Сдать к 21.06 или раньше каб. 304
Сдать к 21. 06 или раньше каб. 304
Самостоятельная работа
по учебной дисциплине “Логопедия”
Составила: Градова Г. Н. (к. пед. н., ст. преподаватель)
Тема №1. Характеристика произносительной стороны речи.
Задания для самостоятельной работы:
- Уточните/выпишите из логопедического (дефектологического) словаря понятия: фонема, интонация, голос, просодия, темп, ритм, речи, прогения, прогнатия, артикуляция
- Используя зрительный контроль, с помощью зеркала, рассмотрите строение артикуляционного аппарата, определите активные и пассивные органы артикуляционного аппарата.
- Рассмотрите на логопедическом профиле подвижные и пассивные органы артикуляционного аппарата.
- Дайте характеристику одного звука (по 6 признакам классификации), зарисуйте логопедический профиль.
- По данной характеристике определите звук и впишите соответствующую букву:
Согласный, ротовой, глухой, щелевой, заднеязычный, мягкий [ ]
Согласный, ротовой, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычный, твердый [ ]
Гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный [ ]
Гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный [ ]
Литература:
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия. – 2000.
- Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
- Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии. – СПб., 2004.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.
Тема №2. Технология формирования и коррекции произносительной стороны речи.
Задания для самостоятельной работы:
- Уточните/выпишите из логопедического (дефектологического) словаря определения понятия: «постановка звука», «фонетическая группа звуков», «опорный звук», «базовый звук», «автоматизация», «дифференциация», «формы нарушений звука», «уровни нарушения звуков», дизартрия, дислалия, ринолалия, артикуляционная гимнастика, пара/сигматизм, пара/ламбдацизм, пара/ротацизм, пара/каппацизм.
- Рассмотрите логопедические профили свистящих/шипящих сигматизмов, ротацизмов, ламбдацизмов.
- Отработайте на себе (выучите) комплексы артикуляционной гимнастики («вводный», по фонетическим группам).
- Подберите игры и упражнения для развития подвижности органов артикуляционного аппарата».
- Уточните/выпишите этапы логопедической работы по коррекции дефектного звука (цели, задачи, характерные особенности этапа).
- Разработайте памятку «Требования к проведению артикуляционной гимнастики».
- Установите отличие речевого и физиологического типов дыхания.
Ответ оформите в таблицу «Особенности речевого и физиологического типов дыхания»
Дыхание речевое
| Дыхание физиологическое
|
|
| Литература:
1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В Волосовец. – М.: Академия. – 2000. .
5. 6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.
7. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2004.
9. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
12 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.
Тема №3. Технология организации логопедического обследования.
Задания для самостоятельной работы:
- Конспект статьи: Кочергина О. В. Использование речевой карты в работе логопеда ДОУ. В журнале «Логопедия» №2/2005.
- Выучите/опишите технологию логопедического обследования:
· звукопроизношения.
· строения органов артикуляционного аппарата.
· двигательных функций органов артикуляции.
· сформированности речевого дыхания.
· фонематического восприятия
· лексико-грамматического компонента.
- Разработайте карту логопедического обследования произносительной стороны речи.
Литература:
- Диагностика нарушений у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2000. .
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В Волосовец. – М.: Академия. – 2000.
- Кочергина О. В. Использование речевой карты в работе логопеда ДОУ. В журнале «Логопедия» №2/2005.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, задачи и методы логопедии.
- Междисциплинарные связи логопедии, как науки.
- Причины речевых нарушений.
- Строение и функционирование периферического отдела речевого аппарата.
- Классификация фонем русского языка.
- Современные классификации нарушений речи.
- Дислалия – определение, причины, классификация, симптоматика.
- Дизартрия - определение, причины, классификация, симптоматика.
- Заикание - определение, причины, классификация, симптоматика.
9. Дислексия - определение, причины, классификация, симптоматика.
10. Дисграфия – определение, причины, классификация, симптоматика.
11. Профилактика речевых нарушений.
- Аномалии в строении и функционировании периферического отдела речевого аппарата.
13. Этапы логопедического воздействия по коррекции дефектных звуков.
- Характеристика форм нарушения звука и видов нарушений фонетических групп.
- Особенности речевых нарушений у глухих и слабослышащих детей.
- Особенности речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей.
- Особенности речевых нарушений у умственно отсталых детей.
- Технология обследования строения и двигательных функций органов артикуляционного аппарата.
- Технология обследования звукопроизношения и звукослоговой структуры слова.
- Технология обследования сформированности речевого дыхания, голосообразования и просодии.
- Технология обследования фонематических процессов
- Технология обследования лексико-грамматической стороны речи.
|