|
|||
Имя прилагательноеЗадание 1. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в данных примерах. Обратите внимание на семантические, синтаксические и стилистические особенности этих форм. 1. Книга полезная. Книга полезна детям. 2. Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника. 3. Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей. 4. Девушка грустная. Девушка сегодня грустна. 5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска. 6. Малыш больной. Малыш болен. 7. Слоны очень умные. Слоны умны. 8. Старик глухой, говорите громче. Молодой человек глух к просьбам. Задание 2. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. 1. Требования к работникам фирмы были (своевременны, своевременные, своевременными). 2. Учитель был (добр, добрый), но и (требовательный, требователен) ко всем ученикам. 3. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 4. Пропуск занятий (нежелательный, нежелателен). 5. Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 6. Актёр был (естествен, естественен) в своём поведении. 7. Старый лес (величествен, величественен). 8. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой).
Задание 3. В каких предложениях возможна взаимозамена полных и кратких прилагательных, а в каких — невозможна и почему? 1. Только такой представлялась ему подруга — свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот пришла, и вся изба стала золотой (А. Н. Толстой). 2. И Нинке тоже весело смотреть на деда. Был он чернобород, красногуб, щеки румянец залил, только руки дрожат. Лежат они на белой салфетке, широкие, корявые, и дрожат. 3. К вагону стали подходить пассажиры. Они были понурые, невыспавшиеся, и Нинке было жаль их. 4. Пели они весело, а глаза были строги и печальны, а когда песня кончилась, надолго замолчали (В. Потанин). 5. – И тут, Александр Кузьмич, я с вами совершенно согласная (Б. Ахмадуллина). 6. - Какой же ты смешной, мой миленький! (Н. Чернышевский). 7. - Житья тебе на людях настоящего не найти. Смешон больно (М. Горький). ... 8. — А мне ваша личность незнакома, — сказала врач (Е. Евтушенко). 9. Вообще жизнь темна и загадочна (А. Чехов). 10. — Поручик Арчаковский — личность довольно темная, едва ли не шулер (Я. Куприн). 11. — Я не знаю, — неуверенно сказала Настя, — наша бригада слабая... (Ф. Абрамов).
Задание 4 . Образуйте краткую форму от приведённых ниже прилагательных. Укажите возможные варианты. Болезненный, безжизненный, бесчисленный, величественный, воинственный, бессмысленный, действенный, естественный, искренний, медленный, родственный, тождественный, торжественный, царственный, явственный, надменный, таинственный, пустынный, забавный.
Задание 5. Поставьте прилагательные в форму простой сравнительной степени. Отметьте вариантные формы сравнительной степени. Дайте стилистическую характеристику вариантов. 1. Этот огурец на вкус (горький), чем все остальные. 2. Голос его от волнения становился все (звонкий). 3. Результаты тренировок показали, что нашим биатлонистам надо быть еще (меткий). 4. Слезы градом катились по щекам, и ей казалось, что они становились все (соленый). 5. Он любил, чтобы чай был (сладкий). 6. Неужели нет поезда (поздний)? 7. Нет тебя (красивый), родная столица! 8. Петя был тихий, очень скромный мальчик, и совершенно нетрудно было быть (бойкий) и (ловкий) его. 9. Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви. 10. Во всем поселке не было сада запущенней и (дикий).
Задание 6. Охарактеризуйте стилистическую окраску следующих вариантных форм имен прилагательных, выражающих степень признака. Вернее - верней, смелее - смелей; короче - покороче, дешевле - подешевле; самый яркий - ярчайший, самый талантливый - талантливейший; самый важный - важнейший - наиболее важный - наиважнейший; большой - очень большой - большущий - большой-большой, большой-пребольшой.
Задание 7. Какую функциональную нагрузку несут выделенные прилагательные в форме сравнительной степени? 1. Не исключено, что на конференции футбольным людям предложат такой вариант. Бог с вами, кто говорит о том, что лига не нужна. Необходима! Внесем лишь коррективы в систему ее управления. Мягше надо, мягше, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, не так, как нынешнее руководство ПФЛ. Кому же не хочется «мягше»? Но момент истины в том, что «мягше» — это значит в обход закона, по пути компромиссов, без хирургии (из газеты). 2. И зародилась в те стародавние времена одна ведьма. Трудно сказать, какой она зародилась, писаной красоткой или хитроумной прихохоткой, только она была ведьмее всех ведьм (Е. Пермяк). 3. А Земля — ведь она тоже наподобие картины. Всех картин картинней (Е. Евтушенко). 4. Орел самодержица / черней, чем раньше, / злей, / орлинее (В. Маяковский).
Задание 8. Отметьте особенности формы и стилистической окраски выделенных прилагательных. 1. — Самодельную махорку производит наипервейшую, — пояснил Михаил Спиридонович. (А. Алексеев). 2. Когда Митя был несмышленышем, ему часто по ночам мерещился Киклоп, злоковарное чудище с одним-единственным огненным глазом, замыслившее истребить весь карповский род (Б. Акунин). 3. С одной стороны, биологически, он [человек] животное, как волк или обезьяна. А с другой — это член общества, элемент более высшей системы, принадлежит ей (Н. Амосов). 4. — С виду он у тебя тихоня, а вреднющий страсть какой. 5. И в глазах притемнилось. Не помнил, как его и в дом-то ввели под белые руки (Т. Толстая). 6. Зоотехника заслали в самую распродальнюю дыру в районе (Ф. Абрамов).
Задание 9 . Образуйте от данных географических названий прилагательные с суффиксом -ск-: а) с чередованием конечных согласных основы по модели: Ветлуга – ветлужский. Елабуга, Калуга, Ладога, Луга, Онега, Пинега. б) без чередования согласных основы по модели: Выборг – выборгский. Бранденбург, Гаага, Гамбург, Екатеринбург, Зальцбург, Люксембург, Марбург, Нюрнберг, Оренбург, Петербург.
Задание 10. Определите, чем различаются синонимичные прилагательные и косвенные падежи существительных. Книжные полки — полки для книг, мамино платье — платье мамы, садовая решетка — решетка сада, каминные щипцы — щипцы для камина, арифметические задачи — задачи по арифметике, математическая точность — точность в математике, заводские работники — работники завода, братские отношения — отношения братьев, вечерняя прогулка — прогулка вечером, водопроводная труба — труба для водопровода.
Задание 11. Возможно ли подобрать синонимы с использованием косвенных падежей существительных для следующих словосочетаний? Детский вопрос, полевой командир, чайная колбаса, атлантическая сельдь, Балтийский флот, писчая бумага, юношеские мечты.
|
|||
|