|
|||
Список литературыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Студентка группы 11-РиСО Пыхалова А. О. Эссе по курсу «Философия»
Выгода одного – ущерб для другого (по мотивам отрывка из книги М. Монтеня «Опыты»)
«Шекспир полон реминисценцией из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нем писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой.. » (Из предыстории к изданию: Монтень. Опыты. Издательство «Правда», 1991)
Мишель де Монтень родился во Франции в замке Монтень, принадлежавшем его семье. Монтень никогда не бедствовал и не нуждался, но с малых лет задумывался о справедливости, видя, что происходит на улицах. В то время начались религиозные войны. Монтень часто выступал посредником между католиками и гугенотами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский. Становление Мишеля Монтеня как философа проходило в эпоху философии Возрождения, когда господствовало антропоцентрическое направление, где человек прибывал в центре Вселенной и был целью всех совершающихся событий. Мишель Монтень уникальный философ – последний гуманист Возрождения и первый моралист Нового времени. В своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими направлениями. В первом томе книги «Опыты» его философские предпочтения отдаются стоицизму. Затем значительное влияние в его работах имел эпикуреизм. Но основным и главным направлением в его жизни стал скептицизм, известный еще со времен Античности. Его скептицизм нечто среднее между жизненным и философским скептицизмом, жизненный – результат горького житейского опыта и разочарований, а в основе философского лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. «Опыты» - это ряд самопризнаний, вытекающих из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа. По словам философа, всякий человек отражает в себя человечество. В истории и в жизни общества Монтень обнаруживает мощную движущую силу, которую называют выгодой, или потребностью. Он говорит о том, что к изменению взглядов людей побуждает выгода. Одна из глав «Опытов» называется «Выгода одного - ущерб для другого». В ней Монтень приводит примеры, которые оправдывают название этой главы. Афинянин Демад осуждал другого афинянина за его ремесло - торговлю похоронными принадлежностями, которая приносит прибыль, если многие умирают. Монтень возражает, что на этом основании плохим можно назвать почти любой способ получать доход: купец, земледелец, архитектор, судья - все получают выгоду в ущерб другим людям. Врачи процветают, когда много больных, и даже священники заслуживают почет благодаря нашим порокам и смерти. Монтень приводит суждение древних о всеобщем законе природы: «Рождение, рост и увеличение каждой вещи есть изменение и разрушение другой» и заканчивает главу цитатой из Лукреция, довольно точно переданной у Флорио: «Все, что, изменившись, выходит за свои пределы, означает смерть того, чем оно было раньше». Главный вопрос сочинений Мишеля Монтеня: «Что я знаю? ». Ответ неутешителен: «человек знает слишком мало и не может знать многого». Проблема выгоды одних и ущерба для других людей, является философской, здесь поднимается главный вопрос философии, соотношение сознания к материи, человека к миру. Это всеобщая проблема, затрагивающая все сферы человеческой жизни. В своих работах Мишель Монтень дает читателю право на сомнение, право выбора. «Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона» - надпись на надгробье философа. Эта надпись как нельзя лучше выражает основную идею произведений Монтеня. Нельзя ли достичь выгоды без ущерба для других? Для себя я однозначно ответила на это вопрос – нет. Нельзя, ведь люди зависимы друг от друга. Тот, кто сильнее, выносливее может буквально идти по головам других, забирая их блага. Коллеги по работе находятся в состоянии постоянной конкуренции. Неудачи одного будут выгодно сказываться на заработной плате другого. Речь может даже и не идти о принципе социальности. Не всегда выгоду получают те, кто сильнее, это зачастую не конкуренция. Например, продавцы брендовых вещей, одежды или дорогой техники. Они фактически наживаются на том, что люди, в основном молодежь, всегда хотят иметь все самое новое, модное и дорогое. Здесь встает проблема морального устаревания вещей. Предметы устаревают физически гораздо позже, чем морально. Теперь возьмем, к примеру, родителей и детей. Мать жертвует своим здоровьем, красотой для того чтобы дать жизнь своему ребенку, отец обеспечивает семью, жертвует своими силами, отдает заработанные деньги на благо всей семьи. Фактически становление и рост детей происходит «на костях» родителей, как бы это жестоко не звучало. Это пример добровольного пожертвования своими интересами, средствами ради выгоды других. Список литературы
|
|||
|