Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 10.3. Технология развития критического мышления учащихся. (краткая учебная информация)



Приложение 10. 3

Технология развития критического мышления учащихся

(краткая учебная информация)

 

Технология была разработана в середине 1990-х годов в США; она объединила множество известных в то время приемов организации творческой учебной деятельности учащихся.

Под критическим мышлением авторы данной технологии (Клустер, Халперн) понимают разумный, взвешенный подход к принятию решений (как следует поступать и во что верить).

Цель технологии – научить учащихся не только находить нужную информацию и понимать ее, но и критически ее оценивать, осмысливать, применять на практике.

Человек, который мыслит критически:

а) формирует собственное мнение;

б) совершает ответственный выбор между различными точками зрения;

в) решает проблемы;

г) аргументированно спорит;

д) ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;

е) умеет ценить чужую точку зрения.

Характеристики критического мышления (Дэвид Клустер). Критическое мышление – это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное, оценочное, аргументированное, социальное (коллективное).

Этапы реализации ТРКМ:

1. Вызов (пробуждение интереса к обсуждаемому предмету, самоопределение учащихся относительно обсуждаемого предмета).

2. Осмысление (организация активного восприятия учениками изучаемого материала, соотнесение старых знаний с новыми).

3. Рефлексия (обобщение материала, подведение итогов, определение направлений дальнейшего поиска).

Роль учителя в ТРКМ:

1) направляет усилия учеников в определенное русло;

2) сталкивает различные суждения;

3) побуждает к принятию самостоятельных решений;

4) дает ученикам возможность самостоятельно делать выводы;

5) подготавливает новые познавательные ситуации.

Основные приемы ТРКМ:

1) кластеры;

2) инсерт (читая текст, дети на полях делают пометки: + (знаю), - (не знаю), ? (мне это интересно, хочу знать);

3) «Выглядит как… Звучит как…» (пустыня, война и т. д. );

4) «тонкие» и «толстые» вопросы (в левом столбце таблицы записываются вопросы, на которые можно дать однозначный простой ответ – «тонкие»; в правой – те, на которые невозможно дать простой ответ – «толстые»);

5) задавание вопросов;

6) опорные сигналы;

7) логико-смысловые модели;

8) «оценочное окно»;

9) прием «плюс – минус»;

10) «бортовые журналы»;

11) мозговой штурм;

12) «аквариум»;

13) синквейн;

14) «карусель»

и др.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.