Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа. Нравоучение



Беседа

«Много наказаний грешному», – грозит Псалмопевец (Пс. 31, 10). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан.

Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: «Укройтесь на мгновение, доколе не пройдет гнев» Господень (Ис. 26, 20).

Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «Сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей» (Пс. 26, 5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, «пошел на гору Елеонскую» (2Цар. 15, 30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей.

И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: «Я... подобно облаку покрыла землю» (Сир. 24, 3).

Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься?

Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего – как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: «Бог отмщений, Господь, Бог отмщений» явился (Пс. 93, 1).

Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: «Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39, 13).

Постигает враг невидимый: «Он стал, как медведь в засаде, как лев в потаенном месте» (Плач. 3, 10).

Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: «Погонюсь, настигну, ... обнажу меч мой и истребит их рука моя» (Исх. 15, 9).

Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее «и волос с головы нашей не пропадет»(Лк. 21, 18).

О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, да не постыдимся, рабы Твои!

Нравоучение

Пророк Божий Моисей, грозя людям, если бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую полагает нашествие иноплеменников: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, – пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши» (Втор. 28, 15, 49–50).

Разительно это пророчество на нас сбывается, когда карой многочисленных нашествий иноплеменников, грехов ради наших, казнит нас Господь каждое мгновение, «в которое мы видели злое» (Пс. 89, 15). За то, что«не сохраняем завета Божия и не хотим ходить в законе Его» (Пс. 77, 10), «посылает на нас Господь народ издалека» (Втор. 28, 49), как устремление орлиное. «Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне» (Плач. 4, 19)...

За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово, предает нас Господь в плен, как говорит Давид: «Отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов» (Пс. 77, 61). Предал их в руки врагам, и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их...

За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу врагам наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя»(Втор. 28, 47–48).

Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, пойдем следом тех людей, которые, «когда Он (Господь) умерщвлял их, они искали Его и скорообращались... к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их» (Пс. 77, 34–35).

Если обратимся к Богу, то и Бог к нам обратится, и защитит от варварского пленения, и избавит от Своего праведного наказания, и помилует нас. Если же не обратимся... Блюдем, как бы не постигло нас сказанное у пророка Исайи: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20), ибо это говорят уста Господни.

Прилог

В час зол блаженну мужу случилося умрети: Обычне древу сыру при сухом горети.

От лавры святого Саввы в пятнадцати поприщах была другая лавра, называемая Хузива. При ней жил некий отшельник Иоанн со своим учеником. Ученик же его, видя каждый день в Иерусалиме от персов мятеж и скорбь, грозившие запустением, молил своего отца, говоря: «Верую, отче, то, что хочет Бог сотворить, не скроет от тебя. Скажи и мне, молю тебя, будет ли запустение граду сему? »

Но старец отвечал ему: «Не принуждай меня, чадо, кто я такой? И откуда могу это знать? Человек грешный я».

Но ученик не отступал от него со своим прошением, чтобы сказал, чему быть должно, ибо знал о его прозорливости. Тогда старец, прослезившись, сказал: «Поведаю тебе, чадо, что открыл мне Бог прежде сих пяти дней. Молясь, увидел я себя восхищенным на святое Лобное место, и народ с клиром взывающий: Господи, помилуй! Воззрев же, увидел я Господа нашего, пригвожденного на Кресте, и Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Он же отвращал лицо Свое от народа, говоря: «Не послушаю их, поскольку осквернили Церковь Мою». Потом люди перешли в церковь святого Константина и там продолжали взывать: Господи, помилуй! Последовал и я в церковь с клиром и народом. Когда же пошел поклониться туда, где обретено было древо Честного Креста, увидел некий смрадный поток, текущий из церкви. Стояли там два светолепных старца, и я обратился к ним: «Не должно ли бояться Бога, не заботясь об этом потоке? Помолиться не можем от смрада. Откуда злосмрадие это исходит? » И те старцы сказали мне: «От беззакония людей этого города». Тогда я обратился к ним: «Не можете ли очистить это, чтобы мы помолились Господу? » Но они отвечали мне: «Верь, авва, только огнем очистится то, что видишь».

Рассказав это, старец заплакал и обратился к своему ученику: «Говорю тебе, чадо, повеление пришло от Бога: да отсечена будет глава моя. Много молился я, дабы не попустил этого, но поведал Господь, что сбудется сказанное».

И когда говорили и скорбели так отшельники, вдруг напали на них варвары. Ученик бежал, а старцу они отсекли голову и ушли.

Вернувшись, ученик нашел своего отца усеченным, пал на тело его, горько плакал, а затем положил его во гробах отеческих. Так, вместе с плевелами исторгнута была и пшеница.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.