Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.Порядок ведения кассовых операций.



 

1. Основные задачи бухгалтерского учета на современном этапе. Закон РФ «О бухгалтерском учете». Основными задачами бух. учетаявляются: – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, вытекающих из нее результатов, о ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бух. отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам, поставщикам, покупателям, налоговым и т. д.; – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением зак. РФ при осуществлении организацией хоз. операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; – своевременное предупреждение и предотвращение отрицательных результатов хозяйст. -финансовой деятельн. Организ., выявление и мобилизация внутрихозяйст. резервов обеспечения финан. устойчивости предприятия.  Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Ст. 1 (Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи). Ст. 2 (Понятия, используемые в настоящем Федер. законе). Ст. 3 (Законод. РФ о бух. учете). Ст. 4 (Сфера действия настоящего федер. закона). Ст. 5 (Регулирование бух. учета). Ст. 6 (Организация бух. учета в организациях). Ст. 7 (Главный бухгалтер).     2. Учетная политика предприятия Важнейшей частью внутреннего налогового планирования является выбор учетной политики организации. Учет. политика — совокупн. выбранных предприятием способов ведения бух. учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности. Учетная политика предп. влияет на финан. результаты деятельности предприятия, отраженные в учете, а, следовательно, и на величину налоговых платежей. От учетной политики зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность предприятия. Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности. Основные элементы учетной политики: §​ методы группировки и оценки фактов хоз. деятельн.; §​ методы погашения стоимости активов; §​ приемы организации документооборота; §​ методы организации инвентаризации; §​ способы применения счетов бухгалтерского учета; §​ системы регистров бух. учета; §​ методы обработки информации; §​ иные соответствующие способы, методы и приемы. В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика организации формируется главным бухгалтером организ. и утверждается приказом руководит. Особое внимание в приказе об учетной политике уделяется положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодат. Тем более что, согласно пункту 7 статьи 3 Налог. кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законода. о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщ. Налог. Планир. особенно важны сл. элем. учетной политики: 1. ​ Установление границы между основными ср-ми и ср-ми труда в обороте. 2. ​ Переоценка объектов основных средств 3. ​ Способы начисления амортизации  

3. Порядок ведения кассовых операций.    

Утв. Решением Совета директоров ЦБ России (ЦБ РФ) от 22 сентября 1993 г № 40. Согласно этому документу организ. обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Расчеты же производятся преимущественно в безналичной форме. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Ведение наличных расчетных операций разрешено в пределах установленного лимита. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с ним.

установлено, что расчеты наличными деньгами в РФ между юр. лицами, а также между юр. лицом и гражданином –(ИП), между ИП, связанные с осуществлением ими предпринимат. деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.

Юр. лица и ИП могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на следующие цели: • заработную плату, • иные выплаты работникам (в т. ч. социального характера), • стипендии, • командировочные расходы, • на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, • выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, • невыполненные работы, неоказанные услуги,

• выплату страх. возмещений по договорам страх. Физ. лиц с учетом Указания. Наличные деньги, принятые юр. лицами, не являющимися кредит. организ., и индивид. Предприним. от физ. лиц в качестве платежей в пользу иных лиц в случаях, соответствующих законодат. РФ, не могут расходоваться на иные и подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организ. (их структурных подразделений). Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам, а прием – по приходным кассовым ордерам.

 

4. Док. оформление и учет операций на расчетном счете. Кассовые операции оформл. типовыми межведом. формами первичной учетной док., утвержден. Гос. комитетом по статистике. К названным док. относятся: 1) приходный кассовый ордер; 2) расходный кассовый ордер; 3) журнал регистрации приходных и расходных кассовых док. (Журнал); 4) кассовая книга; 5) книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств; 6) акт инвентар. наличных денеж. Ср-в; 7) инвентаризац. опись ценных бумаг и бланков док. строгой отчет.; 8) заявка на получение наличной иностр. валюты и др. В кассу организ. наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и пр. Для получения денег со своего расчет. счета в банке организации выдается чековая книжка. Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, бух. заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руковод. и передает кассиру. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах организации. Чтобы положить деньги на счет, необходимо заполнить объявление на взнос наличными. Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером (ф. № КО-1). Приходный кассовый ордер подписывается глав. бух. или уполном. им лицом, заверяется печатью и регистрир. в журнале регистр. приходных и расходных кассовых жур. -ордеров (ф. № КО-3). Приходный кассовый ордер передается кассиру, который получает наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или по другим док. (платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр. ), заменяющим расходный кассовый ордер. Документы на выдачу должны быть выписаны руководит. Организ. и глав. бух. (или лицами, ими уполномоченными). Прием и выдача денег по кассовым ордерам производятся только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено». Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, а страницы в ней – пронумерованы. Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и кассовая книга могут вестись как вручную, так и автоматиз. способами.  
5. Основные формы безналичных расчетов. При безналичных расчетах в настоящее время могут быть использованы следующие формы расчетов между плательщиком и получателем средств: платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы, чеки. 1. Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Платежные требования наиболее целесообразны при расчетах за товары и услуги.  2. платежное поручение — представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя. 3. инкассо — поручение, получателя средств, своему банку получить у банка плательщика платеж или подтверждение, что платеж будет осуществлен в установленные сроки. По расчетам инкассо используется платежное поручение или инкассовое поручение. 4. Расчетный чек — документ, содержащий поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет чека держателя. 4. аккредитив — поручение банка покупателя банку поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. вексель — безусловное и без спорное долговое обязательство которое носит абстрактный хар-тер. Вексель явл-ся основным инструментом коммерческого кредита.    

6. Основные средства, их классификация и оценка.

Основные средства – часть имущества (активов) организации. При принятии к бух. учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организ.; б) испол-ние в течение длительного времени (более 12 месяцев); в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Основные средства класс-тся по разным признакам: по составу и назначению, по направленности использования, по степени использования, по принадл-ти и другим. По составу и назначению основные средства подразделяются на следующие группы: · земельные участки· объекты природоп. · здания· сооружения· машины и оборудование· транспортные средства· производст. и хоз. инвентарь· другие виды осн. Ср-в

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Пр: компьютер, комплект мебели. Существует три вида оценки основных средств:

· первоначальная , которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.

· восстановительная – стоимость приобретения или строительства объекта исходя из действующих цен на момент переоценки

· остаточная стоимость – это расчетная величина, определяемая как разность между первонач-ой (восста-ной) стоим-ю и износом. По остаточной стоимости отражаются основные средства в балансе. Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

 

7. Учет основных средств. 7. Учет основных средств. В хоз. деятельн. любого предприятия особая роль принадлежит основным средствам. Основные средства организации разнообразны не только по составу, но и по значению. Основными средствами являются: здания, сооружения, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная техника, инструмент, и т. д. В составе основных средств помимо всего учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушитель., оросительные и прочие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (природные ресурсы). Учет затрат, формирующих первоначальную стоимость объектов основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотныеактивы» с использованием субсчетов 08. 1 «Приобретение земельных участков», 08. 2 «Приобретение объектов природопользования», 08. 3 «Строительство объектов основных средств» и 08. 4 «Приобретение объектов основных средств». Когда все расходы, связанные с приобретением, доставкой и установкой основных средств соберутся по дебету счета 08 «Вложения во внеобооротныеактивы», их списывают в дебет счета 01 «Основные средства». Это фактически является вводом данного объекта. в эксплуатацию. Срок полезного использования объекта основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход предприятию. При принятии объекта основных средств к учету определяется срок его полезного использования. Начисление амортиз. по группе однородных основных средств производится разными способами, а именно: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта основного средства; 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ. Начисл. Амортиз. начинается с первого числа месяца за месяцем принятия объекта основного ср-тва к бух. учету, продолжается этот срок до полного погашения первоначальной стоимости объекта. Начисление аморт. может приостан. в случае перевода объекта или в период его восстановления.     8. Порядок начисления амортизации основных средств. Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости объектов основных средств на себестоимость изготавливаемой продукции. Амортиз. отчисления по основным средствам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Износ подраздел. на моральный и физический. Моральный износ – частичная утрата объектами основ. средств их стоимости вследствие развития техники и технологии и совершенствования процесса производства. Физический износ – утрата объектами основных средств их первоначальных качеств. Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установл. в учетной политике исходя из технологич. особенностей, разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Амортизация не начисляется по объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Начисление амортизационных отчислений начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бух. учета. Начисл. Амортиз. отчислений прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бух. учета. Суммы амортизации по объектам основных средств отражаются в бух. учете путем накопл. соответствующих сумм на пассивном счете 02 «Аморт. основных средств». По кредиту данного счета учитываются суммы начисленной амортизации, по дебету – списание суммы износа при выбытии объектов основных средств вследствие продажи, безвозмездной передачи, внесения в уставный капитал другой организации и др. Дебет счета 20 «Осн. Произв. » (23, 25, 26, 08, 44). Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – начислена аморт. Основ. Ср-в. Методы начисл. аморт. отчислений. 1. Линейный способ. Годовая сумма амортизации = первоначальная стоимость (восстановит. ) Ч норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использ. этого объекта. 2. Способ уменьшаемого остатка. Годовая сумма амортизации = остаточная стоимость на начало отчетного года Ч норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования этого объекта и коэф. ускорения, установл. в соответствии с законодат. РФ. 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (при выполнении работ).  
9. Учет ремонта осн-х ср-в. По объему и характеру производимых ремонтных работ различа­ют капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отлича­ются сложностью, объемом и сроками выполнения. В процессе эксплуатации основные ср-ва изнашиваются. Для поддержания их в испр-ти производится ремонт основных средств. По объему и период-ти выполнения различают текущий, средний и кап-й ремонт основных ср-в. Текущий и средний – это частичная замена деталей, исправление отдельных частей объекта и т. п. Капитальный – смена изнош-х конструкций или замена их на более прочные и эк-ные, за исключением полной замены основных конструкций (каменные и бетонные фундаменты, трубы подземных сетей опоры мостов и т. р. ). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. Если капитальный ремонт выполняется хоз. способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика вы­писывают наряды-заказы. Расходы по ремонту основных средств относят на затраты про­дукции того периода, в котором они возникли. Ремонт может выполняться 2 способами: подрядным и хозяйственным. При подрядном способе: Д 60 К 51 – перечислен аванс ремонтному предприятию. Д 20, 23, 25, 26, 44 К 60 – предъявлен счет за ремонт. Д 19 К 60 – выделен НДС. При хозяйственном способе предприятие имеет ремонтный цех (участок). Все затраты собираются на дебете счета 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов 10, 25, 26, 60, 68, 69, 70, 71, 76. По окончании ремонта все расходы относятся на издержки производства в зависимости от того, в каком подразделении находится объект ОС: Д 20, 23, 25, 26, 44 К 23. Целесообразно на предприятии создавать ремонтный фонд: Д 20, 23, 25, 26, 44 К 96 «Резервы предстоящих расходов». Затем затраты на проведение ремонта списываются: Д 96 К 23, 60.  

10. Учет нематериа. активов.

Нематер. активами признаются объекты долгос-ого пользования, не имеющие материально-вещественной структуры, но имеющие стоимостную оценку, используемые в течение длительного вр-ни (свыше 12 мес. ) и способные приносить орган-ииэкономич. выгоды (доход) в будущем. К нематер. активам относятся: – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; – имуществен. право автора или иного правооблад. на топологии интегральных микросхем; – исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происх. товаров; – исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; – деловая репутация организации; – организационные расходы.

Движение нематериальных активов оформляется документами, в которых указываются данные о первоначальной стоимости, степени изношенности, срок полезного использования и др. При выбытии нематериальных активов составляется акт на списание, акт передачи и другие документы. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. Д-тсч. 04. Кр-т сч. 08– принят к учету нематериальный актив по первоначальной стоимости. Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со сч. 04 на сч. 91. Д-тсч. 91 Кр-т сч. 04– списана остаточная стоимость нематериальных ак-в. При выбытии объектов немат-ных активов их стоимость уменьшается на сумму начисленной за время использов. амортизации. Амортизация по нематер. активам начис. в течение всего срока полезн. использования.

По нематер. активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизац. отчислений устанавлив. в расчете на 20 лет Сумма амортиз. по нематер. активам отражается на счете 05. По кредиту данного счета осуществляется начисл. амортиз, по дебету – списание износа. 1. Начисленаамортиз. по нематер. активам: Дебет счета 20 (23, 25, 26, 08 ). Кредит счета 05. 2. Списана сумма амортиз. по выбывшим нематер. активам: Д-тсч. 05 К-тсч. 04. Способы начисл. Амортиз. по нематериал. активам: – линейный способ; – способ уме-ого остатка; – способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).               

11. Док-ное оформл. Движ. Мат-в. Операции по движен. материально-производ. запасов оформляются первичными учетными док. На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другие аналогичные договоры орг. получ. от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Доверенность(М-2) на получение матер-ов и соответствующие док. выдаются уполномоченному лицу для получения материалов со склада поставщика или от транспор. организ. Поступи. в организ. счета-фактуры, товарно-транспортные наклад., акты и другие сопроводител. док. на поступив. грузы передаются соответствующ. подразделению организации как основание для приемки и оприходования материалов. Приемка и оприходование поступающих материалов и тары  оформляются соответствующими склад. путем составл. Приходного ордера(М-4). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. При установлении несоответствия поступивших матер-ов ассортименту, количеству и качеству, указанным в док-ах поставщика, а также в случаях, когда качество мат-в не соот-ует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т. д. ), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее Актом о приемке материалов (форма № М-7). Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием матер-о ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. На отпуск запасов в производство составляют Лимитно-заборную карту(М-8) и Требование-накладную(М-11). Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематич. потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов. Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организ., выполн. снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписыват. на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. При отпуске материальных ценностей составляется Накладная на отпуск материалов на сторону(М-15). В Карточке учета материалов(М-17) отражаются данные по приходу, расходу и остаткам материально-произв-ных запасов. Док. Оформл. поступления сырья и материалов, конечно же, и 12. Учет матер-в на складе и в бух-рии. Учет мат-в на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хоз. инвентаря и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в док-х, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) матер-е ценности размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом. Учет ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка. Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию. Учет материалов в бухгал-и. Аналитич. учет ведется: а) при помощи карточеканалит-ого учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натур-х, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета; б) путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету; в) с применением оперативно-бух. (сальдового) метода учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета формируется ведомость учета остатков материалов на складе. Правильность перенесения остатков материальных запасов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бух-и. Наиболее прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бух-ю, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам и выводятся итоги. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость.  
         
13 Инвентаризация материальных ценностей. Инвентаризация – проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств, остатков средств на счетах в банке и остальных расчетов с дебиторами и кредиторами. Инвентаризации подлежат все имущество организации и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация обязательна для всех государственных, кооперативных и общественных организаций и учреждений. хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Инвентар. может быть полной и частичной. Полная инвентаризация охватывает все виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная инвентаризация проводится по одному или нескольким видам имущества и обязательств, например только по денежным средствам. Различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые проводят в заранее установленные сроки. Внеплановые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств устанавливает организация, кроме следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно: – при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; – перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; – при смене материальноответственных лиц (на день приемки-передачи дел); – при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; – при ликвидации (реорганизации) организации; – в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций. Цель инвентаризации – выявление расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируется в следующем порядке: – основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин излишков и виновных лиц; – убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации, соответственно, на издержки производства или обращения. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; – недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства или обращения. 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На данном счете обобщается информация о расчетах за: – полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; – товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки); – излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; – полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бух-у учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п. По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»учитываются суммы исполнения обязательств (оплата счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете. Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение НИОКР и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты. Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – предъявлена претензия поставщику за недостачу товарно-материальных ценностей. За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.   24. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, наз. калькуляцией. Осн. Задач. Уч. затрат на производство являются: Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции; · Выявление непроизводительных расходов и потерь; · Контроль за рациональнымисполь-ем сырья, матер-в, топлива, заработной платы и других затрат; · Проверка выполнения планов по себестоимости и выявление резервов для дальнейшего сокращения затрат; · Выявлении результатов производственной деятельности. Класс-ия затрат осуществляется в зависимости от цели учета: · для определения себестоимости изгото-ой продукции и формирования фин-ого результата деятельности предприятия (применяется в финансовом и управленческом учете)· для принятия управленческих решений (применяется в управленческом учете)· для осуществления процесса контроля и регулирования (применяется в управленческом учете)Для определения общей суммы затрат по предприятию в целом применяется группировка затрат на производство по элементам в укрупненном виде: 1. Материальные затраты. 2. Расходы на оплату труда. 3. Отчисления на социальные нужды. Основныерасх-ы процессом производства. К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, расходы, связанные с оплатой труда рабочих,. Накладные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства. В их состав включают заработную плату административно-управленческого персонала, отчисления на его соц-е страх-е, содержание, амортизацию и текущий ремонт зданий, сооружений и хозяйственного инвентаря и т. п. По способу включения в себестоимость продукции производс-ые затраты подразделяются напрямые и косвенные. Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно отнесены на определенный вид продукции или работ. Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции или всех видов работ. Поэтому их распределяют между видами продукции и работ пропорционально. Д 20 К 10, 51, 60, 70 и т. п. – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг)основного производства Д 23 К 10, 51, 60, 70 и т. п. – прямые затраты вспомогательного производства Д 25 К 10, 51, 60, 70 и т. п. – расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, мастерской и т. п. ) Д 26 К 10, 51, 60, 70 и т. п. – расходы на общее обслуживание и организацию производства и управления предприятием в целомД 28 К 10, 51, 60, 70 и т. п. – расходы по исправлению бракаД 97 К 51, 60, 76 и т. п. – расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др. ) 2. производится распределение затрат по назначению после окончания отчетного периода. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, накопленная на дсч. 23 списывается в Д 25, 26. (Д 25, 26 К 23). Расходы будущих периодов списываются с К 97 в Д 25, 26 в доле, относящейся к отчетному периоду  

 

16. Учет расчетов с подотчетными лицами. К подотчетным лицам относятся работники предпри­ятия, получившие денежные суммы (аванс) или чековую книжку под отчет для предстоящих расходов, а также работники, которые обязаны отчитаться за полученную выручку наличными деньгами, - продавцы, заведую­щие столовыми, буфетчики и т. п. На предприятии дол­жен быть утвержденный список подотчетных лиц. Выдача денег под отчет оформляется расходным кас­совым ордером или платежным поручением на пере­числение денег за пределы организации. Расходование подотчетных сумм может осуществ­ляться по следующим направлениям: командировочные, хозяйственные и расходы, связанные с получением и отгрузкой продукции. Независимо от целевого назначения полученных сумм подотчетное лицо обязано представить в течение трех дней после завершения работы авансовый отчет с при­ложением оправдательных документов. Для подтверждения командировочных расходов пред­ставляются командировочное удостоверение, проездные билеты, квитанции гостиниц, письменный отчет о ко­мандировке. При хозяйственных расходах прилагаются счета на покупку товарно-материальных ценностей, квитанции, накладные, акты и другие документы. Авансовый отчет проверяется бухгалтером, утвержда­ется руководителем предприятия и служит основанием для списания израсходованных сумм. Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - основ­ной расчетный активный. Сальдо может быть и кредито­вым, оно отражает кредиторскую задолженность организа­ции перед подотчетным лицом в случае перерасхода по­лученных сумм. Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведут в журнале-ордере № 7 на основании отчетов кассира и авансовых отчетов.   17. Учет кредитов и займов Для учета краткосрочных кредитов банка в российской и иностранных валютах используется счет 66 " Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", для учета долгосрочных кредитов — счет 67 " Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Счета пассивные, следовательно, по кредиту отражают поступление кредитов и сумму начисленных к уплате процентов, по дебету счета отражается погашение кредита и процентов по нему. При этом в учете делаются следующие бухгалтерские записи:
  • дебет счетов 51, 52, кредит счетов 66, 67 — на получение кредитных средств;
  • дебет счетов 66, 67, кредит счетов 51, 52 — на погашение кредита.
По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. В зависимости от целей, на которые получен кредит согласно [кредитному договору, проценты, причитающиеся к уплате, имеют свои особенности при отражении в бухгалтерском учете. Если целью привлечения кредитных средств является приобретение товарно-материальных средств для осуществления уставной деятельности, то согласно ПБУ 10/99 " Расходы организации" проценты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения уплаченные проценты принимаются в себестоимости продукции в пределах учетной ставки ЦБ России, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте). Вновь устанавливаемая ставка по кредитам ЦБ России коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки. При начислении процентов в бухгалтерском учете делается запись: дебет счета 91 " Прочие доходы и расходы", кредит счета 66. Если кредитные средства привлечены для приобретения основных средств, нематериальных и внеоборотных активов, проценты по ним включаются в их стоимость приобретения до момента ввода в эксплуатацию, при этом в бухгалтерском учете делается запись по начислению процентов: дебет счета 08, кредит счетов 66, 67. После ввода в эксплуатацию объектов проценты по кредитам возмещаются за счет собственных средств предприятия, составляется бухгалтерская запись: дебет счета 84, кредит счетов 66, 67. За счет собственных средств возмещаются и проценты по просроченным кредитам.  
18. ​ Учет финансовых вложений. Фин вложения – это вложения в гос цен бумаги, цен бум дрорг-ций, вклады в УК, предоставл-ные займы, депозитные вклады в банках, вклады по договорам товарищ-ства и ДЗ, приобретенное в порядке уступки права треб-ния и др. Порядок БУфин вложений рег-ся ПБУ 19/02 “Учет фин вложений”. Порядок налогооблож-ния цен бум, порядок признания дохода опр-ся НК. В соотв-вии с ГК. Цен бум – это докум-т, удостоверяющимущ права, осуществление и передача кот возможны только при его предъявлении. К цен бум относятся гос облигации, векселя, чеки, депозит и сберегат сертификаты, акции и др док-ты. Финвлож-я приним к учету по первоначальн стоимости, кот склад из суммы фактич затрат на их приобрет-е, включая стоим-сть покупки, тоимостьконсультацион и посреднич услуг и иные затраты, свзя с приобрет цен бум. По нек видам фин вложений опр-ся тек рын стоимость (акции, паи). Эти вложения могут читываться по текущей рын стоимости. При стабильном снижении текущрынст-сти или при обесценении м б создан резерв под обесценение вложений в цен бум (Д 91 К 59). Синтцчетфинвлож на счете 58 на отд субсчетах. Д 58 К 76 задолжность при приобрет цен бум Д 58 К 51, 50, 52 спис ДС за финвлож Д 51 К 58 погашение займов Д 91 К 58 списпервонст-стьпрод векселей Д 76 К 91 отражен доход по акциям Ан-ский учет ведется по каждому виду влож-ний. Финвлож-ния делятся на 2 группы: 1 фин вложения, по кот м опр-тьтекущрын стоим-сть (акции, паи) 2 финвлож по кот их текущ рыночная стоим-сть не опр-ся (долговые цен бумаги)  

 

15. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Все предприятия независимо от форм собственности и вида деятельности участвуют в пополнении государствен­ного бюджета путем уплаты налогов. Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет плательщиками. 1. Федеральные налоги: а) налог на прибыль предприятия; б) налог на добавленную стоимость; 2. Налоги субъектов Федерации (региональные): а) налог на имущество предприятий; 3. Местные налоги: а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; В составе сч. 68 открываются суб­счета по видам платежей: - 68/1и т. д. Порядка учета расчетов по налогам и сборам: а) затраты производства; б) оплата труда; в) цена реализации; г) прочие расходы организации; д) финансовые результаты. Иззаработной платы работников удерживается налог на доход. Сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации. Сч. 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты: Д-т счета 99. Кр-т сч. 70 – начислена сумма подоходного налога. По д-у сч. 68, отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со сч. 19. расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бух-м уч. на обособленном субсчете по учету расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к сч. 99. Сумма начисленного расхода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бух-м уч. по д-у сч. 99 в корреспонденции с кр-м сч. 68. Д-тсч. 99, Кр-т сч. 68– начислен налог на прибыль. Сумма начисленного условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бух-м уч. по д-у сч. 68 и кр-у сч. 99. Текущий налог на прибыль – налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. На сумму налога на добавленную стоимость производятся записи по д-у сч. 68 в корреспонденции с кр-м сч. 68, и, соответственно, по д-у сч. 68, с кр-м сч. 51 при перечислении ее в бюджет. Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату организации, отражаются по д-у сч. 51» (68) с кр-м сч. 68. В случае неподтверждения налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 % суммы налога на добавленную стоимость, отраженные по д-у сч. 68, списываются в д-тсч. 91. В учете записывается: Дебет счета 91, Кр-т сч. 68. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.     20. Виды, формы системы и оплаты труда. Порядок начисления заработной платы. Различают следующие виды оплаты труда. 1. Основная заработная плата. В состав включаются: 1) выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате; 2) доплаты, связанные с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни и пр. 3) оплата простоев не по вине работника; 4) премии, премиальные надбавки и прочее. 2. Дополнительная заработная плата. В состав дополнительной заработной платы включаются выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами: 1) оплата времени отпусков; 2) оплата времени выполнения государственных и общехоз-х обязанностей; 3) оплата перерывов в работе кормящих матерей; 4) оплата льготных часов подростков; 5) оплата выходного пособия при увольнении и пр. Формы оплаты труда: 1) повременная – оплата труда за фактически отработанное время. Оплата труда работников при повременной форме может производиться: – по часовым тарифным ставкам; – по дневным тарифным ставкам; – исходя из установленного оклада. Повременная форма оплаты труда содержит следующие системы: – простая повременная – система оплаты труда, при которой оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества работ; – повременно-премиальная – система оплаты труда, при которой производится оплата не только отработанного времени, но и премии за качество работы; 2) сдельная – оплата труда зависит от объема выполненной работы и расценки за единицу продукции. К сдельной форме оплаты труда относятся сл-е системы: – прямая сдельная – система оплаты труда, при которой оплата труда повышается в прямой зависимости от количества выработанных изделий (работ) исходя из сдельных расценок с учетом необходимой квалификации; – сдельно-премиальная – система оплаты труда, предусматривающая премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности; – сдельно-прогрессивная – система оплаты труда, предусматривающая повышение оплаты выработанной продукции за изделия сверх нормы согласно установленной шкале, но не выше двойной сдельной расценки; – аккордная – система оплаты труда, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения; – косвенно-сдельная – система оплаты труда, которая применяется при оплате труда рабочих, обслуживающих оборудование, и осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуж-ого участка. При повременной форме оплаты труда заработок работника определяется умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. Если работник отработал неполное число рабочих дней, то его заработок определяется делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученной суммы на количество фактически отработанных дней.   23. Синтетический и аналитический учет затрат на осн-е производство. В бух. учете: Счета на кот. имущ-во орг-зации, ее обязательства и хоз. процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими. К ним относятся счета: 01, 10, 50, 51, 43, 70 и др. Учет осуществляемый на синтет. счетах, называетсясинтетическим (син. ). Он ведется только в денежном выражении; Счета на кот. отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущ-ва, обязательств орг-зации и процессов, называются аналитическими. Учет осуществляемый на аналит. счетах называется аналитическим (анал. ). Существует прямая связь между синт и анал. счетами: остатки и обороты синт. счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналит. счетов, открытых в дополнение своего синт. счета. Планом счетов для учета затрат на произв-во предусмотрены следующие счета: 20 «Основ. произв-во»; 21 «Полуфабрикаты собст-го изготовления»; 23 «Вспомогат. Произв-тва»; 25 «ОПР»; 26 «ОХР»; 28 «Брак в произв-тве». Для учета затрат на реализацию пр-ции предусмотрен сч. 44 «Расх. на продажу». Счет 20 – А, балансовый, калькуляционный. Учет затрат на этом счете ведут по зака-зам, видам работ, видам пр-ции (аналит. учет) в разрезе статей затрат (статей калькуляции) и мест возникновения. Особенность учета затрат на сч 20 состоит в том, что в течение м-ца сразу в момент возникновения на основе первич. Док-тов на нем учитываются только прямые затраты: ст-ть мат-лов, израсходованных на изготовление продукции – Д20 К10; з/пл рабочих, занятых в изготовлении пр-ции с отчислениями на соц. нужды – Д20К70, 69. Ежемесячно отчисления в резерв на оплату очеред. отпусков рабочих, занятых изготовле-ниемпр-ции, в плановом размере учитывают в составе затрат основного произв-ва – Д20К96 /«Резерв на оплату отпусков». Ежемесячно определяют и списывают на сч20 затраты вспомогательных произв-ств, приходящихся на данный вид пр-ции, р, у), - Д20К23 и потери от брака – Д20К28. Косвенные затраты в течение м-ца учитывают на сч 25 и 26 и включают в затраты основ. произв-ва только в конце м-ца после определения общей их величины за м-ц и распределения по видам пр-ции – Д20К25, 26. Списание затрат со сч 20 произво-дят в случае, если производство пр-ции завершено и пр-цияпередана на склад или заказчику. В этом случае факт. затраты (С/сть) на произв-тво готовой и переданной на склад пр-кции отражают - Д243К20, а на с/сть сданных заказчику работ, услуг – Д90/2К20. С К 20 списывают также затраты, связанные с произв-вом забракованной продукции –Д20К28.    

 

  19. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. При реализации продукции, работ, услуг, материаль­ных ценностей, основных средств предприятия вступают в расчетные взаимоотношения с покупателями и заказ­чиками. Для учета расчетов с ними применяется основ­ной расчетный активный счет 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками». На дебете счета отражается начис­ление дебиторской задолженности при предъявлении счетов покупателям, на кредите — погашение задолжен­ности при поступлении платежей от покупателей. В слу­чае предоплаты может возникнуть кредиторская задол­женность предприятия перед покупателями и тогда саль­до на сч. 62 — кредитовое. Синтетический и аналитический учет расчетов с по­купателями и заказчиками тесно связан с учетом реа­лизации и отражается в журнале-ордере № 11 и ведомо­стях к нему. Основанием для начисления задолженности покупа­телей (дебетовые обороты) служат платежные документы, представленные предприятием за проданные продукцию, основные средства, прочие активы — платежные требо­вания, а также поступившие от покупателей аккредити­вы, чеки. Списание дебиторской задолженности по Кт 62 производится на основании выписок банка из расчетно­го счета с прилагаемыми копиями расчетных документов. Согласно правилам предприятия при расчетах с по­купателями ведут журнал учета выставленных счетов-фактур. В книге продаж регистрируются счета-фактуры с указанием суммы НДС.   21. Порядок начисления заработной платы за дни отпуска и пособие по временной нетрудоспособности. В общем случае заработную плату начисляют по окончании каждого месяца. Величина зарплаты — это сумма, которую человек заработал в данном месяце. Выплачивать зарплату нужно не реже чем раз в полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Чтобы выполнить это требование, сумму за месяц необходимо разбить на две части. Первую часть выдать сотрудникам до окончания месяца, то есть авансом. Вторую часть — после окончания месяца, когда будет известна итоговая величина зарплаты. К таким выплатам, в частности, относятся: ·​ заработная плата, начисленная работнику за отработанное время; ·​ различные надбавки и доплаты; ·​ выплаты, связанные с условиями труда; ·​ премии и вознаграждения; ·​ другие выплаты, перечисленные в п. 2 Положения. Чтобы определить средний дневной заработок работника, нужно сумму его фактического заработка, выплаченную ему за 12 календарных месяцев, разделить на 12 и на 29, 4 Сумма отпускных рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных (рабочих) дней отпуска (п. 9 Положения). Если в течение месяца сотрудник ушел в отпуск, то бухгалтер обязан выдать отпускные не позднее, чем за три дня до начала отдыха. Это значит, что в отличие от обычной зарплаты, отпускные необходимо рассчитать, не дожидаясь окончания месяца. Времени для этого достаточно, ведь приказ на отпуск составляют не позднее, чем за две недели до начала отдыха. Так как ПБУ 8/2010 не содержит конкретного порядка расчёта оценочного обязательства по оплате предстоящих отпусков, организации следует разработать его самостоятельно и закрепить в учётной политике. Оценочное обязательство по оплате отпусков отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» (п. 8 ПБУ 8/2010). В бухгалтерском учёте делаются следующие записи: ·​ Дебет 20, 23, 25, 26, 44 – Кредит 96 – при начислении резерва на оплату отпусков работникам; ·​ Дебет 96 – Кредит 70, 69 – при начислении отпускных и страховых взносов на них за счёт созданного резерва. На случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов (страховые случаи) гражданским законодательством РФ гарантирована выплата застрахованному работнику пособия по временной нетрудоспособности работнику. Расчет и выплату таких пособий своим работникам производит работодатель за счет средств Фонд Социального Страхования РФ или, в установленных случаях, за счет собственных средств. Настоящая статья рассматривает основные вопросы расчета пособий по временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством (расчет больничных).     22. Классификация затрат на производства Расходы на производство продукции, выполнения работ, оказание услуг называются – издержками производства или затратами. Затраты делятся:                                     1) 1. по элементам – в бухучете выделяются следующие элементы: а) сырьё и материалы (без стоимости возвратных материалов) б) зарплата; в) отчисление на социальные нужды; г) амортизация основных средств; д) прочие затраты; В налоговом учете выделяются следующие элементы затрат (показывают что именно расходовано в производстве): а) сырьё и материалы; б) зарплата; в) амортизация основных средств; г) прочие затраты; 2. по статьям затрат – статьи затрат показывают не только, что израсходовано на производстве, но и на какие цели произведены расходы. Статьи затрат могут соответствовать элементам затрат, а могут включать в себя несколько элементов. Классификация статей затрат: 1. сырье, материалы, полуфабрикаты; 2. зарплата с отчисление на социальные нужды; 3. работы и услуги; 4. содержание основных средств; 5. расходы по управлению и организации производства (25, 26); 6. прочие затраты; 2) по способу включения в себестоимость: 1. прямые затраты – которые прямо относятся на производство продукции, выполнения работ, оказания услуг. 2. косвенные – это затраты, которые предварительно собираются на счете 23, 25, 26, а затем с кредита этих счетов распределяются на объекты основного производства. 3) в международной практике принято деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные – это затраты, не зависящие от объема производства (зарплату АУ, амортизация, электроснабжение и др. ). Переменные – это затраты, которые меняются с изменением объема производства (сырье, материалы, зарплата работникам основного производства и др. ).  
  25. Учет готовой продукции и ее реализации. Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изде​ лия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техничес​ ким причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, ус​ ловно-натуральных и стоимостных показателях. Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первич​ ными документами. Учет наличия и дви​ жения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Го​ товая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных ус​ луг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на произ​ водство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сда​ че на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается. Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (ра​ бот, услуг)» и с использованием счета 40. Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформля​ ют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оп​ риходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производ-ство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнитель​ ной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно». Если готовая продукция полностью используется в самой органи​ зации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производ​ ство». Готовую продукцию, переданную другим организациям для реа​ лизации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные». отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) от​ ражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция». С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).   26. Финансовый результат от обычных видов деятельности. Для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный год предназначены счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. К счету 90 «Продажи» открываются следующие субсчета: – 90-1; 90-2; 90-3; 90-4 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж». Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Полученный результат (прибыль или убыток) ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 на счет 99. Счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета закрываются внутренними записями на субсчет 90-9. В бух. учете отражаются следующие хоз. операции. 1. Отражена прибыль (убыток) от обычных видов деятельности: Д-т счета 90-1 «Выручка» (счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж») Кр-т счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» (счета 90-1 «Выручка»). 2. Фин. результат списывается на счет прибыли и убытков: Д-т счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» (счета 99 «Прибыли и убытки») Кр-т счета 99 «Прибыли и убытки» (счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»). Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов. По кредиту этого счета отражаются прочие доходы, по дебету – прочие расходы. Счет 91 «Прочие доходы и расходы» также имеет субсчета: – 91-1 «Прочие доходы»; – 91-2 «Прочие расходы»; – 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки, по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат. По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Данные счета 99 «Прибыли и убытки» используются при составлении отчета о прибылях и убытках.   27. УЧЕТ ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» в течение отчетного периода находят отражение прочие расходы: • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и др. ), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • возмещение причиненных организацией убытков; • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; • суммы дебиторской задолжен., по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; • курсовые разницы; • сумма уценки активов; • перечисление средств (взносов, выплат и т. д. ), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществ. спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т. п. Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» счета 91 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».  

 

  28. УЧЕТ НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ (НЕПОКРЫТОГО УБЫТКА) Учет доходов от продажи ведется на активно—пассивном счете 90 «Продажи» и служит для определения финансовых результатов от хозяйственных операций, при этом используется следующие проводки: 1) отражение суммы выручки: Д-т. счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками, Кр. счета 90 «выручка»; 2) НДС: Д-т сч. 90 «Выручка», Кр. Сч. 68 «расчеты по налогам и сборам». Для обобщения информации о формировании конечного результата деятельности предприятия в отчетном году предназначен активно—пассивный синтетический счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражаются прибыли предприятия, а по дебету – убытки. В частности, в течение отчетного периода на этом счете учитываются: 1) прибыль или убыток от реализации готовой продукции; 2) валовый доход от реализации товаров и тары в снабженческо-сбытовых и торговых предприятиях; 3) прибыль или убыток от реализации, доходы или потери от прочего выбытия основных средств; 4) убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; 5) затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции, за вычетом стоимости используемых материальных ценностей; 6) проценты за банковский кредит по просроченным краткосрочным ссудам, операциям от дисконтирования векселей и иных долговых обязательств, а также среднесрочным и долгосрочным кредитам и др. В течение отчетного года указанные доходы и потери на счете 99 накапливаются нарастающим итогом с начала года. Для учета наличия и движения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Нераспределенная прибыль отчетного года – это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. Чистая прибыль, выявленная на счете 99, в конце отчетного года (в декабре) списывается в кредит счета 84: Д-т 99 «Прибыли и убытки», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По дебету счета 84 отражаются направления использования нераспределенной прибыли отчетного года: Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов» – на выплату дивидендов; Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал» – на увеличение уставного и резервного капиталов. Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год. Сумма чистого убытка отчетного года в декабре списывается заключительными оборотами с кредита счета 99 «Прибыли и убытки» в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Списаниес бухгалтерского баланса убытков отчетного годапроизводится при: доведении уставного капитала до размера чистых активов организации: Д-т 80 «Уставный капитал», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; • направлении на погашение убытка за счет средств резервного капитала: Д-т 82 «Резервный капитал», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; • погашении убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников: Д-т 75 «Расчеты с учредителями», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».     29. Учет собственного капитала. Собственный капитал (СК) состоит из Уставного К (80 счет), ДобавочногоК (83), РезервногоК (82), нераспр прибыли (84), целевого финансир-я. Сальдо по сч 80 должно соответствовать размеру Уст. Кзафиксир-му в учредит документах. Записи по сч 80 произ-ся при формировании 80, а также в случаях увел и умень капитала лишь после внесения соот-х изменений в учредит док. Кт80 и Дт75 «Расчс учредит». Фактическое поступление вкладов учредит пров-ся по Кт 75 в корресп со счетами по учету денсре-в. Сч 82 пред для обобинфор о сост и движРезерК. Отчисления в РК – из приб отражается по Кт82 в корресп со сч 84. Исполь средств РК по Дт82 в кор с 84. Сч 83 пред для обобинфор о Доб. К. По Кт83 отражается-ся: прирост сто-тивнеоб акт-в в корресп со счетами учета активов. , отнесенные в Кт счета 83 не спис-ся. Анал учет по сч 83 орг-ся таким образом, чтобы обеспечить формирование инфор по источникам образов и напрвисп-я сре-в. ? ЧП (убытка) отчетного года спис (в декабре) в Кт (Дт) сч 84 в коресп со сч 99. Направление части прибыли на выплату доходов учредит орготр-ся по Дт84 и Кт75 и 70. Спис с бух б-са убытка отч года отр-ся по Кт 84 в коресп со сч: 80 при доведении величины 80 до величины чистых активов орг; 82 – при направ на погашуб средств РК; 75 при погашуб простого товарищества за счет целевых взносов участников. Анал учет по сч 84 орг-ся таким, образом чтобы обеспечить формирование инфы по направ использования средств.     30. Бухгалтерская отчетность предприятия. Бухгалтерская отчетность - это комплекс систематизированных данных, позволяющий получить сведения о финансовом положении предприятия, его активах и обязательствах, а также о результатах его хозяйственной деятельности за определенный (отчетный) период времени. Сдача бухгалтерской отчетности является обязанностью каждой компании, даже в том случае, если в течение отчетного периода финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась В зависимости от величины отчетного периода различают промежуточную (квартальную) и годовую бухгалтерскую отчетность. В состав квартальной отчетности входят: - бухгалтерский баланс (форма N 1); - отчет о прибылях и убытках (форма N 2). ной информации и, следовательно, включает в себя более расширенный перечень отчетных форм: - бухгалтерский баланс (форма N 1); - отчет о прибылях и убытках (форма N 2); - отчет об изменениях капитала (форма N 3); - отчет о движении денежных средств (форма N 4); - отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) - заполняется общественными организациями, не осуществляющими предпринима.  деятельности; - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Порядок детализации показателей по статьям отчетных форм определяется каждой организацией самостоятельно. Пояснения же необходимы для раскрытия более подробной информации о деятельности предприятия. Субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность использовать упрощенный порядок формирования бухгалт. отчетности. Такой порядок подразумевает включение в форму N 1 и форму N 2 сводных показателей по группам статей без дальнейшей их детализации, а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках отражение лишь самой необходимой информации, без которой не представляется возможной оценка финансового состояния предприятия. Промежуточная бухгалтерская отчетность организаций предоставляется не позднее 30-го числа месяца, следующегоза истекшим отчетным периодом. Годовая отчетность предоставля. не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.