Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие.. Синтаксические нормы. Выполните упражнения



Практическое занятие.

Синтаксические нормы

 

Выполнению заданий должно предшествовать изучение типичных отступлений от синтаксической нормы. Прочитайте в учебнике И. Б. Голуб «Стилистика русского языка» ( http: //www. hi-edu. ru/e-books/xbook028/01/ ) все параграфы раздела «Синтаксическая стилистика», посвященные вопросу устранения синтаксических ошибок.

 

Выполните упражнения

1. Выявите и исправьте ошибки в построении синтаксических конструкций. Подумайте, почему данные отступления от синтаксических норм частотны в устной и письменной речи?

1. В отзыве на автореферат Е. Ивановой содержится ряд существенных замечаний. 2. На начальном этапе работы над дипломом необходимо изучить и обратить особое внимание на научную литературу по исследуемой теме. 3. В последний месяц состояние здоровья детей ухудшилось благодаря отсутствию отопления в учебных учреждениях города. 4. Мы попросили известного драматурга дать рецензию о нашем спектакле. 5. Надо научиться отличать главное и второстепенное. 6. Лечащий врач был озадачен состоянием больного, но уверенности в лучшее не терял. 7. Согласно приказа декана, студенты, не сдавшие зачеты, не допускаются к экзамену. 8. Вследствие запланированного отпуска и связанных с ним затрат, придется экономить. 9. Распределение и управление бюджетными средствами лучше доверить опытному финансисту. 10. Ребята были удивлены поступку одноклассника. 11. Я обижен на тебя. 12. Причастность этому преступлению я отрицаю.

2. Исправьте ошибки в построении предложений. Сформулируйте правила оформления деепричастного оборота.

1. Выбрав пьесу, оказалось, что там слишком много ролей. 2. Обнаружив в кометах органические вещества, была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни. 3. Находясь перед глухим согласным, происходит оглушение звонкого согласного. 4. Сравнивая журавля и цаплю, детьми было отмечено сходство и различие. 5. Работая над дипломным проектом, у вас должно быть ясное представление о том, что вы доказываете.

3. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения в приведенных примерах. Какими соображениями вызван подбор той или иной формы? Возможны ли варианты в каждом конкретном предложении?
1. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (П. ). 2. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных (П. ). 3. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. (Г. ). 4. Сколько людей поверили ей свои домашние задушевные тайны, плакали у ней на руках! (Т. ) 5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса… были у ней справа и слева (Г. ). 6. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (Т. ). 7. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (Т. ). 8. В санях сидело три мужика и баба (Л. Т. ). 9. В бараке стояло пять лошадей (Л. Т. ). 10. На сцене стояли две сдвинутые ученические парты (Шол. ). 11. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П. ). 12. Старик крестьянин с батраком шел, под вечер, леском (Кр. ). 13. И молча тешились забавой майор с научным стариком (Твард. ). 14. Нам домой скорей бы воротиться. - Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н. ). 15. Встали и Воропаев с Корытовым (И. Павл. ). 16. Клычков с Чапаевым разъехались по флангам (Фурм. ). 17. Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб. ). 18. Три молодых дерева растут перед входом в пещеру: липа, береза и клен (Г. ). 19. Исчезла ревность и досада. Поднялся в поле треск и звон (П. ). 20. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него [Гоголя] мысль (Бел. ). 21. В продолжение всей дороги ни тот, ни другой не упомянул даже имени Одинцовой (Т. ). 22. Впереди шла Елена и Зоя с Инсаровым (Т. ). 23. Не то туман, не то дым окутывал всю рощу (Пришв. ). 24. Огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов (Л. Т. ). 25. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. 26. Те, кто были зачинщиками этих беспорядков и кто активно выступал, - арестованы (Шол. ). 27. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему (Л. Т. ).

4. Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости.

5. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.
1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи - принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям. 11. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. 12. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

6. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.
1. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3. Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4. К числу достижений преподавательского коллектива колледжа следует отнести то, что в нем успешно проводится воспитательная работа, хорошо организованные внеклассные мероприятия, из года в год повышается успеваемость учащихся. 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне. 6. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 7. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 8. Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 9. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. 10. Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения. 11. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.

7. Сделайте правку предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Объясните суть ошибки.

1. Большинство участников конференции, в том числе приглашенные иностранные журналисты, согласились с предложениями докладчика. 2. Осенними вечерами в саду он любил смотреть на листья, кружащиеся в своем последнем вальсе и которые беспрестанно обновляли золотисто-красный ковер под ногами. 3. Проверяйте деньги не отходя от кассы и правильность оформления билетов. 4. В этой борьбе полпреды президента либо погибнут как политические фигуры, либо пирамида власти в России будет кардинально изменена. 5. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 6. Требуются на работу танцовщицы в ночной клуб «Карамболь» не старше 25 лет. 7. Девушка, сидящая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. 8. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия. 9. Если процесс банкротства предприятия доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги. 10. Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 11. Ни один завод, ни одна фабрика не приступила к работе. 12. Все, кто видели этот исторический матч, запомнят его надолго. 13. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.