|
|||
Согласование прилагательных с существительнымиСогласование прилагательных с существительными В этом разделе очень важно научить ребенка правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными. А поскольку мы не можем объяснять дошкольнику всю «теорию» вопроса, то и здесь остается все тот же способ обучения — использование как можно большего количества конкретных примеров на каждый тип окончаний. Исходя из этого мы и предлагаем прилагательные мужского, женского и среднего рода, а также прилагательные множественного числа.
Упражнение 1. Обратите внимание ребенка на различие окончаний в одних и тех же именах прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребенок должен почувствовать различие окончаний в прилагательных мужского, женского и среднего рода. Для более четкого восприятия окончаний все они в этом упражнении ударные.
Поле больШОЕ, Речка большАЯ, Город большой. Платье прямОЕ, Стрелка прямАЯ, Лучик прямОЙ. Слово смешнОЕ, Шутка смешнАЯ, Котик смешнОЙ.
Упражнение 2. Здесь ребенок должен почувствовать различие окончаний имен прилагательных и в безударном их положении. В данном упражнении помимо окончаний мужского, женского и среднего рода добавляются окончания прилагательных множественного числа. ЛетнИЙ день, НежнАЯ ромашка, СтарЫЙ пень, СветлАЯ волна, СерЫЙ платок, МелкАЯ букашка, БелЫЙ цветок. РаннЯЯ весна.
СинЕЕ море, БелАЯ ниточка, ЗелёнОЕ поле, ЧёрнЫЙ жучок, ЯснОЕ солнце, ПёстрАЯ уточка, РоднОЕ оконце. СерЫЙ сверчок. ШирокИЕ поля, СерЫЕ глазки, ОгромнЫЕ моря, ТёплЫЕ дни, ВысокИЕ горы, ДобрЫЕ сказки, ГлубокИЕ норы. СтарЫЕ пни. Упражнение 3. Основная задача этого упражнения — ненавязчиво приучить ребенка ставить к именам прилагательным вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных. Важность постановки вопросов объясняется тем, что их окончания всегда ударные, а значит помогают найти правильное окончание имени прилагательного. Например: Мак какОЙ? — краснЫЙ; Лента какАЯ? — краснАЯ; Платье какОЕ? — краснОЕ; Гвоздики какИЕ? — краснЫЕ. В приведенных ниже примерах одни и те же четыре прилагатели ных «проведены» по всем родам и числам, что поможет ребенку луч ше понять различие их окончаний в зависимости от окончаний во просов. Как окончания вопросов, так и окончания имен прилагател ных следует произносить несколько утрированно. Одуванчик какОЙ? — белЫЙ; Мальчик какОЙ? — смелЫЙ; Стакан какОЙ? — хрустальный; Рассказ какОЙ? — печальный. Роза какАЯ? — белАЯ; Птица какАЯ? — смелАЯ; Ваза какАЯ? — хрустальнАЯ; Сказка какАЯ? — печальнАЯ. Платье какОЕ? — белОЕ; Сердце какОЕ? — смелОЕ; Блюдо какОЕ? — хрустальнОЕ; Лицо какОЕ? — печалынОЕ. Ромашки какИЕ? — белЫЕ; Дети какИЕ? — смелЫЕ; Люстры какИЕ? — хрустальнЫЕ; Песни какИЕ? — печальнЫЕ. Упражнение 4. Ребенок должен, отвечая на вопрос взрослого, употребить правильную грамматическую форму имени прилагательного, то есть правильноеего окончание. Окончание вопроса взрослый обязательно должен произносить подчеркнуто. Это упражнение помимо его основного целевого назначения привлекает внимание ребенка к признакам предметов, учит его образовывать имена прилагательные, способствуя тем самым обогащению словарного запаса. Если ножик сделан ИЗ СТАЛИ, То ножик какОЙ? (стальнОЙ). А если мальчик лежит и БОЛЕЕТ, То мальчик какОЙ? (больнОЙ). Если лук ЗЕЛЁНОГО цвета, То лук какОЙ? (зелёнЫЙ). Когда огурец ПОСОЛИЛИ в бочке, То стал он какОЙ? (солёнЫЙ). Если лента имеет большую ДЛИНУ, То лента какАЯ? (длиннАЯ). А если сделана вещь В СТАРИНУ, То вещь какАЯ? (стариннАЯ). Если солнышко светит ЯСНО, То солнце какОЕ? (яснОЕ). Если выглядит море ПРЕКРАСНО, То море какОЕ? (прекраснОЕ). Если речка течёт очень БЫСТРО, То речка какАЯ? (быстрАЯ). Если на улице нашей ЧИСТО, КакАЯ улица? (чистАЯ). Если ночи стали ТЕМНЫ, То ночи какИЕ? (тёмные). Если наши дети СКРОМНЫ, То дети какИЕ? (скромнЫЕ). Если ПОСПЕЛИ груши в саду, То груши какИЕ? (спелЫЕ). Если снежинки БЕЛЕЮТ на льду, Снежинки какИЕ? (белЫЕ). Если на грядке ПОСПЕЛ помидор, То стал он какОЙ? (спелЫЙ). А если у зайчика БЕЛАЯ шерсть, То зайчик какОЙ? (белЫЙ).
|
|||
|