Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сдать к 21.06 или раньше каб. 304



Сдать к 21. 06 или раньше каб. 304

Самостоятельная работа

по учебной дисциплине “Логопедия”

Составила: Градова Г. Н. (к. пед. н., ст. преподаватель)

 

Тема №1. Характеристика произносительной стороны речи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Уточните/выпишите из логопедического (дефектологического) словаря понятия: фонема, интонация, голос, просодия, темп, ритм, речи, прогения, прогнатия, артикуляция
  2. Используя зрительный контроль, с помощью зеркала, рассмотрите строение артикуляционного аппарата, определите активные и пассивные органы артикуляционного аппарата.
  3. Рассмотрите на логопедическом профиле подвижные и пассивные органы артикуляционного аппарата.
  4. Дайте характеристику одного звука (по 6 признакам классификации), зарисуйте логопедический профиль.
  5. По данной характеристике определите звук и впишите соответствующую букву:

Согласный, ротовой, глухой, щелевой, заднеязычный, мягкий [ ]

Согласный, ротовой, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычный, твердый [ ]

Гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный [ ]

Гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный [ ]

Литература:

  1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия. – 2000.
  2. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.
  3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.
  4. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
  5. Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии. – СПб., 2004.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.

Тема №2. Технология формирования и коррекции произносительной стороны речи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Уточните/выпишите из логопедического (дефектологического) словаря определения понятия: «постановка звука», «фонетическая группа звуков», «опорный звук», «базовый звук», «автоматизация», «дифференциация», «формы нарушений звука», «уровни нарушения звуков», дизартрия, дислалия, ринолалия, артикуляционная гимнастика, пара/сигматизм, пара/ламбдацизм, пара/ротацизм, пара/каппацизм.
  2. Рассмотрите логопедические профили свистящих/шипящих сигматизмов, ротацизмов, ламбдацизмов.
  3. Отработайте на себе (выучите) комплексы артикуляционной гимнастики («вводный», по фонетическим группам).
  4. Подберите игры и упражнения для развития подвижности органов артикуляционного аппарата».
  5. Уточните/выпишите этапы логопедической работы по коррекции дефектного звука (цели, задачи, характерные особенности этапа).
  6. Разработайте памятку «Требования к проведению артикуляционной гимнастики».
  7. Установите отличие речевого и физиологического типов дыхания.

Ответ оформите в таблицу «Особенности речевого и физиологического типов дыхания»

Дыхание речевое Дыхание физиологическое
   

Литература:   

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В Волосовец. – М.: Академия. – 2000. .

5. 6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.

7. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2004.

9. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.

12 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.

 

Тема №3. Технология организации логопедического обследования.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспект статьи: Кочергина О. В. Использование речевой карты в работе логопеда ДОУ. В журнале «Логопедия» №2/2005.
  2. Выучите/опишите технологию логопедического обследования:

· звукопроизношения.

· строения органов артикуляционного аппарата.

· двигательных функций органов артикуляции.

· сформированности речевого дыхания.

· фонематического восприятия

· лексико-грамматического компонента.

  1. Разработайте карту логопедического обследования произносительной стороны речи.

Литература:

  1. Диагностика нарушений у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2000. .
  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
  3. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В Волосовец. – М.: Академия. – 2000.
  5. Кочергина О. В. Использование речевой карты в работе логопеда ДОУ. В журнале «Логопедия» №2/2005.
  6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.

 

Вопросы к экзамену

                                                           

1. Предмет, задачи и методы логопедии.

  1. Междисциплинарные связи логопедии, как науки.
  2. Причины речевых нарушений.
  3. Строение и функционирование периферического отдела речевого аппарата.
  4. Классификация фонем русского языка.
  5. Современные классификации нарушений речи.
  6. Дислалия – определение, причины, классификация, симптоматика.
  7. Дизартрия - определение, причины, классификация, симптоматика.
  8. Заикание - определение, причины, классификация, симптоматика.

9. Дислексия - определение, причины, классификация, симптоматика.

10. Дисграфия – определение, причины, классификация, симптоматика.

11. Профилактика речевых нарушений.

  1. Аномалии в строении и функционировании периферического отдела речевого аппарата.

13. Этапы логопедического воздействия по коррекции дефектных звуков.

  1. Характеристика форм нарушения звука и видов нарушений фонетических групп.
  2. Особенности речевых нарушений у глухих и слабослышащих детей.
  3. Особенности речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей.
  4. Особенности речевых нарушений у умственно отсталых детей.
  5. Технология обследования строения и двигательных функций органов артикуляционного аппарата.
  6. Технология обследования звукопроизношения и звукослоговой структуры слова.
  7. Технология обследования сформированности речевого дыхания, голосообразования и просодии.
  8. Технология обследования фонематических процессов
  9. Технология обследования лексико-грамматической стороны речи.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.