типология дополнительных общеобразовательных программ
(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
По содержанию:
- дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:
o технической,
o естественнонаучной,
o физкультурно-спортивной,
o художественной,
o туристско-краеведческой,
o социально-педагогической;
Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы
o области искусств,
o в области физической культуры и спорта.
| Типология программ внеурочной деятельности
(в соответствии с ФГОС общего образования)
По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:
o общекультурному,
o общеинтеллектуальному,
o социальному,
o духовно-нравственному,
o спортивно – оздоровительному.
По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П. В. Степанову и Д. В. Григорьеву):
ü комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
ü тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);
ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;
ü программами по конкретным видам внеурочной деятельности(игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр. );
ü индивидуальными.
| Структура программ
| Структура дополнительной общеобразовательной программы
o Титульный лист
o Пояснительная записка
o Учебно - тематический план
o Содержание курса
o Методическое обеспечение
o Список литературы
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))
| Структура программы внеурочной деятельности
(нормативно не закреплена)
1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)
o Введение
o Перечень основных разделов с указанием часов
o Описание содержания занятий
o Характеристика результатов (3-х уровней)
2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)
o Пояснительная записка
o Особенности форм работы
o Тематическое планирование
o Содержание программы
o Формируемые универсальные учебные действия
o Планируемые результаты (3-х уровней)
| Реализация программ
| Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательныхорганизациях дополнительногообразования,
осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23, п. 3. 1),
а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
| Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образованиячерез: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.
Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).
| Период реализации программ
| Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
| Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ
(ООП ФГОС общего образования).
| Экспертиза и утверждение программ
| Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе)
(273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ).
| Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Программа внеурочной деятельностипринимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации
(273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).
| Источник: Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования
|