Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.В. Мацкевич



 

Анализ – метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы; детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события.

Визуальный – относящийся к непосредственному зрительному восприятию (невооружённым или вооружённым глазом). Например, визуальное наблюдение.

Внимание. Существуют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого намерение человека не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее вследствие приложения человеком усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле - моментзарождения и последующий процесс развития, приведший к определенномусостоянию, виду, явлению. (греч. Γ έ ν ε σ ι ς, Γ έ ν ε σ η ) — происхождение, возникновение, (за)рождение. Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия (лат. Genesis). Генезис, в науке — описание происхождения, возникновения, становления, развития, метаморфозы и (необязательно) гибели объектов.

Дальтон-план - школьный метод обучения, состоящий в том, что ученики самостоятельно выполняют задания по каждому предмету под руководством преподавателей в особо оборудованных кабинетах. (От имени города Dalton в Северной Америке, где план впервые был применен. )

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Концепция или конце́ пт (от conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения..

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Корреля́ ция (корреляционная зависимость) — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом, изменения значений одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению значений другой или других величин.

Математической мерой корреляции двух случайных величин служит корреляционное отношение, либо коэффициент корреляции R (или r ). В случае, если изменение одной случайной величины не ведёт к закономерному изменению другой случайной величины, но приводит к изменению другой статистической характеристики данной случайной величины, то подобная связь не считается корреляционной, хотя и является статистической.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Критерий - (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Термин «музыкальное образование» включает в себя следующие понятия: музыкальное воспитание, музыкальное обучение, музыкальное развитие и музыкальную развитость.

Метод – способ достижения цели, решение конкретной задачи: совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

 

Методология:  

– совокупность познавательных средств, методов приёмов, используемых в к. -л. науке;

– область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

 

Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность.

 

Развитие методологии – одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала.

Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самопознания науки. Знание отражает действительность и вместе с тем является продуктом конструктивной работы мышления, воспроизводящего связи и отношения объектов реальности.

Методология вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы.

Методология тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, методология фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях.

Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методом дифференцируется и сфера методологии. Современная методология выполняет два типа функций.

Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это – философская проблематика.

Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.

Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются:

· описание и анализ этапов научного исследования;

· анализ языка науки;

· выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент);

· анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм (редукция), элементаризм, системный подход и др. ).

Методология – учение о способахорганизации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем.

Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная методология (СМД-методология).

В развитии современной методологии всё большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурно-исторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т. д.

Задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов.

Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики.

Внимание методологии к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всё возрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач.

Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом всё большего числа людей. Эффективность этой работы – это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живёт и транспонируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения методологии.

Музыкальное воспитание - это воспитание школьников средствами музыкального искусства, т. е. помощь в становлении положительных качеств личности, таких, как эмпатия, воображение, трудолюбие, потребность в прекрасном; приобретение актуального социально-художественного опыта, лучше всего отраженного в музыке.

Музыкальное обучение есть процесс приобретения учащимися актуальной совокупности опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в результате необходимую базу для дальнейшего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

Музыкальное развитие - это процесс становления у ученика музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе и нотной, грамоты; это совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания ее слушать и исполнять.

Музыкальная развитость учащегося проявляется в любви к музыкальному искусству, эмоциональном к нему отношении, в развитии музыкальной наблюдательности, в потребности слушать и исполнять образцы художественной музыки. Музыкальное образование в современной школе нацелено на становление музыкальной культуры учащихся, представляющей положительный социально-художественный опыт. Это - приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству. Музыкальная образованность отражается в овладении способами музыкальной деятельности, элементарными искусствоведческими знаниями, в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни, «открытости» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитости музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса; в критически избирательном отношении к разнообразным музыкальным явлениям, бытующим в современном, насыщенном музыкой, мире.

Образование  – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; «формирование образа», становление качеств и свойств личности; непрерывная линия развития человека от рождения до старости.

 

Обучение – в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащегося, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле – совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний. Иногда говорят также, что обучение – это та деятельность, с помощью которой воспроизводится любая деятельность

Парадигма образования - совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее (" прогрессивные" ) или обращенные в прошлое (" классические" ). Термин " классическая" обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. " Прогрессивные" предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет. [1]

 

Отличия новой парадигмы образования и классической [2]

 

Критерии Классическая парадигма Новая, неклассическая парадигма
Основная цель образования Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек Простая система Сложная система
Знания Из прошлого («школа памяти») Из будущего («школа мышления»)
Образование     Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
Учащийся Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
Отношения педагога и учащегося Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
Вид деятельности учащегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого «Активная», творческая деятельность обучающегося

 

В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.

В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе»[3]

Подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе или онтология природы. Природная или натуралистическая парадигма настолько утвердилась в мировоззрении и в содержании образования, что только философы, методологи и историки науки помнят о том, что наука в современном виде существовала не всегда, что она оформлялась как особый П. к миру в 16-18 вв., что сама онтологическая картина природы является продуктом развития науки, а не непосредственной данностью. Натурализм три века конкурировал с другими подходами: теизмом, деизмом, гилозоизмом и т. д. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпред-метные П. (механицизм, позитивизм), предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметние парадигмы и синтагмы на науку в целом (физикализм, социологизм, психологизм, биологизм).

Категория П. до 20 в. была продуктом методологической рефлексии и философской критики, поэтому подходные характеристики либо обсуждались как отрицание иного П., который описывается ретроспективно (Платон и софисты, Аристотель и античные физики, Ф. Бэкон и Аристотель, эмпириокритицизм Маха и эмпиризм Локка), либо формулировались как аргументы в полемике (номинализм - реализм, корпускулярная и волновая теории света, дарвинизм - ламаркизм). Методологи 20 в. помимо этого занимаются непосредственным конструированием П., причем не только новых, но и тех, которым они противопоставлены. Так например, Поппер формулирует положения историцизма, приписывает историцизм как П. целому ряду философов и мыслителей прошлого, анализирует проблемы историцизма, а в качестве ответа на эти проблемы предлагает парадигму открытого общества. Методо-логизация практически всех сфер мышления и деятельности в 20 в. обеспечила множество подходных предложений разного масштаба. С начала века как П. в различных сферах культуры разрабатывались: феноменология, экзистенциализм, структурализм, тектология, научная организация труда. Затем появились кибернетика, общая теория систем, синергетика, СМД - методология и т. д.

Разрабатываются различные П. в конкретных науках, где они либо сменяют друг друга как этапы (например, описанная Куном революционная смена парадигмы в физике, или кейнсианский этап в экономике), либо сосуществуют, не нарушая дисциплинарной целостности, но создавая полипредметность в рамках одной дисциплины (например, бихевиоризм, гештальтизм, или культурно-историческая концепция в психологии). Иногда П., возникшие как междисциплинарные, сворачиваются в предмет (экология, кибернетика, семиотика), иногда разворачиваются в метатеорию (общая теория систем), или просто становятся идеологией некоторого широкого движения (например, системное движение за рамками общей теории систем, или " зеленое" движение вне научной экологии).

Принципиальное значение для интеллектуальной ситуации второй половины 20 в. приобретает оппозиция натуралистического и деятельностного П.: первый рассматривает мир (универсум) как природу, данную (или берущуюся) в субъект-объектных познавательных схемах, а второй - как мир мышления и деятельности, требующих привлечения различных схем знания. П. манифестируется в эпистемологии и истории (генезисе или развитии) мышления. О ставшем или становящемся П. можно говорить только тогда, когда объявлены и обоснованы его принципиальные отличия от иного П. хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов); в синтагме (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания); в прагматике (цели, ценности, задачи, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы). Основное противоречие и парадокс феномена П. состоит в том, что П. присутствует в деятельности и мышлении как в рефлексируемом, так и в нерефлексируемом виде.

В периоды формирования П. хороню осознается, что представления об объекте, да и сам объект как особая организованность, задаются и определяются не только и даже не столько его объективными характеристиками, сколько средствами и методами нашего мышления и нашей деятельности, а потом (в периоды функционирования ставшего П. ) об этом забывают. Методологическая рефлексия замыкается в рамках П., и сам П. становится нефиксируемым. Мышление и деятельность адептов П. подчиняются " эпистемической машине", заданной парадигмой и синтагмой, нечто новое может производится этой машиной только в рамках дозволенного прагматикой П. Так например, изобретения и достижения периода 18-19 вв., были продуктами " эпистемической машины" научного П., сконструированной поколением методологов науки от Ф. Бэкона и Декарта до Ньютона, которые сменили познавательную парадигму, и участвовали в подходной революции. В 20 в. цикл жизни П. сокращается. Научные (подходные) революции и нормальная наука укладываются в годы жизни человека или карьеры ученого, а иногда, и не один раз. Это обстоятельство требует от участников проце-сов деятельности и мышления навыков методологической рефлексии, своеобразного " расподхоживания" по аналогии с гегелевским распредмечиванием.

В. В. Мацкевич

 

Принцип или начало (principium, α ρ χ ή ) — основное положение, исходная мысль какой-либо теории или другой умозрительной системы; то, чем объединяются в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Рефлексия – это

· приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой, как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением;

· способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь, а что не знаешь.

 

Рефлексия позволяет младшим школьникам переходить от рассмотрения конечных результатов своей деятельности к анализу самих действий. Основа контроля за собственным поведением и оценке его правильности.

Рефлексия – обращение «назад», осознание, осмысление собственной деятельности и в первую очередь ее результата и метода, который привел к такому результату; способность осознавать собственную деятельность, выражающуюся в актуализации и разрешении внутренних противоречий. Рефлексия возникает при неудовлетворенности собственной деятельностью или ее результатами, блокирует деятельность по старым образцам и открывает новые пути для мышления и действия.

Рефлексия педагогическая – профессиональное качество педагога проявляется в его способности прогнозировать, проигрывать в уме и адекватно оценивать как возможные, так и реальные результаты предпринимаемых им действий, является источником новаций и развития.

Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — область изучения взаимодействия сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности.

Симбиоз (биология) – совместное существование организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу; (переносное значение) – сочетание, совместное существование чего-либо разнородного.

Синтез (от греч. σ ύ ν θ ε σ η совмещение) – процесс, как правило целенаправленный, соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части.

 

Термин структу́ ра (от лат. structura - строение, расположение, порядок) имеет целый спектр значений, встречающихся как в научной, так и в повседневной лексике. Одно из значений – расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо. Может быть синонимом системы, формы, модели, организации.

Тактильные ощущения – (от лат. Tactilis, осязательный) ощущения  прикосновения.

.

Теория познания, или гносеология, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая теория познания с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его «вписанности» в мир. Хотя теория познания выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с другими философскими представлениями – о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления теории познания, которые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование какой-либо онтологии, неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия.

 

Технология педагогическая –

- рациональная организация деятельности и ее оснастка;

- последовательность операций, позволяющая получить результат с наименьшими затратами;

- педагогическая категория, которая позволяет вести обсуждение педагогических проблем на методологическом уровне;

- внедрение в педагогику системного способа мышления, который позволяет сделать учебный процесс полностью управляемым;

- упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

 

Литература:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

2. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю. Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с.

3. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

4. Философский  энциклопедический  словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.