Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лютова Е. К., Монина Г. Б.



 

                               Е. К. Лютова, Г. Б. Монина

                 

 

                   

 

 

              ШПАРГАЛКА

                       ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Психокоррекционная работа

с гиперактивными, агрессивными, тревожными

и аутичными детьми

 

 

                      МОСКВА 2002

 

 

                

  Лютова Е. К., Монина Г. Б.

       Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с ги­перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002. — 136 с.: ил.

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конк­ретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практичес­ких приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких «проблемных» детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологи­ческих и педагогических факультетов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ..................................................................................... 5

Структура книги............................................................................ 6

О программе «Сообщество»............................................................ 7

Глава 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ.......................................................... 11

Что такое гиперактивность?.......................................................... 11

Портрет гиперактивного ребенка.................................................. 12

Как выявить гиперактивного ребенка............................................ 13

Как помочь гиперактивному ребенку............................................ 16

Работа с родителями гиперактивного ребенка............................... 22

Как играть с гиперактивными детьми............................................ 26

Подвижные игры..................................................................... 28

Игры за партами...................................................................... 36

Глава 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ.............................................................. 39

Что такое агрессивность?.............................................................. 39

Портрет агрессивного ребенка...................................................... 40

Как выявить агрессивного ребенка................................................ 42

Как помочь агрессивному ребенку................................................ 43

Работа с гневом....................................................................... 44

Обучение навыкам распознавания и контроля

негативных эмоций............................................................. 50

Формирование способности к эмпатии,

доверию, сочувствию, сопереживанию................................ 55

Работа с родителями агрессивного ребенка................................... 57

Как играть с агрессивными детьми................................................ 60

Подвижные игры..................................................................... 61

Игры за партами...................................................................... 68

Глава 3. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ.................................................................. 70

Что такое тревожность?................................................................ 70

Портрет тревожного ребенка......................................................... 72

Как выявить тревожного ребенка.................................................. 73

Как помочь тревожному ребенку.................................................. 75

Повышение самооценки........................................................... 76

Обучение детей умению управлять своим поведением............. 78

Снятие мышечного напряжения............................................... 81

Работа с родителями тревожного ребенка..................................... 82

Как играть с тревожными детьми.................................................. 85

Подвижные игры..................................................................... 86

Упражнения на релаксацию и дыхание.................................... 86

Этюды на расслабление мышц................................................. 87

Игры, способствующие расслаблению...................................... 90

Игры, направленные на формирование у детей чувства

доверия и уверенности в себе.................................................. 92

Игры за партами...................................................................... 94

Глава 4. АУТИЧНЫЕ ДЕТИ................................................................... 95

Что такое аутизм?........................................................................ 95

Портрет аутичного ребенка.......................................................... 97

Как выявить аутичного ребенка.................................................. 100

Как помочь аутичному ребенку.................................................. 101

Работа с родителями аутичного ребенка...................................... 110

Как играть с аутичными детьми.................................................. 112

Подвижные игры................................................................... 113

Игры за партами.................................................................... 117

Глава 5. РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ...................................................... 118

Рисунки гиперактивных детей.................................................... 120

Рисунки агрессивных детей........................................................ 124

Рисунки тревожных детей.......................................................... 126

Рисунки аутичных детей............................................................. 129

Вместо заключения, или Мир глазами ребенка................................. 131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................. 134

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                   134


ОТ АВТОРОВ

Каждый ребенок — индивидуальность. Надо развивать его творчес­кий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность — такие лозунги знакомы всем и каждому.

А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? И как можно понять каждого ребенка, если в группе детского сада их 20, а в школь­ном классе — до 40?!

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир ма­лыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные каче­ства, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его на первый взгляд бессмысленные поступки.

Да, да, понимать! Несмотря на то, что Саша или Сережа разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы наконец поймем, за­чем он это сделал. А разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, забо­те. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференциро­ванном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удо­вольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, спо­собны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и де­вочкам, посещающим группу или класс. Причем каждый учитель и вос­питатель знает, что методы, помогающие в работе с Дашей и Сашей, могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершен­но неприемлемыми для Коли и Оли.

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспита­ния и обучения, мы хотим рассказать о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессив­ные, тревожные и аутичные дети.

Возможно, за годы своей работы вы встретили и проводили во взрос­лую жизнь не один десяток (или не одну сотню) детей, и, когда вы чита­ете эти строки, перед вашими глазами встают образы веселых и горлас­тых, тихих и скромных вихрастых ребятишек. Кому-то из них вы сумели помочь, а в каких-то ситуациях вы оказались бессильны. Но вы помните всех. Помнят вас и они. (А иногда и приводят к вам своих детей. )

Многих из них вы любили и любите до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам Васю или Петю. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

 

СТРУКТУРА КНИГИ

Предлагаемая книга поможет вам понять ваших учеников и воспи­танников и принять их такими, какие они есть. Ее структура такова. Четыре первые главы посвящены описанию работы соответственно с ги­перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. В начале каждой главы помещена научная справка, кратко рассказыва­ющая о происхождении того или иного термина, приводится его опре­деление и информация о возможных причинах возникновения пробле­мы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В каждую главу включена «Шпаргалка для взрослых», которая может рас­сматриваться как резюме изложенного теоретического материала или как краткие рекомендации для педагогов и родителей. Затем идет под­робное описание игр и упражнений, которыми можно воспользоваться, занимаясь с детьми. Пятая глава посвящена анализу рисунков детей с различными особенностями развития и поведения.

При создании книги мы использовали данные, приведенные в лите­ратуре, посвященной работе педагогов и психологов с различными ка­тегориями детей, результаты собственной работы и опыт наших кол­лег: Я. А. Павловой, И. В. Шевцовой, Л. В. Агеевой, Г. Д. Черепановой, Е. А. Васильевой, М. В. Луткиной, Т. Е. Першиной.

 

О ПРОГРАММЕ «СООБЩЕСТВО»

В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рам­ках программы «Сообщество», поэтому прежде всего мы хотели бы озна­комить вас с этой программой.

Когда в группу детского сада, работающего по программе «Сообще­ство», впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.

Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются спосо­бу организации пространства: «Странно, детей много, а никто друг дру­гу не мешает».

Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно про­вести.

Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с деть­ми психолог.

А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог «погостят» в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.

Что же такое программа «Сообщество»?

В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образо­вательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей, и для педагогов. Какая же школа, ка­кая образовательная программа нужна нам сегодня? Многие годы педа­гоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: «групповое обучение» и «индивидуаль­ный подход». И вот тут-то на помощь приходит программа «Сообщество», которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.

Образовательная программа «Сообщество» (первоначальное назва­ние — «Шаг за шагом») — Международный проект института «Откры­тое общество», рекомендована Министерством общего и профессиональ­ного образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет. В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к

обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основ­ные принципы программы «Сообщество» в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования «Сообщество», сетью его филиалов и учебных центров.

Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — по­могать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспи­танию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

В связи с этим внедрение данной программы предполагает три ос­новных направления:

П индивидуализацию работы с ребенком;

П предоставление ребенку свободы выбора;

О вовлечение семьи в процесс воспитания.

Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следова­ние которым позволяет добиться высоких результатов.

Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребен­ком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На осно­ве этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ре­бенка, разрабатывают индивидуальную программу развития каждого сво­его воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели надень, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется «Карта группы» на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и заня­тия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронталь­ные занятия не проводятся вовсе.

Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.

Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых «ритуалов», принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем пе­дагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выби­рают себе занятие по душе.

Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при вы боре вида деятельности на день, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспита­нию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических клю­чей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый Центр активности такими материалами, ко­торые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и плани­рования, о которых говорилось выше.

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальны­ми лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, разме­щенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощ­ников ребенка. Так как программа предусматривает использование лич-ностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и про­исходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реа­лизации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрос­лых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.

Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть програм­мы «Сообщество». Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализа­ция индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою помощь. Да и для родителей делается немало. Тренинги, семинары, конференции, праз­дники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря программе «Сообщество», дети приобре­тают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно прини­мать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионально го мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагоги­ческий процесс стал намного эффективней.

Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная груп­па единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И естественно, программа не может быть реализована без психолога.

Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с раз­ными категориями детей.

Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.

Успехов вам!

 

 

Глава 1

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

                                                                                         


ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

«Гипер... » (от греч. Нурег— «над», «сверху») — составная часть слож­ных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» при­шло в русский язык из латинского «асПуиз» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутству­ют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обуче­нии, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального разви­тия у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности на­блюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперак­тивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минималь­ная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необ­ходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться... » (1997, с. 4). Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, рабо тая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффектив­ным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Одна­ко это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физио­логические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребен­ку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щед­ры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся ис­точниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт ха­рактера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с ко­торыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и по­кладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотруд­ничать с ним — вполне посильная задача.

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчинять­ся инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе вос­питателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздра­жительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Из­вестный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих де­тей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигает­ся, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он лег­ко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» (1997, с. 228). Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

 

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на по­ведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный час­то является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недо­разумений.

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности

и тревожности у ребенка

 

Критерии оценки Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок
Контроль поведения Двигательная активность Характер движений Постоянно импульсивен Постоянно активен Лихорадочный, беспорядочный Способен контролировать поведение Активен в определенных ситуациях Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три бло­ка: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, им­пульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следую­щие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчи­
вает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.   !


Двигательная расторможенностъ

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двига­
ется в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, пре­
рывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и
вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Пове­
дение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает
очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок споко­
ен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет. )

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечислен­ных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз! ), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребен­ка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать ро­дителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Со­гласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь спе­циалиста.

Подробно работа с родителями гиперактивного ребенка описана в соответствующем разделе (с. 22).

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том ос­новании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активно­го внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ре­бенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключаю щаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях» (1997, с. 132). Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импуль­сивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Ми­нистерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не со­держит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета)

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (воз­
можно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

 

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивнос­ти с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетель­ствует о высокой импульсивности, 7—14—о средней, 1—6 баллов —о низкой.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.