|
|||
24. Синтаксические нормы. Виды связи слов в словосочетании. Ошибки, связанные с неправильным согласованием и управлением. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Синтаксические нормы русского языка включают в себя такие понятия, как согласование, управление, построение предложения с деепричастным оборотом, с однородными членами, сложноподчинённого предложения, предложения с прямой и косвенной речью. Примеры нарушений синтаксической нормы: 1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто… Те, кто сидел и на берегу реки, не раз испытывал и ни с чем не сравнимое блаженство. Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывал и ни с чес не сравнимое блаженство. 2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующ им с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующ его с древности, является резьба по дереву. 3. Нарушение согласования: главное слово существительное + несогласованное определение: В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом. Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом. 4. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др. ): По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут. Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. 5. Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово: Уверенность в победу – составляющая любого успеха. Норма: Уверенность в побед е – составляющая любого успеха. Предел (чему) Вера (во что/ перед кем/ перед чем) Превосходство (над кем/над чем) Памятник (кому/кого) Уделять внимание (чему) Обращать внимание (на кого/на что) Проявлять внимание (к кому/к чему) Акцентировать внимание (на ком/на чём) Анонс (о чём) Восприимчивость (к чему) Жажда (чего) Консультация (кому) Неверие (во что) 6. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово: Нам оплатили за сверхурочный труд. Норма: Нам оплатили сверхурочный труд. Оплачивать (что) Подчеркнуть (что) Отличать (что/от чего) Заплатить (за что) 7. Нарушение порядка слов в предложении: Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века. Норма: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 8. Нарушение управления в предложении с однородными членами: Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка. Норма: Отечественный производитель ещё не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка. 9. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов при однородных членах предложения: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека. 10. Нарушение структуры предложения, связанное с использованием причастных оборотов: Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание. Норма: Протест Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание. 11. Нарушение структуры предложения, в состав которого входит деепричастный оборот: Анализируя состав слова, часто не указывается основа. Норма: Анализируя состав слова, укажите его морфемы. 12. Нарушение структуры параллельных (синонимичных) конструкций: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции. Норма: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции (замена придаточной части причастным оборотом невозможна). 13. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения: Все радовались о том, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть. Норма: Все радовались тому, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть. 14. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения с косвенной речью: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд. Словосочетание - это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. Средствами выражения зависимости одного слова от другого, т. е. связи и смысловых отношений между словами, в словосочетании являются формы слов, предлоги, порядок слов, интонация. От главного слова к зависимому какой? насколько? о чем? можно задать вопрос, например: свежий ветер, совсем глупый, рассказать о поездке. Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд ); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность ); 3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф ); 4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами
|
|||
|