Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бег на 3000м с препятствиями. Техника метания копья. Техника метания диска. Техника толкания ядра. Основы техники метаний. методика обучения бега на средние и длинные дистанции.



 

Бег на 3000м с препятствиями

Бег на 3000 метров с препятствиями, дисциплина, относящаяся к средним дистанциям беговой легкоатлетической программы. Требует от спортсменов выносливости, владения техникой преодоления препятствий и тактического мышления. Проводится только на летних стадионах. Бег на 3000 метров с препятствиями ведётся на специально спрофилированной дистанции. При этом препятствие яма с водой выносится на специальный вираж, поэтому старт дистанции даётся с отдельной отметки отличающейся от старта гладких 3000 метров. Дистанция включает в себя преодоление в общей сложности 35 препятствий (включая 7 ям с водой), по 5 на каждом круге. Высота барьеров у мужчин 914 мм (36 дюймов) и у женщин 762 мм (30 дюймов). Длина ямы с водой 3. 66 метра (12 футов). Глубина ямы изменяется от 700 миллиметров у барьера до нуля у края ямы. Все барьеры закреплены, и сдвинуть либо опрокинуть их невозможно.

 

Техника прыжка в высоту «перешагивание» Разбег состоит из 6 — 8 беговых шагов, выполняется под углом. К планке в 30—45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 — 80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, — это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх—вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке

Техн. Прыжка в высоту «фосбери-флоп» Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгуна индивидуально, в зависимости от уровня его мастерства и физических качеств. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпенд к плоскости планки. Последние 3  5 шагов вып по дуге. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 9 11 беговых шагов. Вначале разбега туловище несколько накл вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением. Сложный элемент техники разбега — бег на последних шагах по дуге. Ноги ставятся на полную стопу для увел сцепления с поверх сектора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10 15 см. подготовка к отталкиванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, прыгун активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечивая ее эфф постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке.. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги. Отт-е начинается с момента постановки ноги на место отталк и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизскорость разбега в вертик, тем самым придав телу максимальную скорость вылета Полет  это техническое действие, которое направлено на создание оптимальных условий для перехода через планку. После оттал маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается в пояснице, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок приж к груди. плечи опуск ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных и почти выпрямляясь в коленных суставах.

Техника прыжка в длину Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. подразделять на четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление. Разбег. В настоящее время ведущие прыгуны используют разбег длиной от 36 до 44 м (18-24 беговых шага). Длина разбега определяется рядом факторов: полом, ростовыми показателями, степенью подготовленности специальных физических качеств. В конце разбега (последние 6-4 беговых шага) длина и темп достигают предельных величин. Отталкивание. Далекая постановка толчковой ноги при небольшой амортизации вызывает существенное возрастание усилий, направленных против вектора движений тела вперед, и продолжительности времени взаимодействия с бруском. Полет. Двигательные действия прыгуна в полете на высоте 50-75 см (по отношению к высоте расположения ОЦМТ спортсмена над опорой) должны обеспечить равновесие тела и далекое выбрасывание ног при приземлении. В спортивной практике известны следующие способы прыжка: «ножницы» (2, 5 и 3, 5 шага), «прогнувшись» и «согнув ноги».
технику тройного прыжка делят на следующие части: разбег — первое отталкивание — «скачок» — второе отталкивание — «шаг» — третье отталкивание — «прыжок» — приземление. Скорость разбега достаточно высока и зависит от физической подготовленности прыгуна. Скорость разбега должна постепенно возрастать. Перед отталкиванием нельзя менять структуру беговых шагов, стараться продвинуться вперед в ускоренном, стремительном темпе, как бы вбегая в прыжок. Первое отталкивание. Толчковая нога ставится на место отталкивания на всю стопу быстрым, но естественным беговым движением. Туловище выпрямлено или слегка наклонено вперед. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90—100°, работают как в беге. Маховая нога, сильно согнутая в колене, выносится активно вперед, толчковая нога полностью выпрямляется. Скачок В первой трети полета прыгун сохраняет положение полета в «шаге», затем маховая нога опускается вниз, сгибаясь в колене, и продолжает движение бедром назад. Толчковая нога, одновременно с маховой, выводится коленом вперед, голень и бедро составляют угол примерно 90°. Второе отталкивание. Нога ставится на опору почти прямая «загребающим» движением. Угол постановки ноги — около 70°, в момент постановки ноги на грунт активно выносится вперед бедро маховой ноги, помогая приблизить ОЦМ к вертикали и тем самым снизить потери скорости и воздействие тормозящих сил. В конце отталкивания несколько увеличивается наклон туловища вперед. Полетная фаза «шаг». После второго отталкивания прыгун в полетной фазе занимает положение «шага», т. е. выполняет прыжок с ноги на ногу. Туловище несколько наклонено вперед. Маховая нога бедром выводится вперед до горизонтали, голень почти вертикально направлена вниз. Третье отталкивание должно выполняться активно и быстро, сохраняя оставшуюся горизонтальную скорость. Нога ставится почти прямой упруго и энергично, угол сгибания в коленном суставе должен быть минимальным — до 140°Прыжок. завершающая полетная фаза в тройном прыжке выполняется так же, как и в прыжках в длину

Техника метания копья

метания копья можно разделить на: разбег; фин  усилие;

торм. Держится копье на уровне верхней кромки черепа, над плечом, наконечник копья направлен слегка вниз; и чуть внутрь, локоть смотрит вперед немного кнаружи. Разбег разделить на три части: предварительный разбег, шаги отведения копья, заключчасть разбега. Предварительный разбег начинается от старта до контрольной отметки, приобретая оптимальную скорость разбега, и составляет 10— 14 беговых шагов. Отведение копья начин с момента постановки левой ноги на контрольную отметку. применяют два способа отведения копья: 1) прямо—назад и 2) дугой вперед—вниз—назад. Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов перед финальным усилием: 1) «скрестный» шаг и 2) постановка ноги в упор. Техника «скрестного» шага  это вынужденная техника после отведения копья. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи. «Скр» шаг выполняется ногой, одноименной с метающей рукой, в данном случае правой. Делается активный мах бедром правой ноги вперед и вверх, голень согнута в коленном суставе под углом примерно 120°, стопа немного развернута кнаружи. Одновременно с махом правой ноги вып мощное отталк  левой ногой. Финальное усилие. После постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед — вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляясь в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед—вверх. Плечи и правая рука отстают и находятся за проекцией ОЦМ. резко отводит левую руку Назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад, спортсмен проходит через положение «натянутого лука». Правая нога полностью выпрям, отрываясь от опоры, плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная локтевом суставе, находится сзади. хлестообразное движение кистью, придавая вращение копью вокруг его продольной оси кнаружи, происходит отрыв копья от руки. Копье не должно отводиться далеко в сторону от правого плеча. торможение. После выпуска снаряда спортсмен продолжает дв вперед, и ему необходимо остановиться для того, чтобы не заступить за линию броска

Техника метания диска

Диск - это снаряд, обладающий аэродинамическими свойствами, которые оказывают существенное влияние на результативность метания, его метают с поворота. выделяют:

держание снаряда; исходное положение и предварительные действия; поворот; финальное усилие; торможение. Плоскость диска прилегает к ладонной поверхности кисти. Ребро диска упирается в последние фаланги четырех пальцев, находящихся в согнутом и свободно разведенном положении, большой палец лежит yа плоскости диска. Кисть слегка согнута в запястье, верхний край обода диска касается предплечья. выполняет круговые движения рукой с диском на уровне плеч в левую сторону и вправо - назад. Левая рука выполняет такие же движения, являясь противовесом для правой руки. Одновременно с переносом диска в ту или другую сторону тяжесть тела также поочередно переносится на ту же ногу. рука выпрямляется в локтевом суставе, ладонь правой кисти накрывает диск сверху. Движения выполняются на уровне плеч, отводя правую руку назад до предела, при этом диск может быть и выше плеч. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Поворот. В момент, когда рука с диском уходит назад, тяжесть тела - на правой ноге, левая нога и левое плечо начинают выполнять вход в поворот. делается резкое отведение левой руки назад, активный поворот на левом носке кнаружи и отталкивание правой ногой от опоры, посылая тяжесть тела в сторону левой ноги. После отрыва правой ноги от опоры, которая маховым круговым движением переносится к центру круга, одновременно происходит поворот на левом носке и отталкивание левой ногой от опоры. Финальное усилие - фаза, осуществляющая при помощи ног передачу набранной энергии снаряду. Мышцы ног, корпуса тела и, в меньшей степени, руки придают скорость снаряду. Правая рука направляет снаряд в нужном направлении под оптимальным углом вылета. Цель торможения - сохранение устойчивого положения с одновременным погашением скорости движения тела, чтобы не вылететь из круга. Это делается за счет перескока с опорной левой ноги на правую ногу и продолжением вращения тела вокруг вертикальной оси. Метатель наклоняет плечи вперед - влево, как бы уходя в сторону.

Техника толкания ядра

элементы: держание снаряда;

подготовительная фаза к разбегу разбег скачком (поворотом); финальное усилие; фаза торможения или удержания равновесия. Держание снаряда. Ядро кладется на средние фаланги пальцев Кисти руки, выполняющей толкание Четыре пальца соединены вместе, большой палец придерживает ядро сбоку, пальцы должны быть единым целым. Ядро приж к правой стороне шеи, над ключицей. Предплечье и плечо правой руки, согнутой в локтевом суставе, отводятся в сторону на уровень плеч. Левая рука, слегка согнутая, держится перед грудью, также на уровне плеч. кисть слегка сжата. Подгот фаза к разбегу. Толкатель ядра должен занять и. п. перед началом скачка. Для этого метатель встает на правую ногу, правая стопа находится у дальнего края круга, по отношению к сектору. Левая нога слегка отведена назад на носок, тяжесть тела на правой ноге, туловище выпрямлено, голова смотрит прямо, ядро у правого плеча и шеи, левая рука перед собой. слегка наклоняется вперед, одновременно делая левой ногой свободный мах назад, а левой рукой небольшой мах вверх, при этом прогибается в пояснице и немного отводит плечи назад. Замах можно делать находясь на полной стопе правой ноги или одновременно с замахом, поднимаясь на носок правой ноги. После положения группировки начинается

 скачкообразный разбег. Группировка не должна быть длительной по времени, так как в согнутом положении напряженные мышцы теряют эффективность упругих сил. Скачок начинается с маха левой ноги назад и несколько вниз к месту постановки левой ноги в упор. Одновременно происходит выпрямление правой ноги в коленном суставе, стараясь при этом, чтобы ОЦМ (общий центр массы) не поднимался вверх, а двигался вперед по направлению толкания ядра и даже несколько вниз. Финальное усилие. Финальное усилие является главной фазой в метаниях, именно в этот момент происходит сообщение начальной скорости вылета снаряда под оптимальным углом, и именно от этой фазы зависит результативность в толкании ядра. после отрыва ядра от руки, выполняет перескок с левой ноги на правую. Левая нога уходит назад, помогая убрать проекцию ОЦМ за стопу правой ноги. Руки также выполняют маховые движения в противоположную сторону от сектора.

Основы техники спортивной ходьбы Ходьба – естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от простой ходьбы более высокой скоростью передвижения, ограничением техники передвижения правилами соревнований и другими техническими моментами. Техника спортивной ходьбы имеет циклический характер, т. е. определенный цикл повторяется многократно на протяжении всей дистанции и, в отличие от других циклических видов легкой атлетики, жестко ограничен правилами соревнований. Эти ограничения существенно повлияли на становление техники спортивной ходьбы. Во-первых, в спортивной ходьбе не должно быть фазы полета, т. е. всегда должен быть контакт с опорой. Во-вторых, исходя из первого ограничения, опорная нога в момент вертикали должна быть выпрямлена в коленном суставе (несколько лет назад сделали добавление к этому ограничению – опорная нога должна быть выпрямлена в коленном суставе с момента постановки ноги на опору). Отличие спортивной ходьбы от естественной (бытовой) по внешним данным заключается в том, что в естественной ходьбе пешеход может сгибать ногу в коленном суставе, амортизируя постановку ноги, а в спортивной ходьбе спортсмен передвигается на прямых ногах. Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: а) два периода одиночной опоры; б) два периода двойной опоры; в) два периода переноса маховой ноги. Схематично можно представить цикл спортивной ходьбы в виде колеса с шестью спицами. Две двойные спицы разделяют колесо пополам – период двойной опоры, две одиночные спицы разделяют эти половинки на четвертинки круга – период одиночной опоры. Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковремен, порой его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы: 1) фаза жесткой передней опоры; 2) фаза отталкивания. Период переноса тоже имеет две фазы: 1) фаза заднего шага; 2) фаза переднего шага. Эти фазы присутствуют как в периоде переноса или опоры для левой ноги, так и для правой ноги.

Основы техники прыжков Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок). Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета тела прыгуна. Траектория движения ОЦМ в полетной фазе зависит от характера отталкивания и вида прыжка. Причем тройной прыжок имеет три фазы полета, а прыжок с шестом — опорную и безопорную части фазы полета. Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т. е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

 Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части:

 - разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

 - отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;

 - полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

 - приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Основы техники метаний

метания можно разделить на две группы: 1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; 2) метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета — угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда — расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности — угол, образованный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом. етания можно разделить на три части:

 - разбег;

 - финальное усилие;

 - торможение после выпуска снаряда. метания по структуре являются одноактными или ациклическими упражнениями. Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мыщц плечевого пояса и рук. Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда — 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, отличается по половому признаку и весу снаряда. В спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от:

 - начальной скорости вылета снаряда;

 - высоты выпуска снаряда;

 - аэродинамических свойств снаряда;

 - скорости разбега;

 - состояния атмосферы (направление и скорость ветра).

методика обучения бега на средние и длинные дистанции.

необходимо научить их правильным, наиболее эффективным и экономным движениям. Процесс обучения технике бега рекомендуется строить в следующей последовательности. Задача 1 Создать представление о беге на средние и длинные дистанции.

Средства обучения бега:

1) Рассказ о дистанциях для мужчин и женщин, о высших достижениях в беге, местах проведения бега, об основных правилах соревнований по бегу. 2) Показ фильмов, обучающих видео-курсов; 3) демонстрация техники бега. Задача 2 Обучение технике бега маховым шагом на прямой дистанции и на повороте. Средства обучения бега: 1. Демонстрация техники бега маховым шагом на прямом отрезке 80—100 м. 2. Краткий разбор основных моментов бега (постановка стоп на грунт, толчок, подъем бедра, наклон туловища и движение рук).

3. Бег по прямой на 80 и 100 м маховым шагом в среднем темпе. 4. Движение руками стоя на месте и в беге. 5. разбор основных положений при беге на повороте (постановка стоп, наклон туловища, работа рук).

6. Демонстрация техники бега по повороту на отрезке 80—100 м. 7. Бег на 50—60 м при входе в поворот. 8. Бег на 80—100 м при входе в поворот и по повороту. 9. Бег на 50—60 м при выходе с поворота. 10. Бег на 100—120 м на повороте. метод. указ: Обучение осуществляется путем многократного бега на отрезках по прямой в 80—100 м. Задача 3 Обучение технике высокого старта на прямой дистанции и на повороте. Средства обучения бега: 1) Рассказ и демонстрация основных положений бегуна по команде «На старт! », «Внимание! » и «Марш! ». 2) Выполнение этих команд на месте с уточнением положений в исправлением ошибок. 3) Выход с высокого старта с пробеганием 20—40 м на прямой дистанции и на повороте. 4) Построение стартовой линии при общем старте и входе в поворот. При изучении техники высокого старта группа строится в одну или несколько шеренг. Каждой шеренге подается команда, после чего тренер проверяет правильность ее исполнения: расстановку и сгибание ног. Распределение веса тела, наклон туловища, расположение рук и т. п. Задача 4 Совершенствование техники бега. Средства обучения бега: пробегание 100—200 м с различной скоростью.

             

 

Методика обучения технике барьерного бега. Задача 1. Ознакомить с техникой барьерного бега. следует начинать с демон техники бега по дистанции, которая включает бег со старта с преодолением 3—4 барьеров и финиширование. продемонстрировать технику бега еще 2—3 раза, а затем предложить занимающимся самим несколько раз пробежать в три шага через 2—3 барьера, высотой 40—50 см и расстоянием 7—8 м. обратить внимание занимающихся на смелое подбегание к барьеру, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между ними. 1. Стоя на одной ноге у опоры, делаются махи другой ногой вперед — назад. 2. Стоя лицом к опоре, делаются махи прямой ногой в правую и левую стороны. 3. Ходьба с наклонами вперед и доставанием пола руками. 4. Ходьба с выпадами вперед и пружинистым покачиванием туловища, а затем с наклоном вперед и доставанием локтями пола. 5. Стоя спиной к гимнастической стенке, согнуть в колене ногу и занести носок стопы на перекладинуПрогнуться в пояснице, выводя таз вперед. 7. Сесть в положение «барьерного шага» (маховая нога вытянута вперед, толчковая, согнутая в стопе, отведена в сторону под прямым углом). 8. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Опираясь руками о пол, подняться вверх, приняв положение «широкого шага». Не отрывая пяток от пола, переместиться в положение «барьерного шага», при котором толчковая нога вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.. 10. Стоя боком у барьера, гимнастической стенки или «коня», положить согнутую в колене ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отведенной ноги, а затем вперед — вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге. . Скольжение стопой толчковой ноги вдоль наклонной поверхности барьера с последующим выносом ее вперед. Обучить ритму и технике бега между барьерами. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями — 3 шага. Обучить технике низкого старта и стартового разгона с преодолением барьеров. Обучение технике барьерного бега в целом и ее совершенствование Методика обучению бегу на 3000метров Задача 1. Ознакомить с техникой бега на 3000 м с препятствиями. расказ показ. Задача 2. Обучить технике преодоления препятствий способом «наступая» следует обучить преодолевать один барьер способом «наступая» с произвольного разбега, обращая внимание на мягкую постановку ноги на препятствие, сильное сгибание опорной ноги на препятствии, наклон туловища над препятствием, быстрое отталкивание и приземление на маховую ногу. Рекомендуется отмечать место отталкивания на дорожке на расстоянии 120—150 см от препятствия. Важно научить отталкиванию как левой, так и правой ногой. Задача 3. Обучить технике преодоления препятствий способом «барьерный шаг». спользуются легкие подвижные барьеры высотой 84 см, затем — неподвижные препятствия высотой 91, 4 см, расставленные через 20—30 м друг от друга. Задача 4. Обучить технике преодоления ямы с водой. вначале выполняется в облегченных условиях. За препятствием на беговой дорожке или на газоне стадиона отмечается коридор шириной 2, 5—3 м. Занимающиеся должны, ускоряя бег перед препятствием, преодолеть его способом «наступая» с последующим прыжком через коридор. Задача 5. Обучить технике бега в целом и ее совершенствованию. Для обучения технике бега на 3000 м с препятствиями в целом выполняется бег на различных отрезках дистанции с преодолением препятствий ямы с водой, расположенных по кругу беговой дорожки в соответствии с правилами соревнований. В процессе совершенствования техники необходимо добиваться, чтобы препятствия преодолевались экономно, быстро, без остановок перед ними и за ними. Тренировка в барьерном беге Тренировка в барьерном беге. выделяют четыре этапа: предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования. На начальных этапах подготовки бегунов требуется овладеть техникой бега с барьерами. Этапы предварительной подготовки и (этому также способствует юный возраст спортсменов) для развития быстроты, гибкости, ловкости, поэтому в подготовке юных барьеристов в основном используются тренировочные упражнения, развивающие эти качества. На этих этапах физические качества лучше развивать по отдельности; при этом развитие одного положительно воздействует на рост других. Например, развитие силы или скорости движений способствует более эффективному проявлению специальной выносливости, лучшему и более быстрому освоению основ техники барьерного бега. Также ассоциативно в этом отношении воздействие силы, ловкости, гибкости. На последующих этапах подготовки барьеристов эффективность подобного (аналитического) развития физических качеств снижается, но заметно повышается роль комплексного развития двигательных способностей бегунов с барьерами. Цель этапа предварительной подготовки барьеристов всех специализаций — обеспечение необходимого (для последующей тренировки) общего физического развития юных спортсменов. Основные задачи тренировки на данном этапе: 1. Создание устойчивого интереса к спортивным занятиям. 2. Расширение диапазона двигательных способностей общего характера: развитие скоростных качеств, силы мышц, гибкости и ловкости движений, координационных способностейПродолжительность этапа от 2 до 3—4 лет. Он охватывает возраст спортсменов от 9 (возможно и ранее) до 11—12 лет. Этап предварительной подготовки для спортсменов, начавших регулярные тренировки в более позднем возрасте, может быть и короче (1—2 года); спортсмены, уже имеющие определенную подготовку или ранее тренировавшиеся в других спортивных дисциплинах сразу начать тренировку, направленную на освоение специализации в барьерном беге. 3. нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы. Методика Обучению прыжку способом «перешагивание» Задача 1. Ознакомить с техникой. Задача 2. Обучить технике отталкивания. При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений: - маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору (гимнастическую палку, дерево, ограду); - то же, но с маховым движением одноименной руки в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги. маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком; - сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на зама Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием упр: разбег по отметкам; разбег под счет преподавателя; разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов по специально прочерченной прямой линии и разметкой длины шагов; прыжки через планку; подбор индивидуального разбега.. Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению. стоя боком, имитация техники движений при преодолении планки через начерченную линию, скамейку, резиновый эспандер, низкий барьер с места и с подхода; стоя боком к планке  (под углом 30—40°) со стороны маховой ноги, перенести последовательно через планку толч-ковую ногу; то же, но в прыжке; то же, но с подхода шагом; прыжок через планку с 3—5 шагов разбега, акцентируя разворот туловища в сторону толчковой ноги; то же, но с активным пово-ротом стопы маховой ноги внутрь при опускании ее за планку по линии разбега для отвода таза от планки; Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перешагивание» в целом и совершенствование техники. прыжков через планку с 1, 3, 5 шагов и с индивидуального разбега на высоту, близкую к максимальной. Совершенствование отдельных деталей техники прыжка происходит в сочетании с выполнением прыжка в целом с акцентом на изучаемый элемент.

 

Методика обучения прыжку способом «фосбери-флоп» Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп». Средства те же, что и для других способов прыжка. Задача 2. Обучить технике отталкивания. имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой; имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте; то же, но выполняя прыжок вверх; то же, но выполняя движения в ходьбе, а затем — в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг; отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой. Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с отталкиванием. Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения: бег по кругу радиусом 10—15 м; бег по прямой с переходом на бег по кругу; бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов; бегание в вираж с отталкиванием на середине виража; имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу; Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению. выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя; запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами; лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода через планку; прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами; прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами; прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге. Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствованию. прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат; прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной высоте; Методика обучения технике тройного прыжка с разбега Задача 1. Ознакомить с техникой тройного прыжка с разбега. Задача 2. Обучить технике «скачка». многократные «скачки» на одной ноге; «скачки» через скакалку, набивные мячи, скамейки, барьеры и другие препятствия; «скачки» по отметкам; «скачок» с небольшого разбега с приземлением на толчковую ногу; спрыгивание с высоты 40—60 см с последующим отталкиванием. Задача 3. Обучить технике «шага» и сочетанию «скачка» и «шага». прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед; прыжки в «шаге» с 5 —7 беговых шагов с приземлением в яму с песком; то же, но «шаг» выполнять с мостика высотой 30 см; «скачок» и «шаг» на возвышение; «скачок» и «шаг» по отметкам; «скачок» и «шаг» с постепенно увеличивающегося разбега и приземление в яму с песком на маховую ногу. Задача 4. Обучить технике «прыжка» и сочетанию «шага» и «прыжка». прыжки в длину с маховой ноги; прыжки в длину через препятствие (планку, скакалку); выполнение связки «шаг» — «прыжок» с постепенно увеличивающейся скоростью разбега; многократные «скачки» на маховой ноге; спрыгивание с высоты 40—60 см на маховую ногу с последующим отталкиванием; выполнение сочетания «шаг» — «прыжок» по отметкам. Задача 5. Обучить ритму разбега и тройному прыжку в целом. повторные пробежки на 40—50 м по дорожке стадиона или в секторе для прыжков с попаданием на место отталкивания; тройной прыжок с 6—8 шагов разбега; подбор полного разбега и пробегание без отталкивания, но с попаданием ногой на место отталкивания; тройной прыжок с полного разбега. Задача 6. Совершенствование техники тройного прыжка с разбега. Тренировка в толкании ядра Научиться толкать ядро простым способом можно быстро, но для достижения высоких результатов в этом виде спортсмену необходимы значительная мышечная сила, быстрота движений и рациональная техника толкания Подготов период: развитие быстроты движений; 2) развитие ловкости и координации; 3) овладение элементами движений естественных видов легкой атлетики. пециальные силовые и имитационные упражнения— 1500 раз; медленный бег — 200 км, спринт и барьерный бег — 25 км; прыжки (количество отталкиваний) — 3000 раз; выпрыгивание с гирей — 1000 раз, гимнастика, акробатика — 40 ч; спортивные и подвижные игры — 100 ч; соревнования (старты) по различным видам спорта — 20 раз. соревн. период: Контрольные нормативыОбщая и специальная физическая подготовка. постепенное увеличение результата до личных рекордов; умение показывать лучший результат на ответственных соревнованиях. перех. период активный отдых, поддержание уровня ф. подг. Трениров занятия провод 2-3раза в неделю с небольшим обьемом нагрузки. Основные средства и методы Средство -- это конкретное содержание действия спортсмена, а метод -- это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением, с помощью них решается задача всестороннего функционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений. Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Соревновательные упражнения -- это комплекс двигательных Действий, являющихся предметом спортивной специализации и Выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Для спринтеров -- это бег на короткие Дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, Средства спортивной тренировки разделяются по направленности воздействия на две группы: преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности -- технической, тактической и т. п.;  преимущественно связанные с развитием двигательных качеств. Словесные, наглядные и практические методы: К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка. Наглядные методы: кино-видеофильмы, кинокольцовки, кинограммы, Методы практических упражнений. Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса.

 

Средства и методы развития силыСила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу: абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении. относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека. Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида: упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т. д. ); упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т. д. ); изометрические упражнения (упражнения статического характера). Наиболее распространены следующие методы развития силы: метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут); метод повторных усилий (или метод " до отказа" ) (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут); метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут) Средства и методы развития быстроты, ловкости, гибкости Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма. Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы: выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя); зеркальное выполнение упражнений; усложнение условий выполнения обычных упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля). рактеристики движения, а также время двигательной реакции.. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом). Для развития быстроты используются различные методы: метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т. к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);  игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей). Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры. Правила соревнованя по бегу и спортивной ходьбе Круговая беговая дорожка на стадионе должна иметь длину 400м. Количество дорожек по прямой и по кругу для соревнований второго и третьего уровня – 6, а для первого уровня – 8 дорожек. Ширина дорожки должна быть не менее 1. 22 м. Линии разметки – 50 мм. В ширину каждой дорожки должна включаться линия только с правой стороны дорожки. Измерение производится на расстоянии 30 см от бровки, или если нет бровки, то в 20 см от линии, обозначающей внутреннюю часть дорожки. Остальные дорожки измеряются на расстоянии 20 см от внешних краев линии дорожки Последние 5 м перед линией финиша через все дорожки, через каждый метр, проводятся линии разметки параллельно линии финиша. Бег по кругу проводится против часовой стрелки. Урок л. а в школе подготовительной части посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

 

История развития легкой атлетики. Лёгкая атле́ тика — совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивная ходьба, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Легкоатлетические упражнения проводились с целью физической подготовки, а также для проведения состязаний ещё в глубокой древности. Но история лёгкой атлетики, как принято считать, началась с соревнований в беге на олимпийских играх Древней Греции (776 год до нашей эры). Современная лёгкая атлетика начала свой путь с отдельных попыток в разных странах проводить соревнования в беге, прыжках и метаниях. Зафиксированы результаты в прыжке с шестом в 1789 г. (1 м 83 см, Д. Буш, Германия), в беге на одну милю в 1792 г. (5. 52, 0, Ф. Поуэлл, Великобритания) и 440 ярдов в 1830 г. (2. 06, 0, А. Вуд, Великобритания), в прыжке в высоту в 1827 г. (1. 57, 5, А. Уилсон, Великобритания), в метании молота в 1838 г. (19 м 71 см, Район, Ирландия), в толкании ядра в 1839 г. (8 м 61 см, Т. Каррадис, Канада) и др. Считается, что начало истории современной лёгкой атлетики положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся колледжа в г. Регби (Англия) в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться в других учебных заведениях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а в 1851 г. — прыжки в длину и высоту с разбега. В 1864 г. между университетами Оксфорда и Кембриджа были проведены первые соревнования, ставшие в дальнейшем ежегодными, положившие начало традиционным двусторонним матчам. Финал в беге на 100 м. Олимпийские игры 1896 г. В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб, популяризировавший лёгкую атлетику, проводивший соревнования и наблюдавший за соблюдением статуса о любительстве. Высший орган легкоатлетического спорта — любительская атлетическая ассоциация, — который объединил все легкоатлетические организации Британской империи, был организован в 1880 г. В 1911 г. создаётся Всероссийский союз любителей лёгкой атлетики, объединивший около 20 спортивных лиг Петербурга, Москвы, Киева, Риги и других городов. В 1912 г. российские легкоатлеты (47 человек) впервые участвовали в олимпийских играх — в Стокгольме. Из-за слабой подготовленности спортсменов и плохой организации выступление русских легкоатлетов прошло неудачно — никто из них не занял призового места. После Великой Октябрьской социалистической революции большую роль в развитии лёгкой атлетики сыграл Всевобуч. По его инициативе в ряде городов состоялись крупные соревнования, в программе которых главное место отводилось лёгкой атлетике: в Омске — I Сибирская олимпиада, в Екатеринбурге — I Приуральская олимпиада, в Ташкенте — Среднеазиатская, в Минеральных Водах — Северо-Кавказская. В 1922 г. в Москве впервые было проведено первенство РСФСР по лёгкой атлетике. Первые международные состязания советских легкоатлетов состоялись в 1923 г. Они встретились со спортсменами рабочего спортивного союза Финляндии Принципы тренировки 1. Каждая тренировка, даже самая короткая, требует разминки. Благодаря разминке вы сумеете избежать травм, особенно тех суставов, сухожилий, мышц, на которые приходится наибольшая нагрузка. 2. полное сосредоточение на том или ином упражнении. Этот принцип имеет двойное обоснование: соблюдение его, с одной стороны, также поможет избежать травмирования суставов, сухожилий и мышц, с другой - скажется на эффективности упражнений. 3. Одевайтесь на тренировку в соответствии с временем года и вообще с погодой, чтобы избежать поверхностного охлаждения мускулов, а вместе с тем и лишней траты энергии, столь важной для последующей тренировки. 4. Воздействие каждого упражнения связано с правильным дыханием. 5. на тренировках выполняют упражнения сериями (подходы, сеты), при которых предписанные количества повторений одного и того же упражнения следуют друг за другом6. Между подходами рекомендуются перерывы, разные по своей продолжительности7. Массаж и самомассаж - эффективные меры, способствующие восстановлению тех мышц, на которые приходилась большая нагрузка.    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.