Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Синтаксические нормы



Задание 1. Подберите к словам и словосочетаниям глаголы в форме прошедшего времени.

Часть студентов, большинство работ, ряд новых домов, несколько дам, десять инженеров, четыре друга, две книги, двадцать один выпускник, тысяча журналов, миллион рублей, три тысячи человек, десять часов, два года, семь дней, пол-яблока, полжизни, пара книг, дюжина уток, четверка отличников, поток машин, много человек, профессор Сергеева, «Евгений Онегин», ФСБ, СНГ, «Волгогеология», Сережа с Петей, мать с сыном.

 

Задание 2. Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам согласования подлежащего и сказуемого.

1. Ряд стульев (стоял – стояли) вдоль стены. 2. Семь студентов (сбежало – сбежали) с лекции. 3. В библиотеку (поступило – поступили) двадцать две новые книги. 4. Тысяча поклонников таланта артиста (пришла – пришли – пришло) на его бенефис. 5. Три года (пролетели – пролетело) как один день. 6. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить задачу. 7. Правительство России, в том числе председатель и его первый заместитель, много (сделали – сделало) для решения социальных проблем. 8. Большинство студентов не (смогли – смогло) сдать сессию хорошо. 9. Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню. 10. Все, кто не потерял еще головы, (был – были) против.       11. Девушка-пилот умело (вела – вел) машину. 12. Два солдата с котомками устало (глядело – глядели) на окна поезда. 13. Народ Франции, как и народы России, не (может – могут) забыть военные бедствия. 14. В кабинет (вошел – вошла) девушка-секретарь и (доложил – доложила) о вновь прибывших. 15. Полчаса, проведенные в компании интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.

 

Задание 3. Выберите нужную форму определения, согласующуюся с определяемым словом.   

1. Три (лучших – лучшие) работы были отправлены на конкурс.             2. Комната делилась на две (неравные – неравных) части. 3. Два (высокие –высоких) дома привлекли наше внимание. 4. (Лучшие – лучших) две песни будут отправлены на конкурс. 5. Привлекает прекрасное обслуживание в (новом – новой) кафе-столовой. 6. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях). 7. (Загоревший – загоревшие) брат с сестрой вернулись от бабушки. 8. (Российская – российские) печать, радио и телевидение дают представление о событиях, происходящих в Европе. 9. Автор повестей родился в селе (Горюхино – Горюхине). 10. Нижегородцы часто гуляют на улице (Большая Покровская – Большой Покровской).

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях. Учтите, что среди них есть правильные.

Одеть пальто, удивляться беспечностью, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процесс, поражаться росту, заведующий библиотеки, скучать за родителей, скучать по вас, посвятить книгу для детей, отзыв на кандидата, уделять внимание воспитания ребенка, подвести итог написанного, выяснить о причинах, понимать об ответственности, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, проявлять заботу к близким, понимать о необходимости перемен, проводить аналогию твоей работы и моей, удостоен наградой, согласно желания матери, указать о дате экзамена.

 

Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением однородных членов. Отредактируйте предложения.

1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины.          2. Тургенев купается в деталях: его пышные, обильные и компактные описания вечереющего леса или сцены охоты занимают иногда несколько страниц. 3. Стиль создает не только одежда, но и аксессуары: сумочка, туфли, шейный платок. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта 5. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана. 6. Книга имеет не только воспитательную ценность, а также большое воспитательное значение. 7. Этот вопрос освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 8. Везде: на улицах, проспектах, площадях, парках и скверах – пахло весной. 9. Мой друг любит футбол и плавать. 10. На стол положили канцтовары: ручки, карандаши, линейка и офисная бумага.

Задание 6 . Найдите ошибки в предложениях с причастными оборотами. Отредактируйте предложения.

1. Роман содержит критику предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся вами, не вызывает особых затруднений. 3. Автор проинформировал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4. Мы пойдем на премьеру спектакля, создающегося силами актеров драмтеатра. 5. Ученики, напишущие плохо эту работу, должны будут ее переписать. 6. Я держал книгу, служащую мне как помощник и которой я пользовался в случае затруднений. 7. Директор выяснил имена людей и нашел их в своих цехах, кравших детали. 8. Каждый человек, пожелавший бы участвовать в этом конкурсе, должен написать заявление. 9. Прочитанная лекция для учеников об использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10. Студенты, участвовавшие в викторине и которые хотят улучшить свой результат, должны подойти к организаторам.   

 

Задание 7. Найдите ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Отредактируйте предложения.

1. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили и бросились в воду. 2. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 3. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 4. Мой рассказ будет неполным, не упомянув о поездке в Москву. 5. Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром. 6. Тогда, узнав о происшедшем, у нее возникла мысль навсегда уехать из города. 7. Знакомясь с оглавлением книги, она может показаться слишком сложной. 8. Попрощавшись с ней, возникло желание снова увидеть. 9. Прочитав работу второй раз, мне кажется, что основные положения в ней отражены. 10. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

 

Задание 8. Найдите ошибки в сложных предложениях. Отредактируйте предложения.

1. Эту группу студентов мы сразу заметили на берегу, которые ждали парома. 2. Выступавший пытался убедить собравшихся, что будто бы предложенный им вариант является единственным. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.      4. Мы посетили выставку, о которой так много писали и посвященную творчеству М. Горького. 5. На собрании обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 6. Новая книга, казалось, что будет иметь успех у читателей. 7. Учитель спросил, что хочет ли он ответить. 8. Ученик ответил, что я еще не подготовился к ответу. 9. Корреспондент взял интервью у представительницы делегации, недавно приехавшей в Москву. 10. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

 

Задание 9 (обобщающее). Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Отредактируйте предложения. Учтите, что среди них есть правильные варианты.

1. Кроме работы на предприятии, молодежь учится в вечерних школах. 2. Ломоносов в юности был рыбаком. 3. Он был человек практичный. 4. Большинство детей решило не идти в театр. 5. Прошло полчаса. 6. Отпущен миллион рублей. 7. Часть домов стояла вдалеке.     8. НИИ получило заказ на разработку новых материалов. 9. Такси стояла у ворот. 10. Существительные бывают мужского, женского и среднего родов. 11. Он учился в Московском и Нижегородском университетах.       12. Согласно распоряжения начальника следует оплатить счет. 13. Недавно мой друг вернулся с Украины. 14. Я этой книги не брал. 15. Он всегда тревожился о родных. 16. Брат разбирается и увлекается футболом.        17. Сын, воспитывающийся только отцом, вошел в комнату. 18. Поступив в продажу, журнал был сразу же раскуплен любителями литературы.   19. Ученик сказал, что я не смогу ответить на ваш вопрос. 20. Подойдя к дому, мне стало холодно. 21. На экзаменах хорошо отвечали не только юноши, но и девушки. 22. Они несли поднос с тарелками, ложками, сахаром, ягодами, брусничным морсом и чаем. 23. Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своем творчестве влияние предшественников. 24. Ответ по заявлению был получен немедленно.          25. Рабочие опять недовыполнили план. 26. Способные ученик и ученица вошли в класс. 27. Два большие дерева стояли около дома. 28. «Война и мир» написаны Л. Н. Толстым. 29. Много выпускников школы пошли работать на завод. 30. Никто, даже самые лучшие студенты, не сдали экзамены хорошо.   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.