![]()
|
|||
Приложение 10.3. Технология развития критического мышления учащихся. (краткая учебная информация)Приложение 10. 3 Технология развития критического мышления учащихся (краткая учебная информация)
Технология была разработана в середине 1990-х годов в США; она объединила множество известных в то время приемов организации творческой учебной деятельности учащихся. Под критическим мышлением авторы данной технологии (Клустер, Халперн) понимают разумный, взвешенный подход к принятию решений (как следует поступать и во что верить). Цель технологии – научить учащихся не только находить нужную информацию и понимать ее, но и критически ее оценивать, осмысливать, применять на практике. Человек, который мыслит критически: а) формирует собственное мнение; б) совершает ответственный выбор между различными точками зрения; в) решает проблемы; г) аргументированно спорит; д) ценит совместную работу, в которой возникает общее решение; е) умеет ценить чужую точку зрения. Характеристики критического мышления (Дэвид Клустер). Критическое мышление – это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное, оценочное, аргументированное, социальное (коллективное). Этапы реализации ТРКМ: 1. Вызов (пробуждение интереса к обсуждаемому предмету, самоопределение учащихся относительно обсуждаемого предмета). 2. Осмысление (организация активного восприятия учениками изучаемого материала, соотнесение старых знаний с новыми). 3. Рефлексия (обобщение материала, подведение итогов, определение направлений дальнейшего поиска). Роль учителя в ТРКМ: 1) направляет усилия учеников в определенное русло; 2) сталкивает различные суждения; 3) побуждает к принятию самостоятельных решений; 4) дает ученикам возможность самостоятельно делать выводы; 5) подготавливает новые познавательные ситуации. Основные приемы ТРКМ: 1) кластеры; 2) инсерт (читая текст, дети на полях делают пометки: + (знаю), - (не знаю), ? (мне это интересно, хочу знать); 3) «Выглядит как… Звучит как…» (пустыня, война и т. д. ); 4) «тонкие» и «толстые» вопросы (в левом столбце таблицы записываются вопросы, на которые можно дать однозначный простой ответ – «тонкие»; в правой – те, на которые невозможно дать простой ответ – «толстые»); 5) задавание вопросов; 6) опорные сигналы; 7) логико-смысловые модели; 8) «оценочное окно»; 9) прием «плюс – минус»; 10) «бортовые журналы»; 11) мозговой штурм; 12) «аквариум»; 13) синквейн; 14) «карусель» и др.
|
|||
|