|
|||
Путешествие в страну Вниманию" Путешествие в страну Вниманию" (диагностика и коррекция произвольной сферы у детей младшего школьного возраста) Введение Одна из основных жалоб педагогов начальной школы – «невнимательность» довольно большого числа учеников. Действительно, многим младшим школьникам свойственно недостаточное развитие произвольности, маленький объем, слабое распределение и недостаточная устойчивость внимания. Так же многие дети не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности (или объекта) на другой. Недоразвитие данного познавательного процесса приводит к отставанию при изучении школьной программы, проблемам в общении, неврозам. Развивается произвольная память, внимание, мышление; дети учатся управлять своим поведением, планировать и контролировать свои действия. Формирование произвольности – довольно длительный и сложный процесс. А неразвитость произвольной сферы часто приводит к тому, что даже при достаточном уровне развития всех познавательных процессов ребенок становится труднообучаемым, положительная мотивация к обучению не формируется. Поэтому важно уже в начале первого класса выделить детей с недостаточно развитой произвольностью психической сферы как одну из групп риска. Основная часть Каждый год во второй четверти я провожу групповую диагностику сформированности приемов учебной деятельности у детей первых классов - Приложение 1.
По результатам трех тестов выделяется группа детей с недостаточно развитой произвольностью психических процессов, неумением ориентироваться на систему требований, предложенную взрослым, неразвитостью зрительного и слухового восприятия, недостаточной способностью к самоконтролю и анализу своих действий. С этими детьми в третьей четверти проводится серия из 8 занятий – игр «Путешествие в Cтрану Вниманию» по развитию произвольности и формированию умения принимать учебную задачу, планировать свои действия, действовать по инструкции (конспект одного из таких занятий приводится в Приложении 2.
Учитывая особенности внимания детей, занятия проводятся с небольшой группой (4 – 6 человек). Продолжительность занятия – 20-30 мин., причем занятие построено таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим (это позволит сделать работу детей динамичной и менее утомительной). Для создания положительного психологического настроя, занятие начинается и заканчивается одними и теми же ритуалами. Продуктивность занятий во многом зависит от положительной мотивации детей. Всевозможные игры (в т. ч. и подвижные), задания - «сюрпризы», использование игрушек – «помощников» позволяет сделать занятия не только полезными, но и интересными. Постоянным персонажем на этих занятиях становится ворон – Мастер Внимайка, который задает детям вопросы, помогает, поощряет и критикует. По окончанию курса каждый ребенок получает «свидетельство» от Мастера Внимайки.
Конечно, наивно надеяться, что 8 встреч в кабинете психолога сделают проблемных учеников внимательными и полностью уберегут от дальнейших трудностей с учебой, которые могут у такого ребенка возникнуть. Но, делая контрольную диагностику в конце курса, я каждый раз убеждаюсь, что практически у каждого ребенка увеличивается объем, улучшается распределение и концентрация внимания, а также появляется способность работать по сложной многоступенчатой инструкции. А у некоторых (как правило, у тех, чьи родители добросовестно выполняли со своими детьми рекомендованные мной «домашние задания») прогресс достаточно значителен. Поэтому важно вести просветительскую работу с теми родителями, дети которых испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточной произвольностью психических процессов. Этой цели служат родительские собрания – консультации, которые проводятся дважды - перед началом занятий и по их окончании. На вводном родительском собрании обсуждаются следующие вопросы:
На итоговом родительском собрании отмечается степень продвижения детей, даются конкретные рекомендации и подробно описываются те игры и упражнения на развитие произвольного внимания, которые легко провести с ребенком дома. (Материалы к родительскому собранию см. в Приложении 3.
Итак, если есть единая стратегия в действиях психолога, педагогов, ведущих класс, и, конечно же, главных воспитателей – родителей учеников, эффективность подобных занятий существенно повышается, а «невнимательных учеников» становится меньше. Менделевич Л. П., педагог-психолог
|
|||
|