|
|||||||||||||||||||||||
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭССЕ
В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:
Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществоведческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например: - это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед); - портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе); - можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т. д.
В приложении можно увидеть несколько работ учащихся, собранных в педагогическом портфолио. Там вы найдете и «эталонное» эссе, и работы по разным темам, и сочинения, написанные с заведомыми недочетами, на которых удобно практиковать такое упражнение, как рецензирование эссе. Для данного упражнения предложим следующий порядок действий. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭССЕ
Прежде всего, отметьте, что вам понравилось в подготовленной работе. Напишите свои предложения по доработке эссе (если она требуется).
Для того чтобы Вам было легче отмечать позитивные моменты и недоработки эссе, Вы можете последовательно ответить на такие вопросы: 1. Заявлена ли в данной работе авторская позиция (отношение к предмету обсуждения)? Насколько четко она обозначена (а) вполне ясна; б) недостаточно ясна; в) неясна)? 2. Насколько автор понимает смысл высказывания (а) вполне; б) недостаточно; в) не понимает)? 3. Удалось ли автору привести убедительные аргументы и факты в защиту своей позиции (а) да, веские аргументы подкреплены фактами; б) аргументы присутствуют, но они не достаточно убедительны или аргументы не всегда согласуются с фактами; в) отсутствие аргументации или не соответствие аргументов заявленной позиции)? 4. Владеет ли автор эссе научной терминологией (а) да, использует в контексте грамотно; б) владеет, но не всегда точно применяет; в) не владеет)? 5. Удалось ли автору структурировать свою работу (а) да, структура четко прослеживается; б) структура размыта, отсутствуют некоторые части: например: нет введения или заключения; в) работа полностью не структурирована)?
По каждому вопросу подсчитайте примерное количество баллов за работу (при выборе позиции а – 2 балла; позиции б – 1 балл; позиции в – 0 баллов), суммируйте и укажите полученный итоговый результат. Максимально возможное количество баллов – 10 баллов.
Напишите итоговое заключение по прочитанной Вами работе, в котором сделайте общий вывод (например: завершенная грамотная работа; работа, в целом, грамотная и завершенная, но нуждается в доработке; работа нуждается в существенной доработке, содержит ряд недочетов и т. д. ).
|
|||||||||||||||||||||||
|