Школа путешественников «На голубой планете: стихия воды».
Школа путешественников «На голубой планете: стихия воды».
Основные положения.
Возрастная категория: 7-10 лет.
Цели: впечатлить детей загадочным и необычным миром нашей планеты, разбудить их воображение, сделать их открытыми к изучению географии, способными замечать и анализировать полученную информацию.
Задачи: Познакомить участников с гидросферой нашей планеты. Виртуальное путешествие по океанам, морям, рекам и озерам и изучение свойств воды будут способствовать развитию кругозора участников, бережному отношению к природе, вдохновлять их к изучению тайн нашей Планеты.
Программа-погружение составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей и их потребностей; включает интерактивные задания, направленные на закрепление полученной информации.
Действующие лица:
Главный герой – педагог-путешественник Маша Скороходова
Дети – юные путешественники.
Характер героев:
путешественник – веселая, много шутит, очень любит путешествовать
Состав кейса:
Приложение №1 Презентация_«На голубой планете: стихия воды».
Приложение №2 «Шкала солености и шкала кислотности»
Приложение №3 «Исследование образца воды_карточка»;
Приложение №4 фонограмма «шум моря»
Основной сценарий.
Пространство
| Тайминг
| Основное действие
| Реквизит
| Музыкальное сопровождение
| Встреча участников у сцены
| 10 мин
| Путешественник встречает участников у сцены парка.
Внимание! Внимание! Буквально через несколько минут начнется новое заседание Школы путешественников. Где берут начало реки? Почему в морях вода солёная, а в реках пресная? Где самое солёное море нашей планеты? Сегодня у вас есть возможность отправиться в приключение и попробовать себя в роли настоящих экологов: у вас будет возможность провести химические опыты и открыть тайны воды. Подходите к сцене нашего парка, заседание Школы путешественников начнется с минуту на минуту! Привет! Ты хотел бы отправиться в морское путешествие? А как ты думаешь, в море вода пресная или солёная? А ты знаешь, где на нашей планете самое солёное море? Да, совсем забыла представиться, меня зовут Маша Скороходова, я – путешествую по всему свету. А тебя как зовут, друг мой? Очень приятно! (пожимает руки, спрашивает следующего). Итак, все готовы к новым приключениям? … Тогда, вперед!
Участники отправляются в лабораторию (Лихорадка).
| - канат
- бейджи
- маркер
|
| Лихорадка
| 5 мин
Вводная часть
| Вот мы с Вами перед входом в нашу лабораторию! (читают табличку на двери) «Школа путешественников» ждет вас! Проходите, друзья мои, проходите, пожалуйста! Занимайте удобные места…
В помещении включен проектор, свет приглушён, звук воды. На пенках около экрана стоит глобус, рядом с ним колокольчик.
Располагайтесь, пожалуйста, друзья, напротив экрана, давайте сядем в круг, чтобы нам всем было удобно.
Сегодня мы встретились с вами здесь, чтобы поговорить о разных водоёмах нашей планеты - морях, океанах, озерах и реках, и узнать тайны воды! Нас ждут с вами настоящие химические опыты и еще много интересного.. Итак, объявляю наше заседание, посвященное водной стихии открытым! (звонит в колокольчик)
Ребята, а кто может мне сказать, почему иногда нашу планету называют «голубой планетой»?
Участники дают свои версии.. … Давайте разбираться, внимание на экран!
Слайд №1
Да! 2/3 нашей планете – водные пространства, различные водоемы – океаны, моря… (участники дают дальше свои версии).. Да! Океаны, моря, реки, озёра – гидросфера нашей планеты.
А сколько океанов на нашей планете? Какие океаны вы знаете? … давайте посчитаем!
Слайд №2
(путешественник с участниками находит океаны на карте - Да, всего на Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. ).
А кто знает, какой океан самый большой? Да! Тихий океан самый большой и самый глубокий. Он занимает 1/3 земного шара. А когда-то, очень давно, океан был только один, и окружал он только один материк – какой?
Слайд №3
… Гондвану. Со временем этот материк раскололся на шесть частей, а один океан разделился на четыре.
Слайд №4
А вот сколько же на нашей Планете морей? Кто как думает? (участники называют числа, дают свои версии)
Много, очень много – почти 100, и каждое из них связано с океаном. Поэтому моря – это части океанов. А все моря и океаны называются Мировым океаном, который занимает 2/3 на планете. И поэтому, если мы посмотрим на нашу планету из космоса, она будет
Слайд №5
голубого цвета.
А как моря связаны с океаном? … Да, реками.
| - глобус
- колокольчик
| Фонограмма «шум моря»
|
| Реки
10 мин
| А откуда текут реки?
Слайд №6 и №7
Реки могут брать свое начало из озера, а могут стекать с вершин гор…
А почему океаны и моря на нашей планете не высыхают? ведь вода всё время испаряется? Ведь даже если мы с вами проведем эксперимент – нальём воду в стакан и поставим его в комнате, то через некоторое время что мы увидим? … Да! Что воды в стакане стало меньше. (Путешественник показывает заранее поставленный опыт с водой «Испарение») Проведите дома эксперимент, поставьте стакан с водой и делайте замеры воды.
Так почему же океаны и моря нашей планеты до сих пор не высохли?
(участники дают свои версии)
Благодаря рекам вода после испарения вновь оказывается в морях и океанах - талая вода с ледников (ведь когда тает лёд, получается… вода) или
Слайд №8
дождевая вода по рекам вновь возвращается обратно в океан.
Поэтому реки можно назвать главной частью круговорота воды на планете.
А сколько рек на нашей планете?
А какая река самая большая, знаете?
(участники дают свои версии)
– Амазонка? Нил?
Решая, какая самая длинная река мира, ученые пребывают в постоянном споре. До недавнего времени было две реки, которые постоянно делили место самой большой реки нашей планеты – это Нил в Африке и Амазонка в Южной Америке. Окончательный результат был объявлен 2015 году.
Слайд №9
Ученые определили, что Амазонка самая длинная и полноводная река – около 7000 км. Это как 10 раз съездить из СПб в Москву и обратно!
Слайд №10
Но протяженность Нила меньше всего на на 100-150 м. – 6800 км. Поэтому, эти две реки очень большие и почти одинаковые!
Нил имеет большое количество притоков, однако последние 4 км до слияния со Средиземным морем река протекает без них. Жители Африки называют эту реку священной, в ее честь был возведен храм и устроен праздник.
Мы с вами посмотрели саму большую реку Амазонку, которая находится в Южной Америке (путешественник показывает реки на глобусе), Нил в Африке… А на каком материке живем мы с вами? …Да! В Евразии. (показывает материк на карте и переключает слайд)
Слайд №11
В Евразии есть тоже очень большая и полноводная река, которая течет по территории России - это Енисей.
Ее длина составляет приблизительно 5500 км, а глубина – 70 метров. Она по праву занимает пятую позицию в мировом списке «Самая длинная река планеты». Эта река судоходная, на её берегах Енисея стоят крупнейшие порты. Очень интересное путешествие можно совершить, если отправиться в путешествие по Енисею, так как она протекает почти во всех географических и климатических районах. Можно увидеть, как меняется климат, растительность и животный мир. Пополнение реки происходит различными способами – за счет дождей и, в основном, благодаря таянию снегов, так как река течет с севера.
А давайте посмотрим, сколько воды собирает Енисей на своём пути.
Путешественник с участниками разбирают структуру реки.
Слайд №12
«Структура реки»
| - опыт «Испарение»
|
|
| Создаём макет реки
15 мин
| А сейчас давайте мы с вами создадим макет нашей реки, построим свою реку? Хотите?
Итак, какие части есть у реки? – Да. В начале есть русло. Давайте, наша река будет брать начало из горного озера. (Путешественник подводит участников к инсталляции)
Затем наша река будет изгибаться, так как будет всречать препятствия на своём пути. В нашу реку будут впадать несколько притоков...
И, в результате, наша река должна будет попасть в море. Это будет ее - … устье!
Участники с путешественником строят реку.
А хотите проверить работоспособность нашей реки?
Тогда давайте определим ее части и дадим название нашей реке и ее притокам! Как мы назовём нашу реку? (Можно дать ей название «Волшебная Миля»)
Путешественник раздаёт таблички устье, исток, приток (3 шт), река «Волшебная Миля» (если участники согласны дать реке такое название). Делит участников на три команды и они придумывают название притокам, пишут свои названия на листе А4.
Участники придумывают названия притокам. Таблички и названия раскладываем вдоль частей реки.
Каждый научное изобретение должно пройти проверку! И мы с вами тоже можем проверить наш макет на работоспособность. Хотите? … Тогда – вода!
Из нашего моря испарилась вся вода, оно совсем высохло, нужно с этим что-то делать! Путешественник раздаёт каждой команде по кувшину с водой.
По моей команде, медленной струей мы будем наполнять нашу реку, чтобы она стала полноводной и вытекла в море. Сначала немного растаяли ледники и понесли свою воду в реку, затем к ней присоединились притоки…. И вот – наше устье – наше море наполнено водой.
Ура!! Поздравляю вас, ребята! У нас получилось сделать макет реки и проверить его работоспособность! Вода по притоком дотекла до нашего моря!
| - инсталляция «ледник» и горное озеро
- «части реки» (трубы, «море»)
- таблички
заламинированные части рек (устье, исток, приток (3 шт), река «Вошебная миля»)
- бумага А4
- фломастеры
|
|
| Моря и озёра
10 мин
| А вот кто мне скажет, какого цвета наше «море»? … Синего? Ты уверен? Ну, наверное, в этом случае, мои юные ученые, я с вами соглашусь.
А верите ли вы, что моря бывают разных цветов? Что вода в море может не обязательно синего цвета, И на нашей планете есть моря, где вода бывает не только синего, но и серого, желтого, зеленого и даже красного цвета. Не совсем верите? Тогда, нам самое время в этом разобраться. Давайте вновь обратимся к нашей электронной коллекции открытий и изобретений. Садитесь вновь вкруг и, - Внимание на экран!
Путешественник и участники снова размещаются перед экраном. Презентация продолжается.
На нашей планете есть несколько «цветных» морей - есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Как вы думаете, , почему эти моря так необычно называются?
Путешественник с участниками находит моря на карте.
Слайд №13
Желтое море имеет желтоватый оттенок из-за частиц глины, которые приносят туда реки, впадающие в него. Частицы глины смешиваются с водой и придают ей желтоватый оттенок.
Слайд №14
Красное море. Кто знает, где оно находится? (находим его на карте). А почему так называется? В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона.
Слайд №15
Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды и часто покрыто льдами.
Кто был из вас на Чёрном море? А какого цвета была вода? Синего? Или чёрного? Как вы думаете, почему Чёрное море так называется?
Слайд №16
Его прозвали так из-за черного цвета воды во время бурь и штормов. Море – большое зеркало из воды. В морской воде отражается небо. В ясную солнечную погоду вода кажтся голубой, а в пасмурную – тёмной, почти чёрной.
А какие моря еще вы знаете? (участники дают свои версии)
А как вы думаете, почему Карибское море так называется? А почему Северное море так называется?... А есть еще на нашей планете Мёртвое море. Как вы думаете, почему оно так называется?
Слайд №17
В Мёртвом море очень, очень солёная вода. Море называются «мёртвым» потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы. Количество соли настолько велико, что в этой воде очень тяжело плавать. Вода Мертвого моря настолько плотная, что если вы зайдете туда по пояс, вода сама вытолкнет ваше тело, и вы сможете спокойно лежать на ее поверхности. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Путешественник показывает участникам опыт с яйцами «Соленость воды».
Раньше, все моря нашей планеты, когда появились, были пресными. Но год за годом, век за веком, вода из морей испарялась, а реки, впадающие в моря, приносили из земли разные микроэлементы и соли. Вода из морей испаряется, а микроэлементы, приносимые реками остаются.
С этим морем связана еще одна загадочная история – на самом деле Мёртвое море – не море, а озеро. Не верите? На карте написано море?... Да. Из-за того, что вода в этом озере очень соленая, а в озерах она пресная, древние жители нашей планеты назвали Мёртвое озеро Мёртвым морем. Его огромные размеры тоже напоминали им большие морские просторы.
Еще в доказательство того, что Мертвое море – озеро, является тот факт, что из этого водоёма нашей планеты не вытекает ни одна река. А ведь именно это отличает озеро от моря. Помните? Все моря должны соединяться с океаном.
Но даже не это озеро, наверное, самое интересное.. Вот посмотрите на карту. На нашем материке, в России есть самое большое озеро планеты – Байкал. И интересно оно тем, что вода в нём очень, очень чистая. Можно заглянуть вглубь этого озера аж на 40 метров и увидеть его обитателей. Не верите? А давайте посмотрим?! Хотите? Тогда, попробуем связаться с нашим ученым, Неолитом Петровичем. Он сейчас как раз находится там, в экспедиции.
Слайд №18 «Скайп»
Путешественник «связывается по скайпу» с профессором, после включает видео-ролик.
Да, вода в этом озере действительно кристально-чистая – дистиллированная. В условиях лаборатории такую воду тоже можно получить. Сейчас я вам покажу, как это можно сделать.
Путешественник проводит опыт «Дистиллированная вода».
| - опыт «Солёность воды»
- опыт «Дистиллированная вода»
|
|
| Опыт
10 мин
| А теперь у вас есть возможность провести настоящий химический опыт и определить из какого моря или озера взяты эти пробы воды!
Слайд №19-20
Ваша задача:
- Определить соленость воды. Для этого вам понадобится прибор TDS-метр
- Определить кислотность воды. Для этого вам понадобится лакмусовый индикатор, который будет изменять цвет в вашем растворе.
- Сравнить полученные данные с контрольной шкалой солености и кислотности.
- Определить, какие микроорганизмы водятся в вашем водоеме.
- Определить из какого моря или озера взята проба воды.
Готовы к научному эксперименту? Тогда вперед!
Путешественник делит участников на 4 команды. Для деления на команды могут использоваться цветные жетоны.
Участники выполняют замеры и определяют тип водоёма. Данные заносят в таблицу.
Для школьных групп. Участники фиксируют данные в мини-проектах.
Ну вот, мы с вами смогли определить, из каких морей и озёр нашей планеты были взяты эти пробы воды! Вы провели научную работу, как это делают настоящие учёные-экологи. Молодцы!
А мне пора с вами прощаться и отправляться на озеро Байкал, к Неолиту Петровичу. Он ждёт меня там для новых открытий. А как вернусь, буду ждать вас вновь в нашей лаборатории, чтобы поделиться новыми находками. Пока!
Путешественник снимает бейджи с участников и прощается.
| - песочные часы
- фломастеры (общий реквизит)
- пробы воды, 4 шт
- TDS-метр
- лакмусовая бумага
- мензурки, 4 шт
- мерные стаканы, 4 шт
- шкала солености и кислотности
(заламинированная, 4 шт)
- карточки для фиксации данных
- белая бумага А3 (общий реквизит) для школьных групп
|
|
Общая продолжительность программы составила 60 мин.
|