Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Антонов Николай Матвеевич 1927г.р. (http://podvignaroda.ru/?#id=26890899&tab=navDetailManAward). № записи: 26890899. Медаль «За отвагу»



Антонов Николай Матвеевич 1927г. р. (http: //podvignaroda. ru/? #id=26890899& tab=navDetailManAward)

Звание: красноармеец
в РККА с 19. 04. 1945 года Место службы: 344 сп 138 сд

Дата подвига: 07. 05. 1945, 05. 05. 1945

№ записи: 26890899

Медаль «За отвагу»


Подвиг:

Рядовой Антонов Николай Матвеевич, родился 18 декабря 1927 года в с. Ермаки Бельского района Великолукской области (ныне Калининская). Русский.

Участвовал в боях в партизанском отряде «Сигнал», действовавшем на территории Чехословакии с октября 1944 года по апрель 1945 года. Стрелок.

339 запасной стрелковый полк – пулеметчик – апрель 1945 года.

343 стрелковый полк – пулеметчик – с апреля по июнь 1945 года.

361 полевая хлебопекарня – пекарь – июнь 1945 года.

191 отдельный авиатехнический полк – шофер – с июня 1945 по декабрь 1951 г.

Присягу принял 24 апреля 1945 года при 399 запасном стрелковом полку. Уволен в запас на основании постановления Совета Министров СССР от 23 августа 1951 года.

Мальчишки довоенных лет мечтали о том, чтобы приобрести специальность тракториста и распахивать все – все поля от горизонта до горизонта, а затем засеять их и полюбоваться зеленым ковром пашни. Или же, скажем, чтобы водить степные корабли по широким колхозным нивам, выдавать золотое зерно из бункера. А увидят над головой самолет и сразу же им захочется в небо на вот такой серебристой птице, с которой видно все вокруг далеко – далеко… О чем только не мечтали мальчишки! А из кинофильмов больше всего любили смотреть о Чапаеве, Щорсе, Котовском… Вот так бы и м сесть на боевого коня и с саблей вв руке гнать и гнать врага, если только тот посмеет сунуться через границу.

«Мне было еще 14 лет, когда началась война. Отцы, деды, старшие братья с первых дней войны ушли на фронт, а мы, 14-17 летние, остались за хозяев в осиротевших домах, основными работниками на полях. Трудились и за себя, и за тех, кто бился с врагами. Но через считанные недели, месяцы ворвались враги в родные села, ведь Великие Луки не так уж далеко от Латвийской границы. Танки гусеницами безжалостно утюжили неубранные поля, ломали деревья. А за ними тянулась и другая техника. Жители прятались где кто мог. Ну а потом пришла неволя. Работали все. Ребят да девчат постарше увозили силой в свой рейх. Никогда не спрашивали: хочешь ехать или не хочешь. Такая же судьба ожидала и тех, кто подрастал.

Когда Советская Армия гнала врага с нашей земли, отступая, завоеватели брали нас, подросших, с собой. Ведь и во вражеской армии работы хватало, вот и нас заставляли ее выполнять. Мы же не дремали, как говориться, а думали о том, как бы вырваться из – под вражеской «опеки». Слышали, что в Чехословакии, Югославии существуют партизанские отряды, действующие в тылу врага. Мы мечтали попасть в те отряды. Присматривались к тому, когда лучше да как незаметнее сбежать к партизанам. И начали мы по одному, по трое – четверо, как удавалось, убегать. Кому удавался побег, а кому и нет, всякое бывало. Но все – таки мы твердо решили уйти к партизанам. Выбирали подходящее время и – вперед в страну незнакомую. Мы верили в то, что нам помогут, не предадут. Ведь народы сами пережили то, что мы пережили.

И вот однажды, а было это в 1944 году, сбежали мы с советско – польской границы. Признаться, страшновато было: не знаем, как отнесутся к нам жители, но о том, чтобы сдали нас в полицию, или как там она у них называется, не верилось. А еще боялись напороться на немцев, тогда уже определенно капут, как любили они выражаться.

Вышло, что мы не одни совершали побеги в Словакию. Здесь были созданы немногочисленные партизанские группы. Куда уже было вступать в бой с врагами или обороняться, да еще и без оружия. Тогда местные партизаны стали собирать нас в крупные партизанские отряды…. Посмотрел я: ой – ой – ой, кого только здесь не было! Русские, чехи, сербы, мадьяры и многие другие. Целый интернационал! Кто – то сбежал от немцев, как мы, кто – то незаметно выскользнул из лагеря, кому – то удалось улизнуть из колонны, которую вели на работу. Были здесь и военнопленные. Все мы стали бойцами партизанского соединения с красивым названием «Сигнал». Вот я и воевал в его составе вместе с другими беглецами из разных стран с октября 1944 года по апрель 1945 года Нас научили владеть оружием, минировать дороги, мосты, разные объекты. Ходили мы и в разведку, не давали покоя завоевателям (теперь отступателям). Советская Армия гнала их с востока, а мы с тыла ей помогали. В боях, можно сказать, мы были почти ежедневно. Приближали Победу как могли. В одном из боев я был ранен в руку в ноябре 1944 года. Партизанский врач сделал перевязку и я снова пошел воевать. Воевать вообще – то страшно. Надо быть внимательным, чтобы не напороться на засаду или же попасть под пулю снайпера, не отстать или же в сторону отойти.

Пришлось нам и Одер форсировать. Хотя он уже был форсирован наступающими войсками Советской Армии, только в другом месте В нашем районе мост через реку был разбит: одни фермы его торчали вверх, другие – погрузились в воду. Мы нашли баржу, погрузились в нее вместе с пулеметами и другим оружием, не успели отплыть от берега несколько десятков метров, начали взрываться мины, баржу нашу разнесло в щепки. Некоторые бойцы погибли, а кто остался в живых, оказался в воде. Меня подхватило течение и понесло, но пулемета я не бросил. Подоспевшие партизаны мне помогли – вытащили из воды. Начали мы по наваленным фермам моста пробиваться к берегу. Дошли до него мокрые, продрогшие. Сняли одежду, выкрутили, натянули и собрались подняться наверх. Ставали на плечи один другого и выбирались из – под моста. Вышел один наверх, вышел другой и … тишина. Ничего нам не говорят. Куда же они делись? Подошла моя очередь выбираться. Высунул голову, вижу – лежат наши ребята мертвые. Значит, где – то снайпер прячется и убирает партизан одного за другим. Я спустился назад, вниз. Сказал в чем дело. Посовещались, нашли другое место, выбрались. Перед нами деревенька, но пустая, жителей не видно. Наше подразделение заняло ее. Перебигали мы от дома к дому, чтобы не попасть под пули снайпера. Командир подготовил гранату, попросил меня поднять дверку, ведущую на чердак одного дома, бросил туда гранату. Как раз на этом чердаке сидел снайпер. Сняли мы его.

Через некоторое время мы узнали о Победе, очень обрадовались ей, ведь не один месяц к ней шли.

25 мая 1945 года для меня и других бойцов – партизан война и пребывание в Европе закончилось. Нас отправили на Дальний Восток: одних в Манчжурию, других – на войну с Японией, а я попал в Корею. Служил в Посеньяне. Здесь войны уже не было. Я не стрелял и в меня не стреляли.

В 1947 году нас вывезли из Кореи в Советский Союз – в город Комсомольск – на – Амуре, здесь я служил до конца 1951 года.

После войны работал в тракторной бригаде с. Мироновка. В армии выучился на шофера, заправщика, тракториста – машиниста I класса. Был бригадиром тракторной бригады.

За труд на земле в мирное время награжден медалью «Ветеран труда». У меня хорошая дружная семья, в которой выросло четверо детей. Сын Сергей с женой Ольгой живут с родителями в доме, который построили в 1962 году».

Ныне супруги на пенсии. Николай Матвеевич болеет, видимо дала о себе знать война и беспрерывная работа. Он инвалид.

Награды: медаль «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Кореи». Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова и юбилейные.

 

 

Записала Хоренко М. С.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.